Анализ функционирования системы взаимодействия с конкурентами ОАО «Промприбор»
Современным инструментом поиска причинно - следственных связей проблем с ориентацией на долгосрочные решения является стратегический анализ. Стратегический анализ - это начальный этап стратегического управления в любой организации, открытой внешнему миру. Рассмотрим его более подробно на промышленном предприятии ОАО «Промприбор». Стратегический анализ для ОАО «Промприбор» является средством преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план. На этом этапе отследим наиболее важные для будущего изучаемого предприятия стратегические факторы, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на его функционирование. Целью анализа стратегических факторов будет являться выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон ОАО «Промприбор». При анализе внешнего окружения ОАО «Промприбор» ограничимся только теми стратегическими факторами, которые оказывают существенное влияние на его деятельность: покупатели, поставщики, конкуренты. На установление именно такого круга значимых факторов внешней среды повлияли средние размеры, история, характер деятельности (приборостроение) предприятия и его направление на развитие. Проанализируем состояние тех факторов, с которыми ОАО «Промприбор» находится в непосредственном взаимодействии. Анализ потребителей продукции ОАО «Промприбор» является сферой деятельности маркетинговой службы. Предприятие ориентировано на несколько категорий покупателей (приобретающих оборудование для процессов налива, слива, перекачивания, газоотделения, учета, фильтрации, дозирования светлых и темных нефтепродуктов, ТНП). Специалисты отраслевого отдела маркетинга ОАО «Промприбор» работают в основном с владельцами нефтебаз и АЗС, крупными нефтяными компаниями «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Роснефть», «Сибнефть», нефтеперерабатывающими заводами России и зарубежья (Белоруссии, Украины и др.). Наиболее крупные заказы в 2007 г. были на автоматизированные системы налива, которые поступили от таких предприятий, как ОАО «Воронежнефтепродукт» (14000 тыс. руб.), ОАО «Липецкнефтепродукт» (6400 тыс. руб.) и ОАО «Туланефтепродукт» (9600 тыс. руб.). На сегодняшний день предприятие имеет более 40 компаний - дилеров. Наиболее активно они работают в Центральном регионе (36,7%), в Уральском и Поволжском регионах (по 10%), в Центрально - Черноземном регионе (6,7%), а также в Ближнем зарубежье (Латвии, Украине, Белоруссии, Казахстане) (16,7%). Самый большой объем продаж продукции ОАО «Промприбор» за 2007 г. приходится на таких дилеров, как ООО «Веста» (г. Ливны) (11556198,06 тыс. руб.), ООО «Спецоптпоставка» (г. Москва) (21247734,95 тыс. руб.), ООО «Счетчики» (г. Москва) (13024209,50 тыс. руб.) и ООО «АЗСТРАСТСТРОЙ» (г. Самара) (21819963,68 тыс. руб.). ОАО «Промприбор» заключает договора с ООО «Стройсити», согласно которому эти дилеры принимают на себя обязательства вести торговую деятельность по реализации продукции ОАО «Промприбор», осуществлять сбор информации о потребительском спросе на продукцию данного предприятия, а также аналогичную продукцию на территории своей деятельности; принимать активное участие в продвижении продукции ОАО «Промприбор» на рынке. У ОАО «Промприбор» могут появиться новые потребители, в связи с тем, что российские нефтегазостроители готовятся к выполнению масштабных задач по сооружению объектов нефтегазового комплекса, впереди освоение нефтяных месторождений Ямальского полуострова, шельфов Охотского, Баренцева и Карского морей. За период с 2006 по 2007 гг. объем добычи и переработки нефти растет, увеличивается загрузка (с 63% в 2006 г. до 67,5% в 2007 г.).
Производственная деятельность ОАО «Промприбор», себестоимость и качество ее продукции напрямую зависит от субъектов, снабжающих предприятие различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п. Наиболее крупные из них: ОАО «Красный Выборжец» (г. С.-Петербург), ЗАО «Ступинская металлургическая компания» (г. Ступино), ЗАО «Гарант» (г. Москва) и др. Эти поставщики обладают достаточно большой конкурентной силой и могут поставить ОАО «Промприбор» в высокую зависимость от себя. Некоторые поставщики предлагают особые условия сотрудничества: оказание специфической техпомощи, предоставление своих программ подготовки специалистов и т.д., заключение с ними соответствующих контрактов открывает перед ОАО «Промприбор» возможности создавать новые виды конкурентоспособной продукции.
Конкуренция - это самый очевидный фактор внешней среды ОАО «Промприбор», но, несмотря на свою очевидность, это наименее изученный фактор. Анализ продаж топливораздаточного оборудования, наверное, единственный более - менее точный индикатор процессов, происходящих на рынке розничной реализации нефтепродуктов Факторы среды косвенного воздействия прямо не касаются краткосрочной деятельности ОАО «Промприбор», но могут повлиять на его долгосрочные решения. Наибольшую важность для данного предприятия представляют экономические, технические, политико-правовые и социально - экономические компоненты. Многие компании отметили увеличение спроса на предлагаемое ими оборудование. По словам поставщиков свыше 60% проданных в 2004 году колонок было установлено на новых станциях и около 40% - на реконструированных. Большинство операторов убеждено, что подобное соотношение сохранилось и в 2008 году. Что касается спецификации ТРК, то зафиксирован значительно возросший спрос на многопродуктовое оборудование. Одно - и двухпродуктовые покупались в основном либо для скоростного отпуска дизельного топлива, либо для станций с низкой пропускной способностью. Еще одна тенденция 2008 г., которую отметили большинство поставщиков ТРК, - увеличение спроса на колонки с напорной системой подачи топлива. В целом же, по мнению поставщиков оборудования 2008 г. ничем особенным не отличился: объемы реализации остались практически на уровне 2007 года. Единственное, что можно отметить в 2008 году, - это некоторое увеличение продаж колонок российского производства.
Всего в России за 2008 г. было реализовано 9792 техники: 8139 техники - отечественного производства; 1653 техники - зарубежного производства, из них 123 техники - бывшей в эксплуатации. Таким образом, на долю российского оборудования приходится около 83% продаж, в то время как доля импортного (нового) оборудования в структуре спроса составляет 16%. На поддержанные колонки пришелся лишь 1% рынка. При сравнении конкурентов ОАО «Промприбор» среди российских производителей ведущие позиции по поставкам оборудования в 2008 году занял завод «Автозаправочная техника» (г. Серпухов): на долю «АЗТ» пришлось 83% техники выпущенной отечественными производителями. Остальные поставки распределились следующим образом: завод «Промприбор» (г. Ливны) занял 7% рынка; по 4% рынка досталось компаниям «Петролеум Системз» (г. Новосибирск) и «С-Бенч» (г. Рязань); по 1% - компаниям «Штрих-М» (г. Москва) и Воронежскому механическому заводу (г. Воронеж). Графическое отображение основных конкурентов ОАО «Промприбор» и их долей, занимаемых на рынке топливораздаточного оборудования, представим на рисунке 3.
% - «ВМЗ» (г. Воронеж); 1% - «Штрих - М» (г. Москва); 4% - «С-Бенч» (г. Рязань); 4% - «Петролеум Системз» (г. Новосибирск); 7% - ОАО «Промприбор» (г. Ливны); 83% - «АЗТ» (г. Серпухов) Рисунок 3 - Основные конкуренты ОАО «Промприбор» в области производства оборудования для нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей экономики
Проанализируем каждого непосредственного конкурента, представленного на рисунке 3, и выявим взаимодействие ОАО «Промприбор» с ними. Лидер по поставкам топливораздаточного оборудования в 2008 г. - серпуховская «АЗС» является первым и крупнейшим заводом по производству оборудования для АЗС. Несмотря на черные годы переходного периода, спрос на продукцию отечественного пионера сохранился довольно высокий; более того, с каждым годом он растет. За последние несколько лет АЗС сделала огромный рывок в устранении проблем, ранее встречавшихся в ее ТРК, и по улучшению качества выпускаемой продукции, что не могло не отразиться на объемах продаж. В результате завод занял 68% российского рынка топливораздаточного оборудования.
По информации «АЗТ», около 50% всей продукции было продано через региональные сервисные центры, которые действуют сегодня практически во всех регионах России и четырех странах СНГ. В 2008 г. сервисные центры показали довольно высокие объемы продаж - от 100 до 40 ТРК. Среди сервисных представителей «АЗТ» - компании «Кубаньтехснаб» (г. Краснодар), «Махачкала АЗС Сервис» (г. Махачкала, Республика Дагестан), ИП «Блинков» (г. Кемерово), компания «Метролог» (г. Самара) и многие другие. Довольно высоким спросом пользуются серпуховское оборудование и среди ВИНКов. Большие объемы продукции были отгружены региональным подразделениям «Сибнефти» («Екатеринбургнефтепродукт» и «Омскнефтепродукт»). По принципу централизованных поставок уже второй год ведутся работы с «Ростнефтью», «Лукойлом» и региональным подразделениями ТНК-ВР. В «АЗТ» значительно возрос спрос на многопродуктовое оборудование. На 12% в 2008 году возрос спрос на раздаточное оборудование с напорной технологией подачи топлива: в колонках серии «Нара 7000», работающих с погружными насосами, отечественные клапаны двойного действия были заменены клапанами фирмы «Данфосс», в результате чего надежность оборудования значительно возросла, что и увеличило его популярность. Еще одним секретом высокой востребованности серпуховской техники в «АЗТ» считают переход на комплектацию колонок моноблоками собственного производства. В настоящее время вместо моноблоков, производимых Воронежским механическим заводом, на серпуховские ТРК устанавливаются гидравлические блоки собственного производства, что значительно повысило качество и надежность техники. В 2007 г. завод ОАО «Промприбор» реализовал 6% всего российского рынка топливораздаточного оборудования. Поставки осуществлялись как мелким компаниям, так и ВИНК. Выбор в пользу «Ливенок» сделали в частности «Славнефть», «Сибнефть», ТНК. Спрос на ливенские колонки в 2008 г. значительно возрос, отмечают в компании. Начались поставки в рамки новых регионов: в Приморский край, Красноярский край. Центрально-Черноземный район. Казахстан и др. по сравнению с 2006 г. Значительно увеличился спрос и на многопродуктовые колонки: в структуре продаж 2007 они занимают 49%. Возросла реализация ТРК с напорной системой подачи топлива. Как известно, «Промприбор» производит АНП-10 - аналог погружных насосов Fe Petro и Red Jacket, спрос, на который увеличился.
Среди основных достижений завода можно отметить выпуск ТРК «ливенка» с улучшенным дизайном. Колонки изготавливаются с напорной и всасывающей гидравликой. Запущены в серийное производство ТРК со скоростной подачей топлива - до 100 л/мин. Разработан образец топливораздаточной колонки модульного ряда, позволяющей отпускать одновременно на две стороны от одного до четырех видов топлива. Также подготовлены к производству ТРК с системой газовозврата. Что касается сервисного обслуживания техники, то сегодня сервисные представительства «Промприбор» работают в 16 регионах: Оренбурге, Самаре, Перми, Астане, Пензе, Воронеже, Владивостоке, Ярославле и др. -й год был для предприятия в целом довольно успешным, и в компании убеждены, что положительная тенденция сохранится, и объемы продаж ТРК возрастут. В отличие от двух предыдущих производителей топливораздаточного оборудования - заводов «АЗТ» и «Промприбор», унаследовавших советскую производственную базу, компании «Петролеум Системз», основанной в 1998 г., деятельность пришлось начать практически с нуля. Не было ни производственной базы, ни станков, ни другого оборудования. Несмотря на столь сложное начало, по результатам 2007 г. компания реализовала 350 ТРК (4% рынка топливораздаточного оборудования РФ). «Петролеум Системз» производит топливораздаточное оборудование на основе итальянской гидравлики Nuovo Pignone. Остальные части ТРК - это собственные разработки компании. Предмет особой гордости «Петролеум Системз» - электронная начинка, по некоторым параметрам превосходящая электронику, которой комплектуется техника ведущих мировых производителей. -й год компания считает успешным. Если ранее основными потребителями ее ТРК были автозаправки Новосибирска и области, то в прошлом году география поставок значительно расширилась. К регионам, где работает оборудование «Петролеум Системз» добавились Дальний Восток, Урал, Омск, Кемеровская область, Казахстан. Покупателями были как независимые операторы, так и сбытовые подразделения ВИНКов. Планы на 2009 г. у компании традиционные: наращивать объемы производства и выйти со своей продукцией в другие регионы. Рязанское предприятие «С-Бенч» также начинало производственную деятельность с чистого листа. С той лишь разницей, что компания специализируется на сборке ТРК из комплектующих чешско-японского концерна Tatsuno-Bene. По словам директора компании Виктора Гордова, 2007-й год был «средненьким»: предприятие продало 345 рязанских «бенчей» (4% российского рынка топливораздаточного оборудования). Среди покупателей доминировали индивидуальные заказчики - постоянные покупатели этих ТРК («Башкирнефтепродукт», «Энергия-Байт», «Инвестпром», «Татнефтепродукт», «Антекс», «Паркойл», «развитие» и др.). Как отметили в компании, в 2007 г. наибольшим спросом пользовались многопродуктовые колонки серии ВМР 2000 и ее модельного ряда, при этом существенно снизился интерес покупателей к простеньким моделям и практически исчез к ТРК портального типа. По итогам продаж 2008 г. Воронежский механический завод, производящий ТРК под брендом «Россиянка», реализовал 87 колонок (1% российского рынка). Основные покупатели - независимые операторы. Около 30% проданных колонок были оборудованы напорной системой подачи топлива. По словам представителя завода, довольно успешным был опыт сотрудничества с украинской компанией «Шельф», у которой ВМЗ под заказ приобретает либо гидравлику, либо корпуса. В планах на 2009 г. - дальнейшее наращивание продаж и совершенствование производимого оборудования. Кроме того, компания планирует продолжить успешное сотрудничество с украинским «Шельфом». Еще один производитель топливораздаточного оборудования на основе итальянской гидравлики - московская компания «Штрих - М» в 2008 г. реализовала 70 ТРК (1% российского рынка). Основными покупателями ТРК были независимые операторы. Наибольший спрос зафиксирован на многопродуктовые колонки. Планы на 2009 г. традиционные - наращивать объемы производства и совершенствовать технику. Совершенствование и новаторский подход к производству является отличительной чертой данного производителя: «Штрих - М» первым в России стал комплектовать свои ТРК мультимедийными моторами. При всей активности российских производителей, импортное оборудование, несмотря на его высокую стоимость, становится на отечественном рынке все популярнее. Практически все поставщики отмечают, что спрос на импортную технику растет. Наглядно представление о выявленной группе конкурентов ОАО «Промприбор» можно получить из позиционной карты, изображенной на рисунке 4. Для построения позиционной карты выберем размерность, т.е. весовые характеристики (цену и качество продукции), позволяющие дифференцировать данное предприятие в отрасли. Предприятия, представленные на рисунке 4, являются явными конкурентами. Однако конкурентная среда ОАО «Промприбор» формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Может возникнуть угроза проиграть конкурентную борьбу фирмам, вновь пришедшим на рынок. ОАО «Промприбор» могут бросить вызов организации, производящие замещающую продукцию. Именно поэтому завод ОАО «Промприбор» реализовал 6% всего российского рынка топливораздаточного оборудования. Поставки осуществлялись как мелким компаниям, так и ВИНК. В последнее время увеличился спрос на многопродуктовое оборудование, которое и выпускает ОАО «Промприбор», в результате чего оно является достойным соперником, способным составить конкуренцию по поставкам оборудования для нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей экономики. Таким образом, ОАО «Промприбор» доказывает свое положение на рынке оборудования тем, что выпускаемая им продукция соответствует всем требованиям рынка, что позволяет ему поддерживать лидирующее положение на мировом уровне. Поскольку эта организация имеет такие высокие показатели, то она составляет достойную конкуренцию другим фирмам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|