Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системный мониторинг Конституции




 

Таким образом, одним из возможных вариантов системного мониторинга законодательства (с учетом или без учета правоприменительной практики), при котором можно реализовать современные методы системного подхода к изучению теории права (например, синергетический и систематический), может стать мониторинг Конституции. «Конституция - особый вид нормативного правового акта, являющийся «стержнем» правовой системы, основой правотворчества и правоприменения, представляющий собой модель развития общества и государства, к которой надо стремиться» [7, с. 97].

А.В.Малько полагает, что именно в рамках конституционной политики устанавливается нормативная модель идеального образа действительности и ориентируется деятельность социальных субъектов на ее достижение [9]. В связи с этим, как правильно отмечает В.О.Лучин, «программно-целевые положения конституции (конституционные провозглашения) дают нормативный прогноз и осуществляют как бы опережающее регулирование, определяют требования к возникновению новых общественных отношений» [10, с. 34]. Таким образом, конституционная политика должна вырабатывать юридические алгоритмы решения конституционных проблем, коллизий, кризисов, призвана упреждать подобные отрицательные ситуации, предлагать механизмы, «работающие» на опережение, связанные с четким юридическим планированием.

Конституция является выражением таких основных ценностей и принципов, как права и свободы человека, верховенство права, справедливость и равенство, демократическое социальное правовое государство, разделение властей. Конституционные ценности и принципы образуют системное единство и находятся в определенном иерархическом соподчинении. Важнейшей задачей при реализации норм Конституции является поддержание баланса и соразмерности конституционно защищаемых ценностей, целей, принципов и интересов. При этом недопустимы подмена одной ценности другой или ее умаление за счет другой ценности [7, c. 103].

Исходя из общих требований, предъявляемых к нормативным правовым актам в соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [11], основополагающим требованием, предъявляемым к ним, является конституционность. В связи с этим, на наш взгляд, ученым-конституционалистам, теоретикам права следует обратить внимание как на современные тенденции в развитии конституционного правосудия и конституционного права, так и на появление новых, углубленных методов исследования правовых норм (синергетика и системология), увязав их в своих исследованиях в определенную логическую цепочку: общие условия жизни в государстве, обществе и мире (так называемая «правовая жизнь»* [2]) - Конституция, ее нормы, принципы, цели и ценности - основные направления государственной политики, концепции развития законодательства - система права - система законодательства - нормативные правовые акты базового уровня (конституционные законы, кодексы, декреты, указы) - нормативные правовые акты, принятые в развитие нормативных правовых актов базового уровня, - правоприменение.

Неотъемлемой частью приведенной логической цепочки должна стать обратная связь, включающая возможность и необходимость изменять законодательство в силу его несоответствия Конституции.

С этой позиции утверждение о том, что Конституция должна быть «живой», непосредственно влияющей на законотворческий процесс и правоприменительную деятельность [7, c. 102] с учетом вызовов сегодняшнего дня, приобретает еще более глубокий смысл. Без такого понимания невозможно повысить уровень конституционной законности.

С учетом изложенного под правовым мониторингом можно понимать систему информационных наблюдений, дающую возможность анализировать и оценивать прежде всего степень реализации норм, принципов, ценностей и целей Конституции в действующем законодательстве и правоприменительной практике, что предполагает также оценку:

) результатов нормотворческой деятельности, прежде всего законопроектной (правотворческий процесс);

) качества нормативных правовых актов, принятых тем или иным правотворческим органом в соответствии с предоставленной ему правотворческой компетенцией;

) эффективности их практического действия, реализации (правоприменительный процесс).

К целям такого мониторинга следует отнести как основную оценку степени достижения той конституционной модели, которую необходимо создать в государстве. Конечной целью правового мониторинга является создание эффективного механизма правотворчества и реализации его результатов - нормативных правовых актов, отражающего общественные потребности на различных стадиях правотворческой и правоприменительной деятельности [3, с. 20].

Таким образом, правовой мониторинг и мониторинг Конституции, имея своей целью в принципе одно и то же - соответствие нормативных правовых актов нормам Конституции, ее целям и задачам, по сути имеют разные отправные точки. Это означает, что для получения адекватных результатов следовало бы создать не только систему мониторинга действующего законодательства, но и в обязательном порядке - систему мониторинга реализации норм и принципов Конституции.

Обобщая имеющиеся точки зрения и поддерживая позицию Н.Н.Черногора, можно предложить следующее. Мониторинг реализации норм и принципов Конституции в нормативном правовом акте должен проводиться на основе анализа:

норм Конституции Республики Беларусь (как они реализованы в административном, финансовом и налоговом, гражданском законодательстве и т.д.);

основных концепций в данной сфере (концепция развития законодательства, основные направления развития государственной политики в данной сфере; концепция национальной безопасности, основные направления развития государства и пр.);

программных законов (наиболее крупных нормативных правовых актов);

общественных отношений в данной сфере (направление развития государства по инновационному пути развития, развитие инвестиционной деятельности; борьба с коррупцией и прочее);

научных и научно-практических публикаций по заданной теме;

международного законодательства и международных обязательств государства в данной сфере (выявление уровня имплементации);

публицистических материалов, размещаемых в СМИ и сети Интернет.

В итоге должна быть создана своеобразная «матрица», на основе которой (при своевременном ее обновлении) в дальнейшем будет легче выявлять ключевые проблемы действующего законодательства и отслеживать ход их решения.

При этом должна быть выдержана логическая линия: конституционный принцип/норма - закон - принятый в его развитие нормативный правовой акт - акты реализации правовых норм - конституционный принцип/норма, то есть, как мы уже сказали, следует проводить мониторинг не отдельных законов, не программных государственных документов, а их основы - Конституции (реализации ее норм и принципов).

Можно также использовать аксиологический подход, то есть оценку реализации (достижения) тех ценностей, которые закреплены в Конституции. Это только обогатит результативность мониторинга.

Поскольку Конституция, ее нормы и принципы - это основа стратегии развития государства, на базе которой формируются программные документы, принимаются законы, осуществляется правоприменительная деятельность, постольку, проводя мониторинг законодательства и давая оценку эффективности норм права, субъекты и участники этой деятельности должны использовать Конституцию:

в качестве статичного (технического) инструмента мониторинга (вроде школьной линейки) для измерения, снятия показателей или объекта для сравнения с тем или иным законом или правоприменительным актом с целью определения его конституционности и эффективности;

в качестве инструмента, изменяющегося вместе с изменением общественных отношений [6].

Следует также согласиться с Н.Н.Черногором и в том, что мониторинг реализации норм и принципов Конституции позволит прежде всего существенно усовершенствовать технологию правового мониторинга: восстановить нарушенную логическую последовательность объектов и операций, осуществляемых в процессе проведения мониторинга законодательства и правоприменительной практики, обеспечить стройность целей и задач правового мониторинга, а также показателей эффективности законодательства и правоприменительной практики, которыми согласно существующей концепции правового мониторинга являются данные об обеспечении и защите прав человека. Такой подход в целом даст возможность «перейти от использования Конституции в качестве одного из прикладных инструментов мониторинга к ее восприятию как реально действующего закона, реализуемого и применяемого субъектами правоотношений в практической деятельности, в повседневной жизни, имеющего свои «жизненные циклы», достоинства и недостатки» [6].

Для достижения целей правового мониторинга также можно использовать системологию - область научно-практической деятельности, изучающую и использующую системность, организацию и самоорганизацию объектов, процессов и явлений в природе, науке, технике, обществе и психологии личности, выступающую как методология изучения, проектирования управления и использования природной системности мира и его базовых категорий [12]. Современное развитие системологии права направлено на глубокое изучение особенностей и взаимодействия таких сложных динамических систем, как правовая система общества, системы права и законодательства государства, система правоотношений и правосознание, а также система правового регулирования общественных отношений. Первоочередными задачами при этом являются задачи обоснования адекватных концепций рациональных онтологических и гносеологических подходов к системному исследованию правозначимых объектов и явлений [13]. Системология правового регулирования как часть системологии права в настоящее время представлена главным образом двумя общетеоретическими положениями правового знания: концепцией правового регулирования как процесса, включающего по крайней мере пять следующих методологических этапов «миропонимание - правопонимание - правотворчество - правоприменение - правореализация» и концептуально-логической моделью системы правового регулирования общественных отношений [13].

Отметим, что с этой точки зрения именно конституционное право выступает как системообразующая (правообразующая) отрасль права, представляя собой совокупность правовых норм, основой которых являются нормы, принципы, цели и ценности, закрепленные в Конституции, системно-комплексно регулирующей положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, определяющей место государства в политической системе общества и принципы взаимоотношений государства с человеком и обществом, регулирующей основы организации и деятельности системы государственных органов.

мониторинг конституция нормативный автоматизированный

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...