Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6).6. Понятие фонетического слога. Основные теории слогоделения. Определение слога как волны сонорности. Типы фонетических слогов. Транскрипция текста. Анализ фонетического слова.




6). 6. Понятие фонетического слога. Основные теории слогоделения. Определение слога как волны сонорности. Типы фонетических слогов. Транскрипция текста. Анализ фонетического слова.

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги.

В современном языкознании имеется несколько теорий слогоделения:

1. Экспираторная (физиологическая) – считает слог соответствием толчку выдыхаемого воздуха, т. е. выдоху. Границей слога является момент самого слабого выдыхания. Нечёткая теория, т. к. число слогов необязательно совпадает с количеством толчков выдыхаемого воздуха, в один толчок выдыхаемого воздуха может входить несколько слогов.

2. Теория мускульного напряжения во время артикуляции. Впервые её выдвинул французский лингвист М. Граммон (1929 г. ). Затем её развил Л. В. Щерба. Согласно этой теории, речевой поток произносится с последовательными усилениями и ослаблениями звукового ряда. Усиления связаны с произнесением гласных звуков, а ослабления – шумных согласных (особенно глухих). Часть речевого потока, начинающаяся с усиления и оканчивающаяся ослаблением мускульного напряжения, называется слогом. В его вершине есть слогообразующий звук. Перед ним находятся неслогообразующие звуки: де-ре-во. После слогообразующего звука также может идти неслогообразующий: спор, круг. Слог по этой теории всегда должен оканчиваться гласным звуком.

3. Теория гласности. По этой теории слог состоит только из гласного звука или из гласного и согласного звука. Законам русского языка эта теория не противоречит, но есть языки, в которых слог состоит только из согласного звука.

4. Акустическая (сонорная) теория. Слоги определяются дыхательным толчком, однако вершину слога образует только звук, обладающий наибольшей звучностью. Теория была развита датским учёным Есперсеном, который определял слог как сочетание наиболее звучного элемента с одним или нескольким менее звучными.

Широкое распространение в языкознании теория сонорности получила в разработке Р. И. Аванесова. Свою теорию слога он строил, опираясь на акустические и физиологические признаки звуков.

С физиологической стороны слог – это один толчок выдыхаемого воздуха, с акустической – сочетание менее звучного с более звучным звуком. Граница между слогами проходит в месте наибольшего спада и последующего нарастания звучности.

Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Вершину слога составляет слогообразующий слог. В русском языке слогообразующими могут быть только гласные, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных звуков

На основе разных признаков в русском языке выделяют разные типы слогов.

По отношению к ударению выделяют ударные, предударные и заударные слоги: зо-ло-то, пе-хо-та.

По положению в слове выделяют начальные, срединные и конечные слоги. Наиболее интересными по своему строению являются слоги, совпадающие с целым словом. Такие слоги являются в одно и то же время начальными и конечными. Они могут включать в себя до шести звуков: а, но, тот, блин, столб, страсть.

Ò 1) по характеру конечного звука: закрытый и открытый;

Ò 2) по характеру начального звука: неприкрытый и прикрытый;

Ò  3) по месту в слове: начальный, серединный, конечный;

Ò 4) по отношению к ударению: ударный и безударный (предударный, заударный). Фонетические слоги устанавливаются в соответствии с законом восходящей звучности.

7). 7. Ударение. Словесное ударение. Объединение слогов в фонетическое слово благодаря словесному ударению Энклитики и проклитики. Функции словесного ударения. Роль ударений в оформлении синтагм. Фразовое ударение. Транскрипция текста. Анализ фонетического слова.

Ударение – фонетическое выделение одного из слогов. В русском языке это выделение осуществляется более сильным напряжением артикулирующих органов, обусловливающим бó льшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества того или иного звука под ударением), и благодаря длительности гласных звуков. Ударение современного русского языка количественно-динамическое: гласный ударного слога, в отличие от безударных гласных, характеризуется относительно большей напряженностью произнесения, большей длительностью, а потому и более четким звучанием.

Словесное ударение является средством фонетического объединения слова в одно целое. Эта объединяющая функция словесного ударения осуществляется за счет выделения одного из слогов в слове (ударного), который «подчиняет» остальные (безударные).

Словесное ударение характеризуется всегда целым комплексом признаков: длительностью (количеством), силой, качеством.

1. Длительность ударного гласного является для русского языка его основным характерным свойством. По словам Л. В. Щербы, ударный гласный длиннее первого предударного в полтора раза. Т. е., русское словесное ударение является количественным или квантитативным (лат. quantitas – количество).

2. Сила звука. Русское словесное ударение является силовым, или динамическим (экспираторным), т. к. ударный звук произносится с большим мускульным напряжением.

3. Русское ударение является качественным, т. к. безударные гласные сильно отличаются от ударных.

Клитики

Проклитика (от греч. proklinō - наклоняю вперед) – безударное слово, которое предшествует ударному и сливается с ним в одно фонетическое слово. Например: [ пъ - рיּ иекיּ é ].

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра | и брат; сказал, | чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно при­мыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обыч­но односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некото­рые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: на спину, под руки.

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основ­ному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексиче­ском слове: до сада (ср. досада), на силу (ср. насилу), при воль­ном (ср. привольном)

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачива­ют некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, за­ключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сонцъ] (ср. на солнце [на-сонцъ]). У не­которых безударных местоимений произносятся гласные, не ха­рактерные для безударных слогов: те леса [т'э-л'иса] (ср. телеса. [т’ил'са]); дьяк он [д'ак-он] (ср. дьякон [д'акън]) и др.

Функции словесного ударения:

- функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и от­дельности слова путем выделения его интонационного центра (основная функция словесного ударения).

- словоразличительная функция, когда ударение служит для различения слов или форм слова (ср. рус. за­мок - замок, им. п. мн. ч. страны - род. п, ед. ч. страны);

- экспрес­сивная, когда с помощью ударения (в частности, растягивания уда­рного гласного) создается эмоционально-экспрессивная окрашенность слова (ср. рус. какой краси-и-вый).

- разграничительная функция: ударение отмечает границы слов в языках со связанным ударением.

Синтагматическое ударение - это более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме (ср. рус. погода ужас­ная). Иногда в целях усиления смысловой нагрузки слова (напри­мер, при противопоставлении) синтагматическое ударение перено­сится с последнего слова в синтагме на любое другое, что ведет к появлению так называемого логического ударения (ср. рус. я се­годня поеду к бабушке).

В интонационном оформлении синтагмы участвуют составные элементы интонации: мелодика, паузы, ударения, темп.

Фразовое ударение - это интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме или в наиболее важ­ной по смыслу синтагме (ср. рус. Вчера вечером (1 синтагма), когда часы пробили десять (2 синтагма), приехал брат (3 синтагма).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...