Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных.
13. Фонема как звуковая единица, выполняющая отождествительную и различительную роль в языке. Понятие фонемы и ее аллофонов в Московской и Петербургской (Ленинградской) фонологических школах. Фонологический анализ слова.
Фонема-это кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем. Фонема – это кратчайшая звуковая единица как независимая по своему качеству величина и потому сама по себе достаточная для разграничения звуковых оболочек словоформ. Фонемы выполняют следующие функции: -различительная функция - выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. -перцептивная (отождествительная) функция - функция доведения звуков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем -смыслоразличительная функция, т. е. функция различения значимых элементов языка — морфем и слов. -делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами). Смыслоразличительная функция – главнее, т. к. обуславливается тем, что за счет дифференциальных признаков фонем разграничиваются звуковые оболочки слов: < бар> - < пар> Аллофон-конкретная реализация фонемы. Аллофоны — это группа звуков, в которых проявляется данная фонема в зависимости от места в слове, соседства с другими звуками, ударяемости или безударности гласного и т. д. Так, фонема < а> имеет следующие аллофоны: [а] — в слове пат, [а·] — в слове мать, [•а] — в слове пятый, [ä ] — в слове пять
Московская фонологическая школа (МФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский. К школе принадлежали также П. С. Кузнецов, М. В. Панов и другие учёные. Важнейшее положение школы — необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного состава языка. Для представителей МФШ исходной единицей является морфема, фонемы рассматриваются только в сильной позиции. Например, в парах слов [стÙ лы́ //сто́ л// вÙ да́ /во́ ды// хÙ д'и́ т'/хо́ д'ит] выступает одна и та же морфема: вод-, ход-, стол-, хотя произносятся они по-разному. Идеи МФШ нашли применение в первую очередь в теории письма: в графике, орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, а также в исторической фонетике, диалектологии, лингвистической географии и преподавании неродного языка. Фонемы в учении МФШ - самостоятельные звуковые различия, служащие знаками различения слов языка, иначе говоря, минимальные составляющие звуковых оболочек минимальных знаковых единиц — морфем. Поскольку морфема понимается как множество чередующихся морфов, фонема предстаёт множеством звуков, чередующихся в составе морфов по фонетическим правилам. Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме. Основателем школы является Л. В. Щерба. Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич. Фонема в ЛФШ определяется как кратчайшая (неделимая во времени) звуковая единица данного языка, способная быть в нём единственным средством различения означающих морфем и слов. Представители ЛФШ принимают за исходную единицу словоформу. При этом признается равенство позиций (сильная и слабая), т. е. то, что не различается в произношении, не различается и в фонемной составе.
Например, в парах слов [стÙ лы́ /сто́ л], [пло́ т] - плод /плот –выступают разные фонемы: в словах столы ®//а //, стол ®//о //, плод - плот ® одна фонема //т //; в словах плод - плоды ®//о//- // т//, //а//- // д//. Основной принцип подхода ЛФШ к единицам звукового уровня языка — стремление связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности Сторонниками ЛФШ выделяются следующие функции фонемы: конститутивная — создание звукового облика значащих единиц языка (со стороны говорящего); опознавательная — другая сторона конститутивной, проявляющаяся при рассмотрении со стороны слушающего; различительная — использование своеобразия фонемного состава значащих единиц для их различения; является следствием конститутивной-опознавательной функции. Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции: перцептивную — способствовать отождествлению значимых единиц языка — слов и морфем; сигнификативную — способствовать различению значимых единиц. Фонема также может выполнять разграничительную функцию, что наблюдается в языках, в которых некоторые фонемы употребляются исключительно на границах значащих единиц московские фонологи считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. При этом не признаются самостоятельными фонемами: 1) мягкие [г'], [к'], [х'], т. к., по мнению представителей МФШ, эти звуки не являются самостоятельными и являются лишь вариантами фонем //г//, //к//, //х //, т. к. они не могут быть противопоставлены по тв. / мяг. в абсолютном конце слова, а если и встречаются мягкие варианты, то перед гласными [ и], [э], не могут быть перед [ у], [о], [ а]; 2) гласный [ы]. Представители МФШ считают, что звук [ ы] является вариантом фонемы // и // (т. е. звуки [ ы] и [ и] являются разновидностями одной фонемы //и // ). Они исходят из того, что употребление звуков [ ы] и [ и] обусловлено позицией: а) [ы] употребляется только после твердых, [ и] - только после мягких согласных: [ мы́ л] - [ м'и́ л], тогда как другие гласные фонемы могут выступать как после твердых, так и после мягких согласных в одинаковых фонетических условиях: [ ма́ л / м'а́ л // лу́ к / л'у́ к // мэ́ р / м'э́ р];
б) в составе одной и той же морфемы звук [ и] заменяется звуком [ ы] под влиянием предшествующего твердого согласного: играл – сыграл, синий – новый и т. д.; в) [ ы] не встречается в начале слова Петербургские фонологи насчитывают 41 фонему, из них 6 гласных и 35 согласных. 1. ПФШ рассматривает 6 гласных фонем, т. к. в зависимости от артикуляции в языке отчетливо воспринимаются на слух 6 разных звуков, используемых для разграничения слов и форм. Они считают, что звуки [ ы] и [ и] - отдельные самостоятельные фонемы, т. к. а) каждый из этих звуков мы свободно произносим в изолированном положении, что не характерно для вариантов гласных фонем; б) не всегда под влиянием твердого предшествующего согласного [ и] заменяется [ ы]: [ ша́ р // ша́ р'ик // стÙ лы́ / сто́ л'ик ]; в) в некоторых иноязычных словах [ ы] встречаются в начале слова: Ындин, Ыйсон. 2. ПФШ рассматривает [г'], [к'], [х'] как самостоятельные фонемы, т. к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители: // кур'и́ – к'ур'и́ //, // тку́ т / тк'о́ т // Несмотря на невозможность мягких [г'], [к'], [х'] в конце слова, в современном русском языке в некоторых случаях противопоставляются по твёрдости-мягкости перед гласными //а //, //о //, //у //: киоскёр, ликёр, Кюи, гяур и другие, но такого рода случаи исключительно редки. Разногласия существуют и по поводу трактовки сложных звуков [ ш̅ '], [ж̅ ']. МФШ рассматривают [ш̅ '], [ж̅ '] как самостоятельные фонемы, ссылаясь на то, что они не могут быть расчленены на два кратких мягких звука. Представители ПФШ отказываются видеть в данном случае особого рода фонемы, указывая на незначительную фонологическую активность такого рода сложных звучаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|