Использование информационных технологий при осуществлении мониторинга Конституции
Мониторинг Конституции, а равно иной правовой мониторинг, может и должен проводиться с использованием достижений современных информационных технологий. Действительно, возможность осуществлять мониторинг нормотворческой деятельности стало значительно легче после появления баз и банков данных правовой информации, создания государственной системы правовой информации Республики Беларусь, разработки общеправового методологического комплекса лингвистической поддержки классификации и систематизации законодательства, в том числе Единого правового классификатора Республики Беларусь и Словаря терминов и определений действующего законодательства Республики Беларусь. Государственная система правовой информации (ГСПИ) создается как конкретная модель механизма формирования и управления согласованным информационно-правовым пространством страны, а также как модель создания управленческой системы информационного обеспечения, рыночная модель создания информационного ресурса. Под ГСПИ в Республике Беларусь, с нашей точки зрения, должен пониматься правовой, организационный, социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения создания нормативной правовой информации, а также обеспечения потребностей государственных органов, юридических и физических лиц в нормативной правовой информации на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование, накопление, обработку, организацию и выдачу пользователю нормативной правовой информации в целях содействия совершенствованию механизма правового воздействия и механизма правового регулирования [14]. В настоящее время банк данных правовой информации НЦПИ «Эталон 6.0» содержит такую поисковую возможность, как «Информационно-правовой навигатор», отправной точкой для построения которого послужил текст Конституции Республики Беларусь. Указанный навигатор содержит ключевые слова, тематические слова и ассоциативные связи. Ключевые слова по смыслу объединены в тематические группы (более общие понятия). При выборе тематической группы отображаются ключевые слова этой группы, а также группы, ассоциативно связанные с выбранной группой и группы-синонимы. Для каждой из этих групп можно просмотреть ключевые слова. Одновременно отображается одно или несколько определений из «Словаря юридических терминов и определений» с возможностью перехода на соответствующий правовой акт.
Еще большая работа проведена НЦПИ при проставлении ключевых слов к Конституции и подборке к ним необходимых документов. Отмечу, что не во всех случаях к ключевым словам подобраны необходимые нормативные правовые акты. Полагаем, что такая масштабная работа как подборка нормативных правовых актов в соответствии с каждой статьей Конституции должна осуществляться не только силами НЦПИ, а обязательно совместно со специалистами НЦЗПИ. На наш взгляд, научно-исследовательская и практическая работа НЦПИ по созданию лингвистического обеспечения баз и банков данных правовой информации, поиск новых форм, совершенствование словарей и классификаторов, в том числе Единого правового классификатора, может послужить реализации идеи мониторинга Конституции в случае, если такая работа будет вестись системно, с учетом конечной цели - не создания базы данных ради базы данных и простого облегчения поиска информации, а служения правовой информации гораздо более высокой идее совершенствования законодательства, поиска правовых коллизий и пробелов законодательства. Все это возможно при условии объединения усилий нескольких групп ученых и практиков - конституционалистов (понятийный аппарат, содержание принципов, ценностей и норм и др.), теоретиков права (структура правовой нормы, юридическая техника и др.), лингвистов (выборка, создание поисковых систем и др.) и специалистов НЦПИ. Структурированная поисковая стратегия (М.Г.Гриневич, А.С.Шилович), вырабатываемая НЦПИ, должна базироваться на нормах и принципах Конституции, и в этом случае законодательство рассматривается как системный объект.
Полагаем, что специалистами НЦПИ и НЦЗПИ должна вестись последовательная научно-исследовательская работа, направленная на создание информационной базы для осуществления мониторинга Конституции и в конечном итоге - создания единого правового пространства Республики Беларусь. Что касается практики правоприменения, то ее мониторингу могла бы содействовать дальнейшая работа над ИБД «Судебная практика». Создание этого банка данных, к сожалению, не получило своего логического развития прежде всего за счет отказа от включения в него решений общих судов первой инстанции, как это ранее предусматривалось Техническим заданием НИР 2003-16 «Разработка и внедрение Интегрированного банка данных «Судебная практика» НЦПИ. При этом использование при дальнейшем совершенствовании баз и банков данных правовой информации инженерии знаний [15] может помочь значительно продвинуть вперед не только юридическую или лингвистическую обработку правовой информации, но и возможность ее анализировать, моделировать и, следовательно, совершенствовать законодательство. Системная интеграция правовых и иных информационных систем и ресурсов, использование принципов управления в правотворческой и правоприменительной деятельности позволят получить совокупный (синергетический) эффект их взаимодействия и выведут на качественно новый уровень процесс принятия решений как при создании правовой информации, так и при ее применении (информировании о ней), создадут новые условия для формирования правовой культуры и правового воспитания, совершенствования правовой системы и, следовательно, будут способствовать ее стабилизации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|