Системный мониторинг Конституции
Таким образом, одним из возможных вариантов системного мониторинга законодательства (с учетом или без учета правоприменительной практики), при котором можно реализовать современные методы системного подхода к изучению теории права (например, синергетический и систематический), может стать мониторинг Конституции. «Конституция - особый вид нормативного правового акта, являющийся «стержнем» правовой системы, основой правотворчества и правоприменения, представляющий собой модель развития общества и государства, к которой надо стремиться» [7, с. 97]. А.В.Малько полагает, что именно в рамках конституционной политики устанавливается нормативная модель идеального образа действительности и ориентируется деятельность социальных субъектов на ее достижение [9]. В связи с этим, как правильно отмечает В.О.Лучин, «программно-целевые положения конституции (конституционные провозглашения) дают нормативный прогноз и осуществляют как бы опережающее регулирование, определяют требования к возникновению новых общественных отношений» [10, с. 34]. Таким образом, конституционная политика должна вырабатывать юридические алгоритмы решения конституционных проблем, коллизий, кризисов, призвана упреждать подобные отрицательные ситуации, предлагать механизмы, «работающие» на опережение, связанные с четким юридическим планированием. Конституция является выражением таких основных ценностей и принципов, как права и свободы человека, верховенство права, справедливость и равенство, демократическое социальное правовое государство, разделение властей. Конституционные ценности и принципы образуют системное единство и находятся в определенном иерархическом соподчинении. Важнейшей задачей при реализации норм Конституции является поддержание баланса и соразмерности конституционно защищаемых ценностей, целей, принципов и интересов. При этом недопустимы подмена одной ценности другой или ее умаление за счет другой ценности [7, c. 103].
Исходя из общих требований, предъявляемых к нормативным правовым актам в соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [11], основополагающим требованием, предъявляемым к ним, является конституционность. В связи с этим, на наш взгляд, ученым-конституционалистам, теоретикам права следует обратить внимание как на современные тенденции в развитии конституционного правосудия и конституционного права, так и на появление новых, углубленных методов исследования правовых норм (синергетика и системология), увязав их в своих исследованиях в определенную логическую цепочку: общие условия жизни в государстве, обществе и мире (так называемая «правовая жизнь»* [2]) - Конституция, ее нормы, принципы, цели и ценности - основные направления государственной политики, концепции развития законодательства - система права - система законодательства - нормативные правовые акты базового уровня (конституционные законы, кодексы, декреты, указы) - нормативные правовые акты, принятые в развитие нормативных правовых актов базового уровня, - правоприменение. Неотъемлемой частью приведенной логической цепочки должна стать обратная связь, включающая возможность и необходимость изменять законодательство в силу его несоответствия Конституции. С этой позиции утверждение о том, что Конституция должна быть «живой», непосредственно влияющей на законотворческий процесс и правоприменительную деятельность [7, c. 102] с учетом вызовов сегодняшнего дня, приобретает еще более глубокий смысл. Без такого понимания невозможно повысить уровень конституционной законности.
С учетом изложенного под правовым мониторингом можно понимать систему информационных наблюдений, дающую возможность анализировать и оценивать прежде всего степень реализации норм, принципов, ценностей и целей Конституции в действующем законодательстве и правоприменительной практике, что предполагает также оценку: ) результатов нормотворческой деятельности, прежде всего законопроектной (правотворческий процесс); ) качества нормативных правовых актов, принятых тем или иным правотворческим органом в соответствии с предоставленной ему правотворческой компетенцией; ) эффективности их практического действия, реализации (правоприменительный процесс). К целям такого мониторинга следует отнести как основную оценку степени достижения той конституционной модели, которую необходимо создать в государстве. Конечной целью правового мониторинга является создание эффективного механизма правотворчества и реализации его результатов - нормативных правовых актов, отражающего общественные потребности на различных стадиях правотворческой и правоприменительной деятельности [3, с. 20]. Таким образом, правовой мониторинг и мониторинг Конституции, имея своей целью в принципе одно и то же - соответствие нормативных правовых актов нормам Конституции, ее целям и задачам, по сути имеют разные отправные точки. Это означает, что для получения адекватных результатов следовало бы создать не только систему мониторинга действующего законодательства, но и в обязательном порядке - систему мониторинга реализации норм и принципов Конституции. Обобщая имеющиеся точки зрения и поддерживая позицию Н.Н.Черногора, можно предложить следующее. Мониторинг реализации норм и принципов Конституции в нормативном правовом акте должен проводиться на основе анализа: норм Конституции Республики Беларусь (как они реализованы в административном, финансовом и налоговом, гражданском законодательстве и т.д.); основных концепций в данной сфере (концепция развития законодательства, основные направления развития государственной политики в данной сфере; концепция национальной безопасности, основные направления развития государства и пр.);
программных законов (наиболее крупных нормативных правовых актов); общественных отношений в данной сфере (направление развития государства по инновационному пути развития, развитие инвестиционной деятельности; борьба с коррупцией и прочее); научных и научно-практических публикаций по заданной теме; международного законодательства и международных обязательств государства в данной сфере (выявление уровня имплементации); публицистических материалов, размещаемых в СМИ и сети Интернет. В итоге должна быть создана своеобразная «матрица», на основе которой (при своевременном ее обновлении) в дальнейшем будет легче выявлять ключевые проблемы действующего законодательства и отслеживать ход их решения. При этом должна быть выдержана логическая линия: конституционный принцип/норма - закон - принятый в его развитие нормативный правовой акт - акты реализации правовых норм - конституционный принцип/норма, то есть, как мы уже сказали, следует проводить мониторинг не отдельных законов, не программных государственных документов, а их основы - Конституции (реализации ее норм и принципов). Можно также использовать аксиологический подход, то есть оценку реализации (достижения) тех ценностей, которые закреплены в Конституции. Это только обогатит результативность мониторинга. Поскольку Конституция, ее нормы и принципы - это основа стратегии развития государства, на базе которой формируются программные документы, принимаются законы, осуществляется правоприменительная деятельность, постольку, проводя мониторинг законодательства и давая оценку эффективности норм права, субъекты и участники этой деятельности должны использовать Конституцию: в качестве статичного (технического) инструмента мониторинга (вроде школьной линейки) для измерения, снятия показателей или объекта для сравнения с тем или иным законом или правоприменительным актом с целью определения его конституционности и эффективности;
в качестве инструмента, изменяющегося вместе с изменением общественных отношений [6]. Следует также согласиться с Н.Н.Черногором и в том, что мониторинг реализации норм и принципов Конституции позволит прежде всего существенно усовершенствовать технологию правового мониторинга: восстановить нарушенную логическую последовательность объектов и операций, осуществляемых в процессе проведения мониторинга законодательства и правоприменительной практики, обеспечить стройность целей и задач правового мониторинга, а также показателей эффективности законодательства и правоприменительной практики, которыми согласно существующей концепции правового мониторинга являются данные об обеспечении и защите прав человека. Такой подход в целом даст возможность «перейти от использования Конституции в качестве одного из прикладных инструментов мониторинга к ее восприятию как реально действующего закона, реализуемого и применяемого субъектами правоотношений в практической деятельности, в повседневной жизни, имеющего свои «жизненные циклы», достоинства и недостатки» [6]. Для достижения целей правового мониторинга также можно использовать системологию - область научно-практической деятельности, изучающую и использующую системность, организацию и самоорганизацию объектов, процессов и явлений в природе, науке, технике, обществе и психологии личности, выступающую как методология изучения, проектирования управления и использования природной системности мира и его базовых категорий [12]. Современное развитие системологии права направлено на глубокое изучение особенностей и взаимодействия таких сложных динамических систем, как правовая система общества, системы права и законодательства государства, система правоотношений и правосознание, а также система правового регулирования общественных отношений. Первоочередными задачами при этом являются задачи обоснования адекватных концепций рациональных онтологических и гносеологических подходов к системному исследованию правозначимых объектов и явлений [13]. Системология правового регулирования как часть системологии права в настоящее время представлена главным образом двумя общетеоретическими положениями правового знания: концепцией правового регулирования как процесса, включающего по крайней мере пять следующих методологических этапов «миропонимание - правопонимание - правотворчество - правоприменение - правореализация» и концептуально-логической моделью системы правового регулирования общественных отношений [13]. Отметим, что с этой точки зрения именно конституционное право выступает как системообразующая (правообразующая) отрасль права, представляя собой совокупность правовых норм, основой которых являются нормы, принципы, цели и ценности, закрепленные в Конституции, системно-комплексно регулирующей положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, определяющей место государства в политической системе общества и принципы взаимоотношений государства с человеком и обществом, регулирующей основы организации и деятельности системы государственных органов. мониторинг конституция нормативный автоматизированный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|