Мониторинг морфофункционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска
Спортивный мониторинг призван отслеживать процесс развития функциональной подготовки спортсменов, используя наиболее информативные тесты и динамику показателей спортивной подготовки, спортивных результатов активно участвовать в построении многолетней модели подготовки спортсмена. Необходимость проведения спортивного мониторинга подтверждают данные статистики [40, с. 7]: лишь 5 % учащихся спортивных школ признаются здоровыми, 15-35 % имеют отклонения в состоянии здоровья и даже противопоказания к тренировкам; в составе сборных юношеских и юниорских команд России остро нуждается в лечении каждый шестой; по результатам осмотра спортсменов этих команд 10,7 % отстранены от командировок. Одной из главных причин является, при недостаточной базовой подготовке и малом объеме двигательных навыков, нарушение соотношения средств общефизической, специальной и спортивно-технической подготовки на первых же этапах учебно-тренировочного процесса, нередко осуществляется форсированная подготовка за счет использования преимущественно специализированных упражнений и высокоинтенсивных нагрузок. При этом значительно превышаются объемы нагрузок, предусмотренные учебными программами. Это связано с низким качеством применяемых диагностических и тренировочных методик, информативность которых могут существенно дополнять результаты спортивного мониторинга. Данные научно и методически обоснованного спортивного мониторинга могут оказать помощь в решении фундаментальных проблем современного спорта: поиск факторов, лимитирующих достижения избранного вида спорта; определение средств и методов тренировки, оказывающих наибольшее воздействие на лимитирующие факторы спортивной работоспособности;
оптимизации построения тренирующего процесса. Основной задачей спортивного мониторинга должно быть: сокращение образовавшейся дистанции между имеющейся информацией и организацией спортивной подготовки. Мониторинг (англ.) - контролировать, проверять, наблюдать. Очень важно проводить мониторинг таких комплексных показателей как физическое развитие и функциональное состояние организма, поскольку существует ряд методов, позволяющих прогнозировать состояние организма в процессе многолетней спортивной тренировки [37, с. 108]. Физическое развитие является одним из важнейших признаков, характеризующих уровень здоровья молодежи. Физическое развитие - это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни. Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии. Антропометрия - система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела. Отклонения в физическом развитии сочетаются со снижением резервных возможностей и уровня физической работоспособности организма и фактически являются маркерами нарушений в соматическом, психическом и репродуктивном здоровье. В России повсеместно увеличивается доля детей, подростков, юношей с дисгармоничным физическим развитием, дефицитом массы тела, отличающихся низкорослостью. Гармоничность физического развития (оптимальные пропорции между длиной и массой тела) находится в зависимости от такого важнейшего фактора роста и развития организма, как полноценное питание. Между тем в последние 15-17 лет произошло снижение потребления населением биологически ценных продуктов питания (мяса, молокопродуктов, рыбы, яиц, фруктов), являющихся источниками белка, незаменимых аминокислот, витаминов, микро(макро)элементов.
Нарушения в структуре и качестве питания могут потенцировать отрицательное влияние других факторов внешней среды, приводить к снижению адаптационных резервов и возникновению различного рода отклонений со стороны функциональных систем организма молодых людей. Функциональное состояние - комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе. При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом и о дозировании физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности [23, с. 12]. Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы - пульс (частота сердечных сокращений) и его изменения. ЧСС в покое в среднем у мужчин (55-70) уд/мин, у женщин - (60-75) уд/мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте - (брадикардия). Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное - от 60 до 79 мм рт. ст. Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. - гипотоническим. Для характеристики сердечно-сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб. Функциональная проба - неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности. Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|