Создание многофункциональной автоматизированной системы подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Ныне действующая компьютерная программа «Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь» (далее - программа) является инструментальным средством подготовки проектов нормативных правовых актов (далее - проектов НПА) Республики Беларусь в государственных органах, занимающихся нормотворческой деятельностью [16]. Несомненно, создание такой системы - определенный шаг вперед. Однако, на наш взгляд, основными целями подобных автоматизированных систем является не сама автоматизация нормотворчества с точки зрения юридической техники, а автоматизация процесса создания и индексирования правовой нормы. Процесс мониторинга и процесс создания нормативного правового акта должны идти «встречными путями». Юрист НЦПИ не должен обрабатывать нормативный правовой акт с точки зрения его расположения в системе законодательства в соответствии с Единым правовым классификатором. Такая индексация должна проводиться на этапе нормотворчества, когда нормативный акт сознательно «встраивается» его создателем в систему законодательства и правовую систему государства, то есть процесс индексации правовой нормы должен происходить на этапе ее создания. Полагаем, что именно тогда можно будет говорить о реальном совершенствовании законодательства. Теперь же создатель правового акта редко задумывается о том, как данный нормативный акт и содержащиеся в нем правовые нормы выглядят в соотношении со всей совокупностью правовых норм. И только тогда можно будет говорить о структурированном подходе к системе законодательства и системе права в целом. Ведь суть нормотворческой техники и суть нормотворческой работы - разная, а совместный результат их использования - один: качественное законодательство.
Возможно, было бы целесообразно вернуться к идеям создания АС «Проект» (ОНИР.37477375.98-16, 99-16 «Разработка автоматизированной подсистемы подготовки проектов нормативных правовых актов»), учитывающей все стадии и задачи процесса нормотворческой деятельности государственных органов Республики Беларусь [17]. Поскольку с конца 90-х годов прошлого века прошло достаточно времени и информационные технологии, а также процесс обработки правовых актов ушли далеко вперед, то можно использовать и уже имеющийся в стране опыт, например опыт Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по созданию автоматизированной информационной системы, которая позволяет автоматизировать практически весь процесс судопроизводства. Кроме того, ранее предпринимались попытки сотрудничества с российской компанией «Intralex», создавшей АРМ «Юрист». Эта система технологически позволяет пройти весь цикл создания нормативного правового акта от его концепции до проекта и опубликования, а также экспертной оценки. Функциональная часть проекта включает все этапы и шаги работы с текстом, начиная с технического задания и концепции правового акта и заканчивая его полным текстом, предназначенным для представления в соответствующий орган законодательной власти. В основе лежит дерево целей, выстраиваемое с учетом особенностей работы с проектом акта, которое может быть скорректировано по усмотрению разработчика-пользователя с учетом особенностей нормотворческих процедур и конкретных задач [18]. Для разработки такой системы в НЦПИ и НЦЗПИ накоплен достаточный методический и практический материал в области юридической лингвистики, создания и обработки нормативных правовых актов. Полагаем, что было бы необходимо обсудить вопрос о продолжении последовательной научно-исследовательской деятельности, направленной на создание новой версии АС «Проект», позволяющей подойти к нормотворческой работе на новом уровне, применив знания не только в области информатизации, но и в области теории права, юридической лингвистики и юридической техники. Считаем также, что в основе такой АС «Проект» должны лежать нормы, принципы, цели и ценности Конституции Республики Беларусь. Дальнейшее развитие «Автоматизированной системы подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь», основанной на нормах Конституции, будет содействовать совершенствованию нормотворческой деятельности и всей системы законодательства в целом, созданию единого информационно-правового пространства страны.
Заключение
Создание системы мониторинга Конституции и понимание Конституции как единой системной основы для анализа действующего законодательства, использование системного подхода к исследованию и созданию права, в том числе применение знаний в области синергетики и системологии к области правовых наук, использование общедоступных возможностей государственной системы правовой информации для анализа действующего законодательства и дальнейшее совершенствование поискового инструментария баз и банков данных правовой информации, развитие автоматизированной системы подготовки нормативных правовых актов на основе конституционных подходов позволят дать новый толчок к совершенствованию правовой системы Республики Беларусь и реальному формированию единого информационно-правового пространства страны. Автор не претендует на выражение единственно правильного подхода, но надеется на то, что материал может послужить отправной точкой для начала дискуссии о новых возможностях, придаваемых традиционным методам исследования права информатизацией, формировании новых подходов к созданию правовых норм и мониторингу права. Литература
. Динамичный прорыв в развитии страны - путь к новому качеству жизни: Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию, апрель 2010 г. // СБ «Беларусь сегодня». - 21 апр. 2010 г. . Малько, А.В. Теоретико-методологическое значение концепции «правовой жизни» / А.В. Малько, В.В. Трофимов // Гос-во и право. - 2010. - № 7. - С. 5-13.
. Правовой мониторинг: науч.-практ. пособие - М.: ИД «Юриспруденция», 2009. - 416 с. . Правовые акты: антикоррупционный анализ / И.С. Власов [и др.]; отв. ред.: В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева; Ин-т зак-ва и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации; Науч.-исслед. центр ФСБ России. - Юрид. фирма «Контракт», 2010. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 176 с. . Тихомиров, Ю.А. Рекомендации по проведению мониторинга действия закона / Ю.А. Тихомиров // Законодательство и экономика. - 2008. - № 6. - С. 5-8. . Черногор, Н.Н. Мониторинг Конституции: постановка проблемы / Н.Н. Черногор // Законодательство и экономика. - 2008. - № 11. - С. 49-52. . Миклашевич, П.П. Конституция Республики Беларусь - ориентир совершенствования правовой системы и конституционного контроля / П.П. Миклашевич // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. - 2009. - № 1. - С. 97-115. . Кельзен, Г. Судебная гарантия конституции (конституционная юстиция). Часть 1 / Г. Кельзен // Право и политика. - 2006. - № 8. - С. 5-14. . Малько, А.В. Конституционная политика как особая разновидность правовой политики / А.В. Малько // Конституц. и муницип. право. - 2010. - № 4. - С. 2-5. . Лучин, В.О. Конституционные нормы и правоотношения / В.О. Лучин. - М., 1997. - 159 с. . О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г.: в ред. от 2 июля 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 7. - 2/136. . Системология // Словарь Wikipedia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F. - Дата доступа: 24.11.2010. . Ловцов, Д.А. Системология правового регулирования: исторические аспекты развития / Д.А. Ловцов // История государства и права. - 2009. - № 18. - С. 9-12. . Сатолина, М.Н. Отдельные аспекты изменения теоретико-правовых подходов к правовому регулированию общественных отношений на современном этапе развития общества / М.Н. Сатолина // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. - 2005. - № 2. - С. 91-99. . Инженерия знаний // Словарь Wikipedia [Электронный ресурс]. - Режим доступа:- Дата доступа: 24.11.2010. . Сайт Национального центра законодательства и правовых исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center.gov.by/dotsmain.html. - Дата доступа: 24.11.2010. . Перспективы развития средств и методов создания информационных ресурсов в нормотворческой деятельности / М.Н. Сатолина [и др.] // Проблемы правовой информатизации. - 2002. - № 5. - С. 43-47. . Intralex [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intralex.ru/cooperation_automat.htm. - Дата доступа: 24.11.2010.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|