Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4).4. Артикуляционная характеристика гласных звуков. Транскрипция текста. Анализ фонетического слова.




 

Фонетика

1). 1. Предмет фонетики. Специфика фонетики в сопоставлении с лексикологией и грамматикой. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Принципы их разграничения. Основные аспекты изучения фонетических единиц. Транскрипция текста. Анализ фонетического слова.

 

Фонетика (от греч. phō nē tikó s- звуковой, голосовой, phō nē ́ - звук) – раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их артикуляцию, акустические свойства, парадигматические системные отношения звуков, их сочетаемость, позиционные изменения звуков.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

В отличие от лексикологии(которую интересует предметное содержание слова - лексическое значение) и грамматики, (принадлежность к частям речи и роль в предложении), фонетику интерисует фонемный состав и слово, как ограниченная паузами последовательность звуков. морфология, синтаксис, лексикология изучают языковые единицы, имеющие лексическое значение. Фонетика изучает языковые единицы, которые не имеют лексического значения, но служащие для различения единиц грамматики и лексики.

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

Слог — наименьшая единица речевой цепочки.

Звук — минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

Длительность — время звучания сегмента речи.

Три аспекта фонетических исследований:

1) анатомо-физиологический (артикуляционный). Исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки. Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический). Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический). Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

 

2). 2. Устройство речевого аппарата. Механизмы речи. Транскрипция текста. Анализ фонетического слова.

Речевой аппарат включает в себя периферический и центральный. Центральный находится в головном мозге, состоит из нервных путей, узлов, связанных с периферическим. Периферический речевой аппарат как совокупность органов включает в себя:

-на нижнем этапе(органы дыхания)-легкие, бронхи, трахею.

-органы фонации (гортань, голосовые связки)

-органы артикуляции(полость рта, носа, полость глотки).

По способности двигаться все органы речи делятся на подвижные (нижняя губа, язык, нижняя челюсть) и на неподвижные (зубы, твердое небо, верхняя челюсть). Дыхательный аппарат производит необходимую для образования звука струю. Воздух из легких идет в дыхательное горло. Так он встречает первое препятствие - голосовые связки. Воздушная струя проходит сквозь их сдвиг, колебля голосовые связки. Следующий этап прохождения воздушной струи – это ротовая полость. Слабая струя воздуха, состоящая из чистого тона (что характерно для гласных), проходит ротовую полость свободно. Сильная струя воздуха, состоящая из тона и шума или одного шума, встречает на своем пути препятствия: сближение губ друг с другом, нижней губы с зубами, языка с зубами или нёбом.

3). 3. Звук речи как кратчайшая единица членения потока речи. Классификация звуков. Принципы классификации. Гласные и согласные звуки (сопоставительная характеристика). Транскрипция текста. Анализ фонетического слова.

Минимальной фонетической единицей, далее не делимой при чувственном восприятии, является звук. Звук – самая важная единица языка, т. к. он обеспечивает существование языка в целом. В отличие от таких языковых единиц, как фонема, морфема, лексема, предложение, звук не имеет своего значения. Он не называет предметов реальной действительности и не вызывает в нашем сознании никаких ассоциаций. Но, несмотря на свою незначимость, звуки вступают в комбинаторные отношения друг с другом, образуют морфемы и слова, которые имеют грамматическое и лексическое значения.

Русская фонетика использует следующие принципы классификации звуков: 1)физиологический принцип; 2)классификация на основе силы воздушной струи; 3)классификация на основе степени напряжённости органов речи в полости рта; 4) классификация на основе разного способа участия органов полости рта в образовании звуков.

1. Физиологический (артикуляционный) принцип предполагает изучение и сравнение способа образования всех звуков.

Наиболее важным органом в образовании русских звуков являются голосовые связки. Качество звука во многом зависит от того, как работают голосовые связки. Различное участие голосовых связок в образовании звуков русского языка помогло разделить все звуки русского языка на две группы: 1) гласные; 2) согласные.

Гласным называется такой звук, при произнесении которого голосовые связки предельно напряжены, активно работают и производят сильный голос. Акустическая основа гласных – это голос.

Согласным называется звук, при образовании которого голосовые связки напряжены не в полную силу, не активно производят голос. Неактивное образование голоса приводит к тому, что голос не составляет основы звука, а является лишь дополнением в образовании звука. В связи с этим в полости рта воздуху приходится преодолевать препятствие, в результате чего и образуется шум.

2. Классификация на основе интенсивности воздушной струи. При образовании различных звуков сила воздушной струи может быть разной: более сильной и более слабой. Такая классификация делит звуки на гласные и согласные.

Гласные образуются слабым напором воздуха, так как воздуху нужно привести в движение только голосовые связки.

Согласные образуются сильным напором воздуха, так как воздух на своём пути должен преодолеть различного рода преграды.

3. Классификация на основе напряжённости органов речи в полости рта. Эта классификация также подчёркивает деление звуков на гласные и согласные.

При образовании гласных все органы в полости рта напрягаются равномерно.

При образовании согласных в большей степени напряжены те органы речи, в области которых образуется преграда.

4. Классификация на основе разного способа участия органов речи полости рта в образовании звуков.

При образовании гласных звуков ни один активный орган речи в полости рта не создаёт дополнительного препятствия на пути воздушной струи. Поэтому в образовании гласных звуков нет дополнительного шума.

При образовании согласных какой-либо из активных органов в полости рта обязательно сближается с пассивным органом. Это образует дополнительный шум при преодолении воздухом преграды.

Гласные и согласные русского языка отличаются следующими признаками:

1. В основе образования гласных лежит активная работа голосовых связок. Для согласных характерна активная работа органов речи в полости рта.

2. В роли основы гласного звука выступает голос, основу согласного звука составляет – шум как следствие преодоления воздухом преграды в полости рта.

3. Гласные образуются слабым напором воздушной струи, согласные сильным, так как воздуху нужно преодолеть преграду в ротовой полости.

4. При образовании гласных все органы полости рта напряжены равномерно. При образовании согласного звука напряжены те органы речи, в области которых образуется преграда, которую должен преодолеть воздух.

5. При образовании гласных воздушная струя не встречает на пути никаких преград, при образовании согласных – воздушная струя должна преодолеть преграду на своём пути в полости рта.

6. Гласные могут звучать с большей или с меньшей силой, что позволяет им быть носителями ударения. Согласные произносятся всегда с одинаковой силой.

7. Большая сила произнесения даёт возможность гласным образовывать слог, т. е. гласные являются слогообразующими в русском языке. Согласные в силу своей малой звучности не способны образовывать слог в русском языке.

Система гласных называется вокализмом, согласных – консонантизмом.

4). 4. Артикуляционная характеристика гласных звуков. Транскрипция текста. Анализ фонетического слова.

Качество гласных звуков зависит от формы и объема речевого резонатора (в русском языке им является ротовая полость), что в свою очередь зависит от положения языка в ротовой полости и участия или неучастия губ в процессе артикуляции гласного звука.

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса — музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных:

-По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

-Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

-Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

 

5). 5. Артикуляционная характеристика согласных звуков. Транскрипция текста. Анализ фонетического слова.

Классификация согласных звуков русского языка проводится по четырём признакам: 1) в зависимости от степени участия голоса и шума; 2) по месту образования шума, или по месту образования преграды, на которую наталкивается воздух; 3) по способу образования шума, или способу преодоления преграды; 4) по наличию или отсутствию смягчения (палатализации, от лат. palatum «нёбо»). Каждый согласный может характеризоваться по четырём названным признакам.

1)Шумные и сонорные согласные различаются соотношением шума и тона.

К сонорным в русском языке относятся девять звуков: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [j]. Воздух устремляется либо через нос ([м], [м'], [н], [н']), либо в проход между боковыми краями языка и щеками ([л], [л']). Отсутствие шума может быть связано с мгновенностью преграды ([р], [р']) или с достаточно широким характером самой щели ([j]). В любом случае шум не создается и основным источником звука оказывается тон (голос), создаваемый колебанием голосовых связок.

В образовании шумных согласных ([б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др. ) основную роль играет, наоборот, шум. Он возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Тоновая составляющая звука является не основной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных). Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием тона (голоса) в образовании согласного звука.

Звонкими, следовательно, являются все сонорные: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [j]. Среди шумных согласных к звонким относятся следующие звуки: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [ж: '], [з], [з'].

Глухие согласные произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными. К звукам указанного типа относятся только шумные: [п], [п'], [ф], [ф'], [т], [т'], [с], [с'], [ш], [ш: '], [к], [к'], [ц], [ч'], [х], [х'].

По наличию или отсутствию голоса многие согласные образуют пары. Принято выделять 12 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных. К звонким непарным относят все сонорные, к глухим непарным - звуки [ц], [ч'], [х], [х'].

2)По месту образования шума, или месту преодоления преграды, все согласные делятся на язычные (активным органом является язык) и губные (активным органом является нижняя губа). Активные органы речи действуют по отношению к пассивным – верхней губе, альвеолам, твёрдому нёбу. В зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные губные согласные делятся на:

губно-губные                                    губно-зубные

[п, п’, б, б’, м, м’]                                    [в, в’, ф, ф’]

Язычные делятся в зависимости от того, какая часть языка работает:

-переднеязычные (язык приближается к нёбу или к верхним зубам):

зубные (дентальные) (передняя часть языка приближается к верхним зубам): [т, т’, д, д’, с, с’, з, з’, ц, н, н’, л, л’];

нёбно-зубные (язык приближается к нёбу и создаётся преграда в области альвеол): [ш, ж, ж’, ш’, ч’, р, р’];

-среднеязычные (средненёбные) (средняя часть спинки языка приближается к среднему нёбу): [й];

-заднеязычные (задненёбные) (задняя часть языка сближается с мягким нёбом): [г, г’, к, к’, х, х’].

3)По способу образования шума согласные делятся на:

а)смычные, или взрывные, которые образуются при полном смыкании органов произношения (выдыхаемый воздух с силой разрывает преграду и возникает шум): [б, б’, п, п’, д, д’, т, т’, г, г’, к, к’];

б)щелевые (фрикативные) образуются при неполном сближении активного и пассивного органов речи, в результате чего остаётся узкая щель, через которую проходит воздух: [ф, ф’, в, в’, с, с’, з, з’, ш, ж, ш’, ж’, й, х, х’];

в)аффрикаты (смычно-щелевые, слитные) также образуются путём смыкания активного и пассивного органов, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход её в щель, как у щелевых звуков, т. е. начало, как у смычных звуков, конец – как у фрикативных: [ц, ч];

г)смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, в какую полость проходит воздух смычно-проходные делятся на:

носовые                                                   ротовые (боковые)

[н, н’, м, м’]                                                   [л, л’];

д)дрожащие – согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при расхождении воздушной струи: [р, р’].

4)Отсутствие или наличие палатализации зависит от наличия дополнительной среднеязычной (йотовой) артикуляции.

Палатализованные (мягкие) согласные характеризуются тем, что одновременно с основной артикуляцией средняя часть спинки языка поднимается к среднему нёбу. Палатализация может сопровождать любую другую артикуляцию, кроме среднеязычной. Поэтому звук [й], для которого среднеязычная артикуляция является основной называется палатальным.

Палатализованные – непалатализованные звуки образуют соотносительные пары по признаку мягкости – твёрдости:

[б – б’, п – п’, в – в’, ф – ф’, д – д’, т – т’, з – з’, с – с’, м – м’, н – н’, л – л’, р – р’, г – г’, к – к’, х – х’].

Непарными по мягкости являются всегда твёрдые [ж, ш, ц]. Непарными по твёрдости являются всегда мягкие [й, ч, ш’].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...