7. Обучение как двусторонний процесс совместной деятельности учителя и учащихся.
Обучение в дидактике трактуется как специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей (преподавание) и учеников (учение), направленный на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. То есть обучение - это вид познавательной деятельности, где происходит взаимодействие двух познавательных процессов: деятельности преподавания и деятельности учения. Преподавание заключается как в передаче учащимся определенного объема знаний, так и в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся, их воспитанием и умственным развитием. Учение - процесс, в ходе которого на основе познания и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, связанные с формированием знаний, умений и навыков. Признаки процесса обучения: 1. двусторонний характер; 2. совместная деятельность учителя и учащихся; 3. руководство со стороны учителя; 4. специальная организация и управление; 5. целостность и единство; 6. соответствие закономерностям возрастного развития учащегося; 7. развитие учащихся.
Целостную структуру совместной деятельности учащихся и учителя образуют " субъект-объектные" и " субъект-субъектные" отношения. Отношение " субъект-объект" характеризует отношение ученика к изучаемому учебному предмету. Отношение " субъект-субъект" отражает отношение учащегося к учителю и другим ученикам. Система названных отношений может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны между собой все ее компоненты: отношение учащихся к целям и содержанию обучения, отношения учащихся между собой и к учителю; условия, в которых протекает учебная деятельность. Преподавание и учение становятся внешней формой, в которой протекает познавательный процесс, называемый обучением. Обучение как совместный процесс деятельности преподавателя и воспитанников имеет определенную структуру, состоящую из следующих элементов: 1. Учитель, преподаватель - как носитель цели обучения, как источник информации, организатор учения и человек, осуществляющий контроль за успеваемостью, воспитанностью, обучаемостью, способный в то же время к самоконтролю, анализу своей деятельности. 2. Учащийся - субъект учения - обладает определенными свойствами: он одновременно выступает как объект и субъект воспитания, является носителем врожденного потенциала сил и способностей (задатки, особенности), приобретенного опыта, активным помощником педагога в учебной деятельности, организатором собственного развития (самообразование, самовоспитание).
3. Учебная деятельность - всестороння активность объекта при выполнении дидактических функций субъектом обучения. Это процесс, включающий в себя систему целей, операций, действий, отношений и конечный результат - обучаемость, воспитуемость, развитость, а также развитие сил и способностей всех участников преподавания и учения, связь образования и самообразования. 4. Учебный предмет и средства обучения, то есть содержание образования и средства его получения. 5. Условия обучения: материально-технические, гигиенические, организационно-методические, этико-психологические. Данная структура обладает главным свойством: при взаимодействии всех элементов она развивается, совершенствуется, одновременно изменяя учителя и ученика. Особая роль в обучении отводится деятельности учения. Учение - это активная, созидательная и творческая деятельность ученика, связанная с системой познавательных действий. Позиция ученика в процессе обучения может выступать в качестве объекта и субъекта обучения. В учении присутствует синтез индивидуальных и коллективных действий, поскольку здесь представлена собственная деятельность ученика и классного коллектива. Результаты обучения находят отражение в качестве знаний, умений и навыков и формирующихся на их основе мировоззрении, жизненном опыте, познавательной и трудовой активности. Учебная деятельность - это система познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-познавательных задач. Определяющими условиями обучения как деятельности являются его цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), содержание учебного материала и мотивы учебной деятельности школьников. Эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы. Цели образования определяют его содержание. Мотивы учебной деятельности оказывают значительное влияние на активность учащихся, их отношения к учебному труду и, в конечном счете, на результаты обучения. В свою очередь, мотивы формируются в процессе обучения, воспитания и развития учащихся, зависят от организации учебно-воспитательного процесса, методов и приемов обучения, средств и содержания учебного материала. Цели обучения и воспитания обусловливают характер деятельности учителя и учащегося, формы и методы обучения, определяют направление учебного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|