Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы занятий спортивной борьбой в юношеском возрасте




борец спортсмен тренировочный

Подготовить высококвалифицированных борцов значительно легче из спортсменов, начавших заниматься борьбой с подросткового и юношеского возраста (причем тенденция к «омоложению» продолжается), чем из тех, кто приходит в спортивную секцию, будучи взрослым [11, с. 17]. Это объясняется следующими причинами:

. По сравнению с взрослыми, они имеют меньшее количество устойчивых двигательных навыков, которые мешают усваивать своеобразные приемы и движения борьбы.

. Они обладают большей подражательной способностью, чем взрослые, более впечатлительны, а, следовательно, и более восприимчивы.

. Именно в подростковом и юношеском возрасте в наибольшей степени проявляются такие ценные необходимые борцам качества, как гибкость, быстрота, ловкость и смышленость.

При этом важно помнить, что растущий организм - не организм взрослого в миниатюре, поэтому необходим совсем другой подход к учебно-тренировочному процессу, нежели со взрослыми спортсменами.

Учебно-тренировочная работа с юношами может быть успешной лишь в том случае, если тренер хорошо знает возрастные особенности юных борцов и учитывает эти особенности на тренировочных занятиях. В зависимости от возраста занимающихся подбираются упражнения, различные по степени трудности и величине нагрузки, а также по самому характеру и методам выполнения.

Тренировка юных спортсменов подчинена общим закономерностям обучения и воспитания. Поэтому, осуществляя ее, необходимо руководствоваться общими педагогическими принципами, отражающими эти закономерности с учетом возрастных особенностей физического воспитания. К ним относятся принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторности, наглядности, индивидуализации.

Наряду с этим спортивной тренировке, как особой форме воспитания, свойственны и такие закономерности, которые отсутствуют в других формах воспитания. Они находят свое отражение в следующих принципах спортивной тренировки [2, с. 5]:

- единство общей и специальной подготовки спортсмена;

- непрерывность тренировочного процесса;

- постепенное и максимальное увеличение тренировочных нагрузок;

- волнообразное изменение тренировочных нагрузок;

- цикличность тренировочного процесса.

Для достижения высоких спортивных результатов первостепенное значение имеет соответствующий уровень физической подготовки занимающихся. Поэтому ведущее место в тренировке занимает физическая подготовка, проводимая в единстве с процессом совершенствования техники.

Физическая подготовка делится на общую и специальную. Общая физическая подготовка направлена на разностороннее физическое развитие и физическую подготовленность спортсменов. Общая физическая подготовленность обеспечивается систематическим воздействием упражнений на все органы и системы организма [12, с. 184].

Эта задача решается путем применения разнообразных физических упражнений. Наибольшую роль при этом играют общеразвивающие упражнения (гимнастика, бег, прыжки, упражнения с отягощениями, спортивные и подвижные игры и т. д.).

Специальная физическая подготовка направлена непосредственно на воспитание физических качеств, специфичных для избранного вида спорта [1, с. 8]. Средствами специальной физической подготовки являются:

. соревновательные упражнения;

. специальные подготовительные упражнения.

Основными методами физической подготовки юных спортсменов являются: повторный, переменный, интервальный, контрольный, игровой, соревновательный.

Главную роль в обеспечении общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов играют упражнения, направленные на воспитание быстроты, скорости, выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств, гибкости и силы.

Разносторонняя тренировка приводит к лучшим результатам в развитии скорости, силы и выносливости, чем односторонняя тренировка, направленная, например, на достижение выносливости.

В занятиях с юношами следует очень осторожно применять упражнения, требующие высоких физических нагрузок (особенно упражнения для развития выносливости). Необходимо постепенно увеличивать нагрузки и строго последовательно располагать учебный материал по его трудности. В упражнения юных борцов обязательно надо включать элементы игры.

Координация движений в юношеском возрасте часто бывает несовершенной. Важная задача обучения и тренировки юных борцов - развить их двигательные способности, улучшить координацию движений. Подготовительная часть занятия должна содержать большое количество упражнений (на ходу и на месте), развивающих координацию специальных движений [3, с. 27].

С целью правильного развития организма юного спортсмена необходимо весь учебно-тренировочный процесс строить на строгом учете основных особенностей методики начальной подготовки борцов.

Ниже раскрыты основные особенности, отличающие методику начальной подготовки юношей от методики начальной подготовки взрослых.

. Разносторонняя общая физическая подготовка. Для этого борцы, помимо специальных упражнений, должны заниматься другими видами спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми, плаванием, лыжным спортом), что заметно способствует их всестороннему физическому развитию.

При этом, считаясь с особенностями сердечно-сосудистой системы юношей, никогда не следует давать им чрезмерную нагрузку. Например, в упражнениях со снарядом нужно, во-первых, давать облегченный снаряд, во-вторых, сокращать время упражнения, но зато, в-третьих, требовать, чтобы оно выполнялось более резко и в более высоком темпе.

Из программного материала должны быть исключены в начальной стадии обучения те общеразвивающие и специальные упражнения, которые по своей продолжительности и интенсивности требуют большой физической нагрузки.

Считаясь с возрастными анатомо-физиологическими и психологическими особенностями юношей, необходимо как можно чаще менять типы упражнений во время занятия: скоростные упражнения сменять упражнениями для развития ловкости; эти упражнения в свою очередь упражнениями для развития силы и т. д. При этом перерывы между упражнениями должны быть частыми и короткими.

Учебная форма занятий с относительно невысокой нагрузкой должна преобладать над тренировочной [4, с. 35].

. В занятиях постепенность нарастания нагрузки и распределение учебного материала по степени его трудности должны быть особенно строгими.

П.Ф. Лесгафт предупреждал, что нарушение закона постепенности и последовательности при физическом образовании детей непременно приведет к болезни [24, с. 26].

В занятиях необходимо строго соблюдать постепенное нарастание нагрузки, обеспечивая овладение техническими средствами. В частности, для этого совершенно необходимо регулярное посещение тренировочных занятий. Перед занимающимися это условие должно быть поставлено с самого начала. Это дает возможность правильно строить тренировку и повышать как физиологическую, так и психологическую нагрузку постепенно.

Каждое учебно-тренировочное занятие необходимо строить таким образом, чтобы физиологическая и психологическая нагрузки возрастали в продолжение первых 80-90 мин., а в остальное время урока постепенно сводить нагрузку к минимуму, Для этого необходимо подбирать гимнастические и специальные упражнения с постепенно уменьшающейся интенсивностью к концу занятий, подвижные игры, упражнения для расслабления мышц, дыхательные и успокаивающие упражнения и т. п. [13, с. 22].

Идя по линии постепенного нарастания степени нагрузки, следует очень осторожно применять предельные нагрузки. Увлечение оптимальными нагрузками в юношеском возрасте ставит под угрозу здоровье занимающихся. При этом должен производиться особо тщательный подбор партнеров по весу, возрасту и технической подготовке.

Так, соблюдая постепенность и последовательность в обучении технике, а также в общефизической подготовке, как показывают наблюдения тренеров и данные врачебного контроля, занятия борьбой способствуют правильному формированию растущего организма и оптимальному состоянию здоровья занимающихся [24, с. 30].

. Перерывы между общеразвивающими упражнениями должны быть более частыми и более короткими. В борьбе от занимающихся требуется большое нервное и физическое напряжение, их организм выдерживает высокую физиологическую нагрузку. Поэтому в учебно-тренировочных занятиях с юношами для того, чтобы регулировать физиологическую нагрузку в соответствии с возрастными особенностями юношей, следует устраивать перерывы более часто и они должны быть более короткими, чем в занятиях с взрослыми [16, с. 124].

Так, в занятиях следует их давать после пяти- или десятикратного повторения того или иного упражнения. Продолжительность перерыва должна колебаться от 30 до 60 сек., иногда несколько более. Во время перерыва необходимо внимательно следить за тем, чтобы юноша расслаблялся, глубоко и свободно дышал.

Частая смена упражнения не только позволяет эмоционально насытить занятия, но и дает возможность юношам избежать быстрой утомляемости.

Работая с юношами, необходимо всячески разнообразить тренировку и одни упражнения стараться чаще заменять другими. Такого рода смена упражнений дает возможность юношам активно отдыхать во время самой тренировки. Частые перерывы, так же как частая смена видов упражнений, позволяют организму юноши сохранить свою силу и свежесть в течение более или менее длительного времени [14, с. 231].

. Занятия должны быть эмоционально насыщенными. Здесь необходимо исходить не только из биологических, но и из психологических особенностей юношей - характерного для них бурного и быстрого увлечения занятиями и порой столь же быстрого охлаждения к ним. Известно, что у них, большей частью, нет умения кропотливо и тщательно шлифовать тот или иной прием. Они порывисты и нетерпеливы и неохотно подчиняются необходимости длительно и систематично разучивать и повторять технические приемы [17, с. 97].

Это, однако, не значит, что нужно отказываться от воспитания трудолюбия, упорства. Нет, но в занятиях с юношами нельзя игнорировать их быструю и недолго продолжающуюся возбудимость. Учитывая это и планируя тренировки с новичками-юношами, нужно заботиться о том, чтобы они были более эмоционально насыщенными, чем в занятиях с взрослыми.

Добиться эмоциональной насыщенности можно, прежде всего, тщательной подготовкой к занятиям, которая должна идти двумя путями. Во-первых, давать на занятиях живые, конкретные, лаконичные и действенные объяснения, так как иначе объяснение будет восприниматься как наиболее скучная часть урока. И во-вторых, использовать образцовый показ [15, с. 261].

Главное же заключается в том, что нужно как можно чаще применять упражнения, которыми у занимающихся поднимается интерес к занятиям. Прекрасным средством для этого служат упражнения и игры соревновательного характера, с широким использованием специальных и подводящих упражнений, применяемых легкоатлетами, лыжниками, баскетболистами и др.

Длительная эмоциональная насыщенность занятий достигается, прежде всего, тем, что в каждом из них ученики узнают что-либо новое, интересное для них.

Для этого занимающимся не следует долго задерживать на разучивании одного и того же приема. Даже если они не усвоили его еще в достаточной мере, временно нужно отойти от этого приема и начать разучивать новое движение. Потом снова возвратиться к первому приему и доводить усвоение до конца.

Частая смена разучиваемых приемов, частая смена упражнений в занятиях, следующих друг за другом, наконец, частая смена упражнений в одной и той же тренировке служат одним из основных средств повышения эмоциональности учебно-тренировочных занятий [23, с. 28].

. Психологические и анатомо-физиологические особенности юношеского возраста обусловливают некоторые изменения в содержании и изучении программного материала. Изменения эти отражаются как в преподавании теории, так и в выработке двигательных навыков.

Например, необходимо помнить, что большие нагрузки, чрезмерные мышечные усилия у подростков отражаются на развитии костей, меняя их форму и структуру в большей степени, чем у взрослого. Поэтому нужно ограничить те упражнения, которые способствуют чрезмерному развитию силы, так как это может задержать рост костей в длину. Следует добиваться равномерного развития всего тела юноши. Сравнивая рост позвоночника с длиной тела, необходимо иметь в виду, что у юношей в возрасте от 11-12 до 15-16 лет позвоночник отстает в годичной прибавке роста от увеличения длины тела. Важно знать вышеуказанные свойства роста позвоночника, так как длительные односторонние напряжения могут стать причиной искривления позвоночного столба. Умеренные же физические упражнения служат одним из средств укрепления костной ткани. Преподаватель должен стремиться устранить сутулость юных спортсменов, пользуясь специальными упражнениями для исправления осанки.

Нередко у подростков возникает так называемое физиологическое плоскогрудие, которое в дальнейшем постепенно исчезает. Преподавателю нужно стараться как можно скорее ликвидировать его, вводя в занятия специальные дыхательные упражнения, способствующие развитию грудной клетки. В возрасте 15-16 лет дыхание бывает более поверхностным, поэтому надо содействовать увеличению его глубины. Чрезвычайно полезными для растущего организма являются физические упражнения, связанные с движением верхних и нижних конечностей и усиленным дыханием, гак как они, вызывая расширение и спадание грудной клетки, содействуют ее росту и укреплению костной ткани, а также усиливают процессы роста длинных костей.

Необходимо использовать каждую возможность, чтобы проводить занятия на свежем воздухе, так как дети нуждаются в относительно большем количестве кислорода в силу того, что энергетический обмен у них выше, а дыхание более поверхностно и значительная часть вдыхаемого воздуха не доходит до альвеол.

Учитывая неустойчивость внимания у юношей, следует предельно сократить теоретическую часть занятий. Теоретические беседы (в отличие от бесед с взрослыми, для которых выделяются специальные часы теории) можно проводить на каждом занятии, но должны они занимать не более 5-15 мин. Темы для таких бесед и их раскрытие нужно стремиться делать предельно конкретными. Это, однако, не означает, что в теоретических занятиях можно пропускать ту или иную подробность [6, с. 87].

Большое место в занятиях с юношами должен занимать показ. Показывать каждый новый прием следует не меньше 3-4 раз, причем каждый - в разных позициях, так, чтобы ученики видели движение и спереди, и сбоку, и сзади. Показ нужно сопровождать краткими объяснениями, в которых обращается внимание юношей на основное, главное.

Только после того, как прием будет продемонстрирован несколько раз и понят учениками, следует перейти к практическому его изучению [7, с. 53].

Изменения физических качеств - скорости, силы, выносливости, ловкости в процессе развития организма не происходят параллельно. В детском, подростковом возрастах особенно интенсивно развивается скорость, а в юношеском и зрелом - выносливость и сила. На их развитие влияют занятия спортом.

Скорость движений с возрастом нарастает постепенно, но неравномерно. В 8-9 лет нарастание ее очень медленное, в 10-12 лет более интенсивное, а в 13-14лет опять замедляется. Наибольший темп нарастания скорости бывает в 15-16 лет и достигает максимума к 20-25 годам. Приступать к тренировкам на скорость можно по достижении хорошей общей физической подготовленности.

При систематических тренировках скорость возрастает в среднем на 30-60 % и только в отдельных случаях на 100 %.

Приспосабливаемость организма юношей к упражнениям на выносливость недостаточна: она гораздо меньше, чем у взрослых [21, с. 32].

Нарастание силы происходит постепенно. Значительный прирост отмечается в конце периода полового созревания, когда за 2-3 года сила увеличивается на 12 %. Тренировка повышает силу на 75-150 %, а в отдельных случаях - в 3,5-3,75 раза.

Ловкость развивается и становится достаточно выраженной к периоду полового созревания. К концу завершения интенсивного роста тела в длину налаживаются координационные связи коры головного мозга с двигательным аппаратом и восстанавливается ловкость.

Тренеру необходимо вести систематическую работу с подростком, развивая у него во время обучения технике, тактике и развитию физических качеств сосредоточенное внимание к упражнениям, борясь с неустойчивостью настроения, с неровностью в поведении и нервозностью перед соревнованиями [5, с. 9].

Условия единоборства, связанные с необходимостью мгновенно действовать как в атаке, так и в защите, непрерывно преодолевать сопротивление противника, устраняя угрозу, выдерживать большое физическое и нервное напряжения, которые возникают в ходе боя, действуют на психику спортсменов и вызывают у них различные переживания. На соревновании встречаются два спортсмена, которые отличаются друг от друга различными волевыми и физическими качествами. Каждый из них имеет свой план действий, в основе которого лежит присущая ему техника. Он стремится разгадать действия противника, нейтрализовать его противодействия и закончить бой в свою пользу. Возникающие во время боя трудности, связанные с утомлением и с болевым ощущением, вызывают чрезвычайно большое волевое напряжение. Особенно это заметно в конце раундов, когда, несмотря на утомление, спортсмен обязан сохранить высокий темп боя [18, с. 13].

Волевые черты характера проявляются в зависимости от психологических особенностей юного борца.

Чтобы правильно и успешно обучать своих воспитанников, тренер должен в ходе занятий постоянно наблюдать за учениками с тем, чтобы ясно представлять себе их важнейшие психологические особенности. Знание этих особенностей позволяет тренеру наиболее целесообразно подбирать средства для индивидуального совершенствования борцов [8, с. 171].

Тренеру необходимо ясно представлять, каковы различия в темпераменте учеников, которые наиболее ярко видны непосредственно перед боем. Подбирая учеников в пары, надо считаться с психологическими особенностями борцов и с тем, как они ведут себя во встрече с партнерами различной подготовленности и силы. Правильный учет этих сторон в обучении и воспитании играет большую роль в становлении характера занимающегося, ошибки же могут привести к плохим результатам. Так, если каждый раз предлагать ученику встречаться с партнерами, которые превосходят его технической и физической подготовленностью, то он утратит уверенность в своих действиях. Бои же, в которых правильно чередуются встречи с сильными и слабыми партнерами, помогают воспитывать волю юного борца [19, с. 14].

Чтобы юноша успешнее овладевал техникой и развивал быстроту реакции, необходимо научить его распределять свое внимание. Тренер должен выяснить, почему неустойчиво внимание ученика, что заставляет его отвлекаться, чем лучше всего воздействовать на него и побудить его к собранности и сосредоточенности.

Чтобы успешно и рационально организовать учебную работу, тренеру надо знать, насколько развита двигательная память борцов, каковы их мышечные ощущения и двигательные представления [9, с. 356].

Благодаря большой пластичности нервной системы юноши-борцы могут быстрее, чем взрослые, воспринимать и прочнее запоминать сложную технику борьбы, особенно если она вызывает интерес. Однако и на внимание влияет эмоциональное состояние юношей. Так, несколько повышенная возбудимость и впечатлительность юноши могут уменьшить в ряде случаев устойчивость внимания, уменьшить его объем, ухудшить умение распределять его на разные объекты [20, с. 53].

Весьма важная особенность юношеского возраста - это стремление воспроизводить и копировать действия и отдельные поступки людей, пользующихся популярностью. Вот почему на поведение и поступки юношей может оказать исключительно большое влияние личность тренера, которому занимающиеся часто стараются подражать.

Таким образом, строго учитывая возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности обучаемых, используя свой авторитет, последовательно и систематически применяя различные педагогические приемы, тренер может достигнуть больших успехов в воспитании юных борцов.

   
Методология оценки физического развития и функционального состояния организма

Данные о физическом развитии дают представление главным образом о морфологических характеристиках человека. Ценность этих данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональном состоянии организма. Поэтому их следует рассматривать совместно.

Под физическим развитием понимается комплекс морфофункционных показателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень возрастного биологического развития индивидуума в момент обследования. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза.

Индивидуальные морфофункциональные особенности организма являются проявлением генотипа, унаследованного от родителей. Под влиянием факторов внешней среды генотип преобразуется в фенотип. Фенотип изменяется в течение всей жизни, отражая возрастную динамику физического развития. Известно, что влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаково в различные возрастные периоды. Влияние социально-экономических условий жизни и других факторов внешней среды наиболее выражено в так называемые сенситивные (чувствительные) возрастные периоды, когда интенсивно протекают процессы роста и развития (грудной, подростковый, юношеский возраст) или процессы инволюции (пожилой и старческий возраст).

Тотальные размеры тела зависят от его длины и массы, окружности грудной клетки. Пропорции тела определяются соотношением размеров туловища, конечностей и их сегментов [41, с. 149].

Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции и особенности взаимного расположения частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.

Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции. Конституция - это совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Из факторов внешней среды, под влиянием которых складываются конституциональные особенности (социально-экономических условий, питания, перенесенных болезней, занятий физической культурой и спортом), существенное значение имеют занятия физической культурой и спортом, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте [40, с. 74].

Конституция, как обобщенная морфофункциональная характеристика индивидуума, отражает особенности не только телосложения, но также психической деятельности, метаболизма и функционирования вегетативных систем, адаптационных, компенсаторных и патологических реакций человека.

В нашей стране в медицинской практике применяется схема конституциональных типов М.В. Черноруцкого. При этом выделяются следующие три типа:

) нормостенический тип, характеризующийся пропорциональными размерами тела и гармоничным развитием костно-мышечной системы;

) астенический тип, который отличается стройным телом, слабым развитием мышечной системы, преобладанием (по сравнению с нормостеническим) продольных размеров тела и размеров грудной клетки над размерами живота; длины конечностей - над длиной туловища;

) гиперстенический тип, отличающийся от нормостенического хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела, размеров живота над размерами грудной клетки.

Процесс физического развития ребенка протекает неравномерно. Об этом, в частности, свидетельствует различная интенсивность годичного прироста длиннотных, широтных, обхватных размеров и массы тела в отдельные периоды детства. Максимальный прирост этих показателей наблюдается в первый год жизни и во время полового созревания. Половые различия в физическом развитии обнаруживаются уже при рождении и сохраняются в течение всей жизни. До 10 лет средние показатели физического развития больше у мальчиков, в 10-13 лет - у девочек, начиная с 14 лет, мальчики-подростки имеют большие средние величины тотальных размеров и массы тела, силу отдельных групп мышц по сравнению с девочками сверстницами.

Показатели физического развития у взрослых людей зависят от режима двигательной активности, характера питания, возраста. Мужчины, как правило, имеют более высокие показатели физического развития, чем женщины, отличаются от них особенностями телосложения.

При старении морфофункциональные показатели физического развития существенно изменяются: происходит атрофия мышечной ткани, увеличивается отложение подкожного жира, снижается сила отдельных групп мышц и т. д.

Здоровье является важным условием гармоничного физического развития и высокой работоспособности. Известно, что хронические заболевания нередко являются причиной различных нарушений физического развития, особенно у детей и подростков: ретардации, уменьшения тотальных размеров тела, физической работоспособности, дефектов опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, формы грудной клетки, ног и стоп). Имеются убедительные данные о том, что благоприятные социально-экономические и санитарно-гигиенические условия жизни (в частности, правильно организованные, систематические занятия физической культурой и спортом) улучшают физическое развитие, снижают заболеваемость детей и взрослых [39, с. 15].

Особенности физического развития человека зависят от режима двигательной активности. Некоторые показатели физического развития физкультурников и спортсменов значительно выше, чем у лиц, не занимающихся физической культурой и спортом. При оценке влияния занятий определенными видами спорта на физическое развитие следует принимать во внимание наличие консервативных, генетически детерминированных, в небольшой степени изменяющихся под влиянием спортивной тренировки морфологических показателей, например продольных размеров и активной массы тела, соотношения «быстрых» и «медленных» мышечных волокон и др. Так, по отношению к длине тела, ноги и руки у негритянских спортсменов длиннее, голени тоньше, а таз значительно уже, чем у атлетов белой расы, выступающих в тех же видах спорта. Таким образом, телосложение и физическое развитие негров способствует более высоким достижениям в легкой атлетике, особенно в барьерном беге.

В то же время многие показатели физического развития (характер изменения отдельных мышечных групп и их силы, содержание жира и др.) сравнительно легко изменяются в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.

В процессе исследования физического развития лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом, производится:

оценка воздействия систематических занятий на уровень физического развития;

отбор детей, подростков, юношей и девушек для занятий различными видами спорта с учетом особенностей их физического развития;

контроль за формированием определенных особенностей физического развития на пути от новичка до высококвалифицированного спортсмена с целью определения необходимой индивидуализации подготовки.

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (соматоскопия) и измерение морфологических и функциональных показателей (антропометрия). Наряду с ними применяются и другие методы исследования: фотография, рентгенография, измерение с помощью приборов (кифосколеозометров) физиологических кривизны позвоночного столба, измерение углов движений в суставах с помощью угломера (гониометрия) и многие другие [38, с. 24].

Функциональное состояние организма спортсменов изучается в процессе углубленного медицинского обследования (УМО). Для суждения о функциональном состоянии организма используются все методы, включая и инструментальные, принятые в современной медицине. При этом изучается функционирование различных систем и дается комплексная оценка функционального состояния организма в целом.

Изучение функционального состояния организма спортсменов является одной из важнейших задач спортивной медицины. Информация о нем необходима для оценки состояния здоровья, выявления особенностей деятельности организма, связанных со спортивной тренировкой, и для диагностики уровня тренированности.

Тренированность является комплексным врачебно-педагогическим понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Тренированность развивается под влиянием систематических и целенаправленных занятий спортом. Уровень ее зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, которая сочетается с высокой тактико-технической и психологической подготовленностью спортсмена. Ведущая роль в диагностике тренированности принадлежит тренеру, который осуществляет комплексный анализ медико-биологической, педагогической и психологической информации о спортсмене. Очевидно, что надежность диагностики тренированности зависит от медико-биологической подготовленности тренера, которому необходимо хорошее знание основ специальной функциональной диагностики [22, с. 30].

Для изучения функционального состояния систем организма спортсмена его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб. Данные сопоставляются с нормальными стандартами, полученными при обследовании больших контингентов здоровых людей, не занимающихся спортом. В процессе такого сопоставления устанавливается либо соответствие нормальным стандартам, либо отклонение от них. Отклонение чаще всего является следствием тех функциональных изменений, которые развиваются в процессе спортивной тренировки (например, замедление частоты сердцебиений у хорошо тренированных спортсменов). Однако в некоторых случаях оно может быть связано с утомлением, перетренированностью или заболеванием.

Характеристика функционального состояния систем организма может считаться достаточно полной, если наряду с данными, зарегистрированными в покое, учитываются результаты проведения функциональных проб. Функциональные пробы, применяемые в спортивной медицине, могут быть разделены на две большие группы. К первой группе относятся пробы, применяемые для исследования функционального состояния отдельных систем организма (например, нервной системы), ко второй - пробы, оценивающие функциональное состояние организма в целом, с учетом реакций комплекса различных систем организма на возмущающие действия.

В процессе систематической спортивной тренировки развиваются функциональные приспособительные изменения в работе сердечно-сосудистой системы, которые подкрепляются морфологической перестройкой аппарата кровообращения и некоторых внутренних органов. Комплексная структурно-функциональная перестройка сердечно-сосудистой системы обеспечивает ее высокую работоспособность, позволяющую спортсмену выполнять интенсивные и длительные физические нагрузки.

Наиболее важны для спортсменов структурно-функциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Деятельность этих систем при физической нагрузке строго координируется нейрогуморальной регуляцией, благодаря чему функционирует, по существу, единая система транспорта кислорода в организме, которую обозначают еще как кардиореспираторную систему. Она включает в себя аппарат внешнего дыхания, кровь, сердечно-сосудистую систему и систему тканевого дыхания. От эффективности работы кардиореспираторной системы во многом зависит уровень спортивной работоспособности [38, с. 31].

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...