Программное обеспечение физического воспитания школьников
физический воспитание аномалия нарушения речь Известно, что в нашей стране на протяжении многих лет физическое воспитание строится на основе государственных программ, которые за время существования СССР претерпевали значительные изменения. В настоящее время действует Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей, подготовленная в 1993 году В.И.Ляхом [46]. В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности. К основным задачам физического воспитания в школе относятся: укрепление здоровья содействие нормальному физическому развитию; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности. Особенность данной Программы заключается в том, что содержание учебного материала делится на две составные части: базовую и вариативную (дифференцированную). Для школьников младших классов (1-4 классы) в содержании базовой части (52 часа в год) входит развитие двигательных способностей: координации движений, скорости, силы, выносливости, гибкости; двигательных умений и навыков и самостоятельные занятия. Вариативная часть программы (16 часов в год), связанная с региональными и национальными особенностями, разрабатывается специалистами республиканских, краевых и областных органов образования [46].
Однако следует отметить, что несмотря на государственный характер данной Программы, в настоящее время она не является обязательной для исполнения в целом ряде учебных заведений. Более того Программа не дает специальных учебных материалов для школьников, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. Тем не менее, базово-вариативный подход позволяет учителю достигнуть оптимального базового уровня физической подготовленности [14, 39, 44, 58, 67]. Многие специалисты считают правильным подход разработчиков данной Программы, которые выделили в качестве самостоятельного раздела ее вариативную часть, которая расширяет возможности использования современной системы физкультурного образования в средней школе [46]. На наш взгляд, представляет интерес работа И.И.Сулейманова [56], в которой авторы показывают, как можно эффективно строить учебно-воспитательный процесс по физической культуре в новых учебных заведениях (гимназии). Эти занятия основаны на дифференцированном подходе. Авторы считают, что для реализации поставленной цели - укрепление и поддержание здоровья школьников, повышение их физической работоспособности - определены следующие этапы: первый - этап начального физкультурного образования; второй - этап базового физкультурного образования; третий - этап углубленного физкультурного образования. Этап начального физкультурного образования охватывает 1-3-й классы и решает задачи приобщения юного гимназиста к физической культуре, привития интереса к уроку физической культуре, развития физических качеств, создания основных двигательных умений и навыков. Содержание учебного материала при этом планируется с учетом физического состояния, а учебная группа дифференцируется как низкая, средняя и высокая (с подразделением их соответственно на группы «зайцев», «белок» и «ежей»).
Целый ряд авторов, отмечая известный факт, что двухразовые регламентированные занятия физическими упражнениями в неделю не позволяют учителю в полной мере организовать целенаправленную работу по совершенствованию физической подготовки школьников, предлагают шире применять дифференцированный подход к использованию учебной программы для младших школьников Одну из альтернативных программ разработали И.И.Сулеманов [56], суть которой заключается в следующем. Авторы предлагают применять для школьников 1-3-х классов дифференцированный подход с использованием игрового метода. Программа состоит из пяти глав: первая включает в себя содержание учебного материала дифференцированных уроков физической культуры для учеников начальной школы; вторая предусматривает дифференцированное развитие физических качеств учащихся младших классов; третья посвящена вопросам домашнего задания по физической культуре школьникам как одной из форм повышения двигательной активности учащихся и привития навыков самостоятельного выполнения физических упражнений; четвертая глава раскрывает игровые средства физического воспитания, используемые на дифференцированных уроках физической культуры; пятая включает в себя нормативные требования к учащимся 1-3-классов. По мнению А.С.Гречко [21] в программе должна быть сформулирована следующая цель физического воспитания: укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию. Одним из путей достижения этой цели служит учебная дисциплина «физическая культура», задачами которой являются: развитие двигательных способностей; обучение важным двигательным умениям и навыкам; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
По нашему мнению, представляет практический и теоретический интерес концепция физического воспитания школьников, разработанная Ю.А.Янсоном [63]. Она базируется на пяти концептуальных идеях и пяти требованиях по формуле «5+5». Они заключаются в следующем: 1 Физическое воспитание школьников направлено на реализацию целей исторически сложившейся системы физического воспитания и решения оздоровительных и воспитательных задач. 2 На основе целей и задач физического воспитания определяются средства (физические упражнения), методы (система методов), формы организации занятий физическими упражнениями школьниками разных возрастных групп. 3 Обосновывается необходимость формирования физкультурного и спортивного центра школы. 4 Занятия физическими упражнениями для всех школьников строятся путем создания рационального двигательного режима ученика, класса, школы в целом. 5 Процесс физического воспитания школьников осуществляется на основе измерений показателей состояния здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности школьников. В концептуальные требования, по Ю.А.Яносону [63], входя следущие разделы: 1) оптимизация, интенсификация и ритмизация процесса физического воспитания; 2) комплексный подход в решении задач физического воспитания; 3) реализация возрастного аспекта в методике занятий физическими упражнениями; 4) дифференциация и индивидуализация занятий физическими упражнениями; 5) психологическое обеспечение физического воспитания школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|