8. Основные этапы процесса обучения.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Познание - широкое понятие и включает в себя обучение. Обучение как отражательно-преобразовательная деятельность совершается по законам человеческого познания, конкретизирующимися в зависимости от предмета познания и индивидуальных особенностей человека. Процесс обучения представляет собой акт взаимодействия разных элементов, в ходе которого происходит передача и усвоение социального опыта. Здесь выделяют четыре основных этапа: 1. Восприятие материала, подлежащего усвоению. 2. Осмысление материала, образование понятий. 3. Закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков. 4. Применение на практике усвоенных знаний, умений и навыков. Первый этап Восприятие - психический процесс, предполагающий отражение в сознании человека предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств, частей, связан с пониманием целостности отражаемого. В восприятие входят не только данные непосредственных ощущений, но и прошлый опыт, который, как правило, богаче непосредственных ощущений. Поэтому одна из задач обучения - активизировать имеющиеся знания, связать их со вновь изучаемым учебным материалом. Это способствует узнаванию нового, подключению к восприятию жизненных наблюдений и чувств учащихся; развивает умение выделить главное и существенное; активизирует усилия в изучении изучаемых проблем. Понимание - мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности. Понимание осуществляется путем установления связей между уже известным и неизвестным, явлениями и процессами, путем сознания причин и следствий развития изучаемых объектов. Организуя восприятие нового материала, учитель предварительно ставит познавательные задачи: что надо усвоить? с какой целью? Затем раскрывает содержание учебной информации для создания общего о ней представления, направляет внимание учащихся на главное и существенное. Но восприятие и понимание еще не обеспечивают полного усвоения изучаемого. Они - суть основания для более глубокой и разносторонней обработки исходных данных в умственной деятельности.
Второй этап За восприятием и пониманием следует осмысление, в ходе которого обогащается изучаемое (оно становится более полным, глубоким и разносторонним), формируются отношения к изучаемому, уверенность в справедливости определенных выводов, правильности информации, развиваются убежденность и умение отстаивать собственное мнение. Для эффективного осмысления используются разнообразные приемы умственной деятельности: сравнение, сопоставление, выделение главного и существенного, обобщение и т. д. На этом этапе формируются понятия, раскрывается сущность изучаемых предметов и явлений, происходит обобщение знаний как своеобразный результат обучающей и познавательной деятельности. Образование понятий - сложный процесс. Здесь выделяются два пути (способа) формирования понятий: индуктивный и дедуктивный. Индукция - это способ рассуждения от частного к общему. Индукция начинается с накопления знаний о возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, учащиеся делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Дедукция - это способ рассуждения от общего к частному. Дедуктивный способ формирования понятия дает ученикам знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знаний общих законов и правил.
Третий этап Восприятие и осмысление, которые способствуют формированию понимания и обобщения изученного, требуют закрепления, которое организуется, как правило, путем повторного осмысления, неоднократного воспроизведения учебного материала в полном объеме или в его существенно важных частях. Для закрепления требуется заучивание теорий, правил, законов, выполнение письменных и устных упражнений. Необходимо подвести учащихся к пониманию изученного, а не к механическому усвоению. Полезно проводить закрепление на примерах, упражнениях, фактах, которые не были упомянуты при изложении нового материала. Такой подход способствует установлению новых связей усвоенного с ранее приобретенным опытом. Целесообразно организовать самостоятельную работу учащихся по составлению задач, нахождению причин и следствий изучаемых явлений и т. д. Такая организация закрепления углубляет знания, развивает способности учащихся. Четвертый этап Заключительный этап обучения - процесс применения знаний, умений и навыков на практике. Этот процесс осуществляется в самых разнообразных видах и во многом зависит от содержания, учебной дисциплины, специфики темы и мастерства учителя. Применение изученного можно организовать в заключительной части урока, на практических упражнениях и использовать при этом самые разные виды обучения - от конкретных индивидуальных заданий до коллективной мыслительной деятельности. Все стадии процесса обучения существуют не изолированно, они протекают в диалектической связи и взаимозависимости. Так, уже во время восприятия развиваются элементы понимания, осмысления; тесно переплетены обобщение, закрепление и применение знаний. Последовательность всех этапов усвоения не всегда одинакова. Изучение нового может начаться с решения конкретной задачи, а может и с представления общего и теоретического материала. Здесь нет единых правил.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|