Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Функции процесса обучения.. 6. Цели обучения.




5. Функции процесса обучения.

Процесс обучения осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Обучение, развитие и воспитание тесно связаны между собой. Подобно тому, как личность целостна и едина, так и процесс ее обучения целостен и един. Формировать всесторонне развитую личность - значит обучать основам наук, общим методам познания, творческому мышлению и рациональному использованию знаний на практике, эмоциональному восприятию окружающей действительности. Процесс обучения предполагает и овладение учащимися специальными умениями и навыками.

Сложен вопрос о соотношении обучения и развития. Развитие, являясь результатом обучения, выступает как готовность личности к самостоятельной организации своей умственной деятельности в соответствии с возникшими или поставленными задачами разного уровня сложности. Признаками развития можно считать: дисциплинированность мышления, способность продуктивно усваивать новое, системность знаний, умение применять их в разнообразных условиях, способность переносить приемы умственной деятельности в новые условия, познание сущности явлений, теоретическое мышление и способность организовать свои действия. По ходу обучения необходимо развивать у учащихся восприятие, память, наблюдательность, мышление, речь, воображение. Эти качества личности формируются в процессе такого обучения, которое вовлекает учащихся в творческую систематическую самостоятельную работу.


 

Обучение выполняет и воспитывающую функцию. Воспитание осуществляется через содержание, формы и методы обучения. Огромное влияние на учащихся оказывает личность учителя. На каждом уроке решаются такие воспитательные задачи: формируются мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды, поведение и деятельность в обществе, система идеалов и потребностей. Решение этих задач невозможно без усвоения знаний, определенных понятий, соблюдения требований, норм, традиций. Реализация воспитательной функции обучения и состоит в том, что оно придает формированию новых положительных качеств личности целенаправленный характер.

Системный подход является методологическим направлением научных исследований, ориентирующих ученых на изучение сложных систем не только как целостных объектов, но и отдельных элементов в их взаимосвязях и отношениях. В учебно-воспитательном процессе внутри одной учебной дисциплины также возможен системный подход.

В педагогике таким целостным объектом исследования является единство обучения, воспитания и развития учащихся. Имея данные о результатах системного исследования соответствующих объектов, учитель может успешно применять системный подход к учебно-воспитательному процессу.

 

6. Цели обучения.

Одним из определяющих компонентов процесса обучения является его цель. Цель обучения связывает воедино все основные компоненты процесса обучения, определяет его направление и в значительной степени

детерминирует общий результат, эффективность педагогических воздействий.

В педагогической литературе отмечается многоуровневый характер педагогических целей. Так, Т. И. Ильина предложила три уровня педагогических целей:

1) цель, задающая общее направление деятельности всех учебно- воспитательных учреждений общества и определяющая характер педагогического воздействия; она соответствует представлению общества об идеале человеческой личности, выражает требования общества к человеку;

2) педагогические цели на определенном уровне формирования личности;

3) оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного занятия или какого-то иного мероприятия.

Реализация целей образования невозможна без постановки и решения главных и соответствующих частных целей. При определении конкретных целей обучения важно установить не только то, что должны, но и что реально могут достичь обучаемые. Четкая научная организация учебно- познавательной деятельности учащихся и предполагает осмысление конкретных целей и задач урока, которые ими будут решаться сознательно и последовательно в течение всего занятия.

Образовательные цели и задачи воспитания

Общие цели образования, воспитания и развития перед школой выдвигаются обществом и отражаются в государственных документах (Стандарт образования). Затем они конкретизируются в программах по отдельным учебным предметам, учебниках, методических пособиях для учителей, дидактических материалах для учащихся. Кроме общих целей и задач, к каждому занятию учитель формирует частные. Четкая постановка перед учащимися целей и задач обучения особенно важна в современной школе в связи с широким привлечением учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике. Так как обеспечить достижение этих целей и задач должен учитель, образовательная цель формулируется для него и учащихся. Образовательная цель определяет, какого учебного результата следует добиться школьникам под руководством учителя, каким объемом знаний, навыков и умений овладеть и на каком уровне (репродуктивном, творческом) их применять, какие требования будут предъявляться детям по окончании занятия.

Воспитательные цели и задачи воспитания

В процессе обучения задачи образовательные, воспитательные и развивающие решаются в неразрывном единстве. Они объединяются общей задачей всестороннего и гармонического развития учащихся.

Всестороннее развитие личности означает рост ее духовных и физических сил, ее творческих способностей и индивидуальных дарований, формирование человека как гражданина, как нравственной и культурной личности. Как же осуществляется воспитание в процессе обучения? Нужно ли определять воспитательную цель занятий?

Как и обучение, воспитание является сложной педагогической деятельностью учителя, воздействующей на личность учащегося в соответствии с общими задачами школы. Воспитание как специфическая педагогическая деятельность имеет свои методы и приемы, принципы, средства воздействия на учащихся, общую цель и конкретные задачи. Но процесс воспитания длится долго, и ощутимые его результаты можно выявить нескоро. Чтобы успешно его решить, необходимо повышать воспитательный эффект каждого занятия.

Готовясь к уроку, учитель четко определяет, на формирование каких личностных качеств нужно акцентировать внимание, формулирует воспитательные задачи (но учащимся их не объявляет), тщательно продумывает методы, приемы и средства их решения. При этом он учитывает содержание учебного материала, возраст и поведение учащихся, их подготовку в образовательном и воспитательном плане, качества личности, которые уже выработаны и требуют закрепления в поведении и поступках детей, и те, которые нуждаются в дальнейшей работе по их формированию. Учитываются и индивидуальные особенности школьников, требующие особого внимания в воспитании. Воспитательные цели и задачи учитель решает благодаря правильной организации учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения дидактического плана. Учение как важнейший труд детей дает возможность для формирования таких качеств личности, как настойчивость, инициативность, творческая активность, самостоятельность, честность, чувство долга и ответственности перед учителем и коллективом учащихся.

Цели и задачи развивающего обучения

Развитие человека, становление его личности - это целостный процесс, в котором взаимосвязаны разные его стороны и качества: физические, умственные, трудовые, эстетические, нравственные.

Физическое развитие личности характеризуется крепостью организма, совершенным функционированием нервной системы, мускульной и других систем, силой, скоростью, точностью, ловкостью, ритмичностью, грациозностью движений. Оно проявляется в хорошем здоровье, устойчивости организма, способности к физическому напряжению, в управлении человеком своим телом, стремлении поддерживать статус физической культурой, гимнастикой, спортом, а также в удовлетворении от мускульной активности, совершенством собственных движений.

Умственное развитие человека отражается в его высокой общей и специальной образованности, широком круге и системности знаний о природе и обществе, культуре речи, умении пользоваться знаниями, применять их в умственной и практической деятельности. Оно выступает в общих и специальных способностях личности: в любознательности, в стремлении к приобретению и обогащению знаний, самостоятельных решений новых познавательных задач, в удовлетворении своих познавательных интересов, в систематизации приобретенных знаний. Кроме этого, умственное развитие связано с владением приемами умственной деятельности, что предполагает способность выполнять умственные операции при решении новых задач, требующих переноса усвоенного способа деятельности в новые условия.

Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новыми знаниями, навыками, умениями. Его эффективность зависит от содержания, методов, средств и способов организации процесса обучения. Все методы способствуют умственному развитию в большей или меньшей степени. Это зависит в первую очередь от внутренней структуры методов обучения, от приемов активизации и характера заданий и способов их выполнения. Так, репродуктивные задания менее способствуют умственному развитию, чем эвристические, творческие.

Для всесторонне развитой личности важным является ее эстетическое отношение к действительности, выражающееся в восприятии и переживании красоты в природе, труде, произведениях искусства и в жизни, в стремлении к красоте в быту и в отношениях людей. Нравственная сторона развития личности завершает ее характеристику.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели формулируются и реализуются в учебно-воспитательный процесс школы комплексно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...