Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2) Нож ножик. 1 разжечь. 10)  .10. Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков. Транскрипция текста. Анализ 2-3 примеров позиционных изменений и мены гласных, имеющихся в тексте (с привлечением других слов для сопоставления).




2) Нож ножик

3) Сбежать смыть

 

1 разжечь

2 отчет


Позиционная мена. К позиционной мене согласных относятся разноплановые процессы, объединяемые общим признаком – они не знают исключений. Позиционная мена согласных связана с признаками: участие голоса и шума, места образовани, способ образования шума.
1)Данному типу подвергаются согл., парные по признаку участия голоса и шума в их образовании. За пределами остаются все сонорные и шумные ц, дз, ч, дж., которые подвергаются не мене, а позиционным изменениям. Мена по участию голоса и шума происходит в трех позициях:
-шумные звонкие согласные попажают в позицию абсолютного конца слова закономерно заменяются парным им шумным глухим(сады-сат)
-Шумные звокие солг., попадая в позицию перед шумным глухим, заменяюся парным им шумным глухим(улыбаться-улыпка)
-Шумные глухие перед шумными звонкими заменяются парными им шумными звонкими(косить-козьба)
2)Мена по месту образованя шума. Данному типу мены подвергаются переднеязычные зубные(з, с)попадающие в позицию перед небно-зубным переднеязычным(ж, ш, щ, ч)В этой фонет. Позиции зубные заменяются небно-зубными(сошью-шыть, согнем-жаром)
Необходимо отметить, что данный тип мены связан с теми согл., которые образуются фрекативным сособом или являются аффрикатой. Переднеязычнын зубные по способу образования смычные или смычн-проходные не подвергаются этой мене(поджарить, больше)
Также мэта мена не наблюдается в позиции перед р, который хотя и явл. Небно-зыбным, но не относится к щелевым или аффрикатам(разрыть, ращитать)
3)Мена по способу образования. Подвергаются смычные согл. (д, т)перед щелевымисогл(з, с) и аффрикатами(ц, ч)
(катаца)
В данной позиции на месте подобных сочетания появляется аффрикаты ц или ч с призвуком т (отче)
Результатом позиц. мены согл. Является ассимиляция. При полной совпадают в одном звуке и перестают различаться(счат)
При неполной звуки совпаают по каким-либо признакам, но не перестают различаться по другим, Уподобление происходит по одному из четырех признаков(ложка-лошка)

Позиционные изменения. Процессы, происходящие как тенденция, но имеющие исключения.

2)беречь бы

3) размять

 

Выделяется три типа:
1)Оглушение сонорных согл
Сонорыне являются непарными по участию голоса и шума, поэтому они не подвергаются позиц. мене поэтому признаку. Однако в двух фонет. позициях сонорные немного теряют свою звучность, т. е. немного оглушаются. В абсолютном начале слова перед шумным глухим(рты)
В позиции абсолютного конца слова после шумного глухого(Вопль)
2)Оглушение непарных г, ч, х. Непарные глухие в позиции перед звонкими согл. Заменяются особыми сложными звуками, которые находятся за пределами фонет. системы руского языка. Как правило на стыке знаменательного слова и служебного(отец бы, очь бы, оглох бы)
3)позиц. Изменение сонорного йода. Йод в основном своем де, т. е. как сонорынй выступает только о позиции перед ударным гласным. В остальных заменяется неслоговым и(война)
4)ассимилятивное смягчение согл. Тв. Согл. В позиции перед мяг. Согл. Могут становиться мягкими (снег, стена)

10)  . 10. Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков. Транскрипция текста. Анализ 2-3 примеров позиционных изменений и мены гласных, имеющихся в тексте (с привлечением других слов для сопоставления).

К основным случаям позиционной мены гласных относятся случаи качественной редукции гласных звуков А, О, Э в безударных позициях. Качественная редукция –это ослабление звучания, которое сопровождается изменением акустико-артикуляционных характеристик (звук меняет свои ДП). Различают позиции: ударная – звук остается без изменений (сильная позиция); первая предударная – первая степень редукции; вторая (все остальные безударные позиции) – вторая степень редукции (слабые первая и вторая позиции). Звуки И, У, Ы качественным изменениям не подвергаются, меняются только количественно. Качественная редукция указанных звуков имеет разные результаты еще в зависимости от того, после мягкого или твердого согласного они стоят.

Позиц. мена звуков может быть перекрещивающейся и параллельной. При перекрещ. мене образуются ряды, имеющ. общий член или несколько членов. Гл. а, о после тв. согл., различающиеся под ударением, в первом предударном совпадают в звуке л, а во втором предударном и заударном слогах — в звуке ъ: садовод — сады — сад — по саду: [съдлвот] — [слды] — [сат] — [по съду]. Шар шары шаровой

Безуд. гл а, о, э после мяг. согл. также образуют перекрещ. ряды: пятачок — пя ти — пять — на пять: [п`ьтлч`ок]—[п`иэт`и]—[п`ат`]—[на п`ьт`].

Параллельная мена характ. для гл. и, ы, у. У этих гл. в безуд. полож. не изменяет. качество звучания, оно лишь несколько ослабляется: литье — лить — вылить: [л`ит`jо] — [л`ит`] — [выл`ит`] луг луга луговой

. 11. Позиц. изменения ударных гласных. Ударные гласные непереднего ряда под влиянием соседних мягкиз согл испытывают позиц. изменения. Если мяг согл. Находится в позиции после ударного гласного, то он продвигается вперед начале своего образования. Если мяг согл находится в позиции после уд. Гласного, то онпродвигается вперед в конце своего образования. Если ударный гласный находится между двумя мягкими согл, то он продвигается вперед на всем протяжении своей длительности(мат, мать, мять, мята)
В отличие от уд. гласных непереднего ряда уд. гланые и, е не могут продвигаться вперед под влинием соседних мягких, т. к. уже находятся в передней полости рта. Но в двух позициях эти гласные становятся напраженными: в абсолютном начале слова перед мяг. согл. и между двумя мяг. согл. (Иней, лень)

Фонология

 . 12. Фонология как особые раздел фонетики. Теоретическое и практическое значение фонологии. Фонологический анализ слова.

Фонология - это раздел языкознания, в котором звуковые единицы рассматриваются с точки зрения их способности различать слова и их формы. Основная единиц – фонема.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуки в потоки речи, их артикуляцию, их акустические свойства, парадигматические системные отношения звуков, их сочетаемость, позиционные изменения.

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел фонетики (учения о звуках речи); некоторые (такие, как Н. С. Трубецкой и С. К. Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Создателем современной фонологии считается работавший, в том числе в России, польский ученый Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ. Выдающийся вклад в развитие фонологии внесли также Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Лев Владимирович Щерба, Аврам Ноам Хомский, Моррис Халле.

Теоретическое значение состоит в том, что фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором строится все языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках.

Практическое значение фонологии: в методике обучения чтению и письму; в обучении произношению и орфографии неродного языка;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...