Возрастные морфофункциональные и педагогические аспекты спортивной борьбы
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Дипломная работа Мониторинг физического развития и функционального состояния организма юношей-борцов
Реферат борец спортсмен мониторинг тренировочный Дипломная работа содержит страниц, использованных источника. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, АНТРОПОМЕТРИЯ, ФИЗИОМЕТРИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, АДАПТАЦИЯ, МОНИТОРИНГ, СПОРТИВНАЯ БОРЬБА, ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. Объект исследования - уровень физического развития и функционального состояния юношей-борцов; предмет - влияние занятий спортивной борьбой на формирование уровня здоровья спортсменов юношеского возраста. Цель работы - разработать, обосновать и организовать проведение комплексного мониторинга за состоянием юных спортсменов детско-юношеской спортивной школы № 4 г. Саранска, специализирующихся в борьбе. В процессе работы использовались методы традиционного общенаучного анализа и синтеза литературных источников, эксперимента, сравнительного анализа полученных данных. В результате работы исследованы антропофизиометрические данные, уровень физического развития и функционального состояния организма, общая работоспособность и адаптационные возможности кардиореспираторной системы юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска, занимающихся в секции самбо. Данные мониторинга указывают на тактическую направленность тренировочного процесса и пренебрежение средствами общей и специальной физической подготовки, направленными на формирование выносливости и силовых качеств у тренирующихся. Об этом свидетельствуют низкие функциональные показатели (жизненная емкость легких, мышечная сила) у подавляющего большинства юных спортсменов. Выявлены и проанализированы слабые стороны подготовки каждого спортсмена, показатели, попадающие в группу риска. Обоснована необходимость постоянного мониторирования (в отличие от взрослых) уровня физического развития и функционального состояния спортсменов детского и юношеского возраста в связи с возрастными особенностями их организма с целью сохранения и укрепления здоровья.
Степень внедрения - частичная. Область применения - использование в практике преподавания элективных курсов «Спортивная антропология», «Спортивная генетика», и других на факультете физической культуры; применение тренерами по спортивной борьбе с целью оптимизации и индивидуализации тренировочного процесса, сохранения и укрепления здоровья юных борцов. Эффективность - повышение качества знаний будущих спортивных педагогов, тренеров и учащихся по данной теме, возможность применения их на практике.
Введение борец спортсмен тренировочный Борьба - один из древнейших и популярнейших видов спорта, занимает почетное место в системе физического воспитания, являясь средством всестороннего физического развития людей, укрепления их здоровья, подготовки к высокопроизводительному труду. В борьбе особенно ярко проявляются и воспитываются такие физические качества, как сила, выносливость, быстрота, ловкость и другие. Физические качества развиваются в течение планомерных, систематических и целеустремленных занятий физической культурой и спортом. Длительное время считалось, что занятия борьбой оказывают вредное влияние на юношеский организм. Практический опыт тренеров и последующие научно-исследовательские работы показали, что занятия данным видом спорта положительно воздействуют на молодой организм [42, с. 7]. Основными учебными заведениями, где подросткам и юношам можно заниматься борьбой, являются детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), педагоги которых активно используют разработанные методические материалы, программы и учебную литературу по юношескому спорту для проведения планового учебно-тренировочного процесса.
Методология спортивной борьбы изучена вполне подробно. Теорией и методикой юношеского спорта предусмотрено на начальных этапах спортивного совершенствования использование значительного объема тренировочных средств общей направленности. Такая необходимость вызвана, в первую очередь, возрастными особенностями активного биологического и психического развития юношей, а также решением задачи формирования прочного фундамента для полноценного накопления технико-тактического арсенала в дальнейшем. Однако в современной практике подготовки юных спортсменов имеет место применение большого объема специальных тренировочных и соревновательных средств, что в конечном итоге не редко приводит к серьезным срывам в состоянии здоровья, их однобокой технической и функциональной подготовленности, психическим срывам. Поэтому, применение максимальных и продолжительных силовых нагрузок, их ограниченность и кратковременность должны соответствовать особенностям юношеского организма. Предотвращению воздействия на растущий организм детей и подростков негативных факторов в процессе спортивной подготовки способствует своевременное использование средств контроля, причем их эффективность зависит от оперативности и полноты информации об уровне тренированности объекта воздействия. Необходимо отметить, что решение указанной задачи должно осуществляться с обязательной оценкой уровня физического развития организма, функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, что в целом может охарактеризовать здоровье юного спортсмена. За необходимость применения комплексного подхода в процессе осуществления контролирующих действий выступает ряд авторов, имеющих значительный практический опыт спортивной подготовки борцов. Однако, отсутствие должного финансирования отрасли и недостаток времени у тренеров и их подопечных приводит к тому, что полный объем информации о состоянии юного спортсмена педагог может получить только 1-2 раза в год, в период обязательного медицинского осмотра [41, с. 319].
Имеющиеся результаты исследований способствуют решению указанной задачи в процессе подготовки высококвалифицированных борцов, в то время как детско-юношеский спорт нуждается в научно обоснованных технологиях осуществления комплексного контроля и оценки подготовленности борцов на начальном и предварительном базовом этапах многолетнего спортивного совершенствования. Одной из основных задач детско-юношеского спорта является сохранение и укрепление состояния здоровья, которое характеризуется физическим, психическим и социальным благополучием тренируемого. Кроме этого, необходимо создать все условия для всестороннего физического совершенствования юного спортсмена, что является залогом успешного развития специальных способностей и функциональных возможностей организма, отвечающих специфике избранного вида спорта. Следовательно, средства контроля, используемые для получения информации о состоянии юного борца, эффективного планирования и выбора стратегии тренировочного процесса, должны отражать уровень физического развития и функционального состояния организма. При этом показатели должны быть информативными и в то же время технически несложными, а получение и обработка результатов не должны требовать больших финансовых и временных затрат. Объектом исследования стали уровень физического развития и функционального состояния юношей-борцов. Предметом исследования было влияние занятий спортивной борьбой на формирование уровня здоровья спортсменов юношеского возраста. Цель работы - разработать, обосновать и организовать проведение комплексного мониторинга за состоянием юных спортсменов детско-юношеской спортивной школы № 4 г. Саранска, специализирующихся в борьбе. В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены и решались следующие задачи: . Осуществить теоретический анализ и обобщить опыт спортивной практики по использованию средств мониторинга морфофункционального состояния организма борцов в процессе управления тренировочным процессом.
. Изучить особенности и определить направленность мероприятий, способствующих получению полного объема информации о состоянии юных спортсменов. . Провести комплексный мониторинг состояния юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска, обучающихся на предварительном базовом этапе многолетней спортивной подготовки. Гипотеза: Мы полагаем, что мониторирование морфофункционального состояния организма юношей-борцов с применением методов антропометрии, физиометрии, нагрузочного тестирования и математической обработки данных позволит выявить ряд латентных возрастных проблем и индивидуализировать процесс тренировки с целью сохранения здоровья спортсменов и достижения более высоких спортивных результатов. Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, включающих ряд подразделов, заключения, списка использованных источников. В соответствии с гипотезой, для решения поставленных задач и достижения цели в ходе исследования нами были применены методы традиционного общенаучного анализа и синтеза литературных источников, эксперимента, сравнительного анализа полученных данных.
Возрастные морфофункциональные и педагогические аспекты спортивной борьбы Длительное время количество спортивных секций различных видов борьбы в нашей стране было крайне ограничено, поскольку считалось, что она оказывает вредное влияние на молодой организм. Так, занятия по самбо с юношами впервые начали проводить в г. Москва в 1935 году. Тренерам приходилось вести большую разъяснительную работу с родителями своих подопечных о пользе этих занятий. В развитии борьбы среди подростков и юношей важную роль сыграли отделения борьбы детских спортивных школ, начавшие работу с 1945 г., и отделения борьбы спортивных школ молодежи, созданные в 1946 г. В 1966 году для подростков и юношей в нашей стране установлены следующие возрастные группы: . подростки - 12-13 лет; . младшие юноши - 14-15 лет; . старшие юноши - 16-18 лет. Таким образом, борьбой могут заниматься дети, подростки и юноши возрастом от 10 до 18 лет [32, с. 12]. Для успешной работы в тренерской деятельности необходимы знания не только по теории и методике избранного вида спорта, но и определенные знания в области физиологии спорта. Спортивная борьба относится к нестандартным (ситуационным) видам спорта и характеризуется следующими особенностями [33, с. 5]: . Движения носят скоростно-силовой характер, а по структуре - преимущественно ациклические.
. В единоборствах необходимы постоянная оценка внешней ситуации, творческая деятельность мозга, выраженные процессы экстраполяции. . Мощность работы является переменной, с большой долей максимальной и субмаксимальной мощности. . Соревновательные схватки требуют от спортсменов оптимального соотношения аэробной и анаэробной производительности, при этом надо учитывать весовые категории и индивидуальные особенности. . Борьба предъявляет значительные требования к нервной системе, двигательному аппарату и сенсорным системам. Организм подростков и юношей имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности. В юношеском возрасте мышечная ткань растет энергично и достигает к 17-18 годам примерно 44 % от веса тела, что позволяет изучать технические действия, требующие значительных физических напряжений. Вместе с тем у юношей отмечается относительная слабость связок и особенно мышц брюшного пресса. Это обстоятельство требует осторожного применения упражнений, связанных с большим натуживанием, так как они могут привести к смещению внутренних органов, дефектам белой линии живота, расширению паховых колец. Кроме того, в методике занятий с лицами юношеского возраста надо обязательно учитывать особенности их сердечно-сосудистой системы. В частности, по сравнению с ростом сердца в этом возрасте наблюдается относительно замедленный рост просвета артерий, а также несовершенная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы со стороны нервной системы. У юношей часто отмечается увеличение кровяного давления. При чрезмерной нагрузке у них могут появиться сердечная аритмия и головокружение. Легко возникает состояние утомления. В результате систематической адекватно подобранной тренировки эти отрицательные явления постепенно исчезают [30, с. 37]. В рассматриваемом возрасте значительные изменения претерпевает и психика ребят. В возрасте 12-15 лет ребята хотят быть похожими на взрослых, стремятся к самостоятельности, проявлению мужества. У них развиваются такие высшие психические способности, как логическое мышление, умение обобщать и анализировать свои поступки и поведение. Стремясь быть взрослыми, юноши могут проявлять отрицательные черты характера: раздражительность, развязность, грубость и т. п. Задача преподавателя заключается в том, чтобы побудить занимающихся к развитию положительных способностей, дать им нужное направление. В то же время необходимо приложить максимум усилий, чтобы заглушить отрицательные способности. Нельзя забывать и того, что подростки, увлекаясь какой-либо деятельностью, теряют контроль над доступной им дозировкой. Они склонны переоценивать свои силы, берутся за выполнение тех упражнений, которые не соответствуют их физическому развитию. Они стремятся поднять как можно больший вес, как можно чаще участвовать в соревнованиях, стремятся выполнить сложный прием без соответствующей подготовки. Поэтому за ними необходим более строгий педагогический контроль. Характерной особенностью юношеского возраста в деятельности высших отделов центральной нервной системы является пластичность и подвижность нервных процессов. Это позволяет быстрее овладевать упражнениями, требующими ловкости. У борцов 12-15 лет все еще отмечается неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В связи с этим подростки чаше нарушают дисциплину, чем взрослые. Недостаточная уравновешенность нервных процессов приводит к быстрой смене настроения и к более быстрому нервному утомлению. Учитывая это, преподаватель должен стремиться проводить занятия эмоционально, часто изменять деятельность занимающихся. У старших юношей 16-18 лет продолжается дальнейшее функциональное развитие высших отделов нервной системы. В этом возрасте они становятся более спокойными, уравновешенными. У них отмечается повышение сознательности. Зная стоящие перед ними задачи, они стремятся к личному совершенствованию, проявляют чувство товарищества, помогают друг другу и передают свои знания отстающим. Это облегчает ведение учебно-воспитательной работы с ними. Старшие юноши по своему развитию близки к взрослым [29, с. 48]. Итак, в процессе своего развития воспитанники секций борьбы имеют характерные для них возрастные особенности, которые необходимо знать и учитывать при проведении занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|