Особенности педагогических инновационных процессов
План занятия: 1. Педагогическая инноватика отрасль научного знания. Основные неологические понятия: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное. 2. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды). 3. Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития. 4. Системы классификаций нововведений в образовании. Классификация инноваций в образовании: Р.Н. Юсуфбековой, К. Ангеловски, В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, Г.П. Щедровицкого, А.Н. Тубельского, О.Г. Прикота, О.Г. Хомерики, М.М. Паташника, А.В. Лоренсова. 5. Законы протекания инновационных процессов необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости. Вопросы и задания на обсуждение: 1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия (оформите ее в виде таблицы): новация, нововведение, инновация, инновационный процесс; жизненный цикл инновации; педагогическая инноватика. Установите взаимосвязь между ними. В чем принципиальное отличие понятий «инновация» и «изменения»? Почему изменения и инновации называют источником устойчивого развития общества, экономики, образования, т.п.? 2. В статье «На фундаментальной основе», опубликованной в «Российской газете» (рубрика: Экономика - Компании года, № 5074 от 25 декабря 2009 г. http://www.rg.ru/2009/12/25/technology.html) говорится следующее: «Устойчивость отечественной экономики к разным мировым катаклизмам напрямую зависит от того, насколько Россия в ближайшем будущем сможет модернизировать экономику и преодолеть технологическое отставание. Усилия, направленные на технологическое и инновационное развитие, сегодня приобретают особое значение.
Вопросом о том, что мешает отечественной экономике получать доходы от реализации инновационной продукции …, обеспокоены и президент … с премьером, и чиновники всевозможных рангов, и ученые. Сегодня инновационный продукт в США составляет 70% производства, в Китае - приближается к 34%, а Россия в этом плане серьезно отстает - по данным Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, всего 5-7%. Во всем мире значительная часть инноваций производится в среднем бизнесе, в России же пока остро ощутима потребность в финансовой поддержке этого процесса. По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, «у нас существуют меры государственной поддержки малым компаниям, например, налоговые льготы. Что касается средних компаний, то они находятся вне видимости и для государственных программ, и для институтов развития». Имеет смысл добавить, что помимо этого, в цепочке инновационной экономики в РФ почти полностью отсутствует звено, ответственное за преобразование идей в продаваемые товары и услуги. Это тот самый блок, где должны активно работать посевные фонды, бизнес - ангелы и другие, аналогичные им структуры. По признанию Набиуллиной, недостаточным можно также признать и частное финансирование НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Что происходит на деле? Фундаментальные исследования нередко превращаются в непродуктивное использование государственных средств, а Роснанотех и Российская венчурная компания (РВК) «буксуют», не в силах найти необходимое количество проектов в стране. В итоге, для того чтобы использовать выделенные им средства, они вынуждены (в частности, Роснанотех) искать проекты за рубежом и хотя бы в виде сборочных производств и перемещать их в Россию. Это неплохо, говорят эксперты, но недостаточно для построения собственной структуры инновационной экономики. Поддержка НИОКР происходит в основном в рамках федеральной целевой программы (ФЦП). При этом в основном поддерживаются НИИ, но не компании. Финансирование же НИОКР частным сектором очень невелико. В рамках ФЦП, конечно, есть такие направления, как «исследования и разработки», но деньги, как отмечают в минэкономразвитии, там «не выбираются», а существующий механизм не востребован. …
На всех площадках, где идет обсуждение темы экономического обновления, в последнее время нередко звучит мысль, что проблемы инноваций и модернизации, технологического отставания России от зарубежных стран связаны не столько с недостатком финансирования, а с отсутствием навыков перевода знания в конкурентоспособные продукты и технологии, которые востребованы на рынке инноваций. Есть подсчеты, свидетельствующие о том, что даже с нынешним недостаточным финансированием науки и инноваций потенциальный уровень инновационной активности компаний в случае, если бы процесс внедрения разработок в бизнесе был бы более эффективным, мог бы быть выше как минимум в два раза. … Задания: - Что является инновационной продукцией, инновациями в вашей области (химия, биология, физика, др.)? (Ответ может быть представлен в виде презентации, видеоролика,,т.п.). - Заполнив данную ниже Таблицу 1, приведите аргументы в пользу инновационности данной продукции (к какому типу инноваций ее можно отнести – технологии, идеология, новая форма социальной структуры, др.)? Таблица 1. Классификация инноваций по критериальным основаниям:
- Как на ваш взгляд можно обеспечить «трансфер» инновационного знания и идей в продукцию, востребованную на рынке инноваций? Какие формы «трансфера» инноваций вы знаете? Какова роль образования, университетов, т.д. в этом процессе? - Прокомментируйте высказывание: «Современное образование по своей сути уже является инновацией». 3. Что такое педагогические инновации? Какие педагогические инновации вы можете назвать, в чем их специфика и отличие от других инноваций? Приведите примеры инноваций в образовании разного порядка (слайды 59-60 презентация 1). Какие классификации нововведений в образовании вы знаете? Почему педагогические инновации должны осуществляться системно? Предложите и изобразите графически модель системных нововведений в образовательном процессе ОУ (по компонентам учебно-воспитательного процесса – слайд 47 презентация 1). Каковы условия эффективности инновационных процессов в образовании? 4. Заполните Таблицу 2, установив соответствие этапов жизненного цикла инноваций законам их протекания. Объясните установленные взаимосвязи. Таблица 2. Этапы жизненного цикла инноваций и законы их протекания
5. Какие инновационные подходы к обучению вы можете назвать? (статьи Коган Е.А., Посталюк Н.Ю. и Цыганов А.В. – см. Источники и литература). Как вы думаете, способны ли какие-либо из этих подходов решить проблему «трансфера» знаний и обеспечить современную инновационно-ориентированную экономику технологиями и специалистами такого уровня, которые бы смогли сократить отставание России от других развитых стран? Приведите ваши аргументы. 6. Задание «Поиск инновационных педагогических идей» (работа с авторефератами, защищенных по специальности 13.00.01 или 13.00.08 ). Выберите один из авторефератов, изучите его содержание и ответьте на следующие вопросы: - Что нового предлагает автор? К какому типу новизны относите вы данную идею? Обоснуйте свой ответ. - Что бы вы предложили для решения данной проблемы? Приведите аргументы в пользу вашей идеи. - В случае если идея приживется, какие последующие инновации можно ожидать в перспективе (например, через 10 лет)?
Источники и литература: 1. БеркалиевТ.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П.Инновации и качество образования:Научно- методическое пособие для педагогов инновационных школ.- Спб.: КАРО, 2007. 2. Епишева О.В. «Инновационные процессы в образовании». Тюмень, 2009. 3. Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю. Новая организация образовательных ресурсов высшей школы: ответ на вызовы современной экономики - http://www.logosbook.ru/VOS/06_2008/8_12.pdf 4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 5. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин и др. – М., 2010. 6. Краевский, Хуторской Основы обучения. Дидактика и методика:учеб. пособиедля студ.высш.учеб.заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2008. 7. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационность как один из принципов педагогики. – http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/chapter1/1_4.html 8. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс: Метод. пособие для руководителей образоват. учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов; Под ред. М. М. Поташника; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М.: Новая шк., 1994.
9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с 10. Цыганов А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса - http://lib.herzen.spb.ru/text/tsyganov_136_136_143.pdf
Практическое занятие № 2 Инновационная деятельность педагога: структура, характеристика и содержание План занятия: 1. Педагогическое творчество и инновации в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, В.А. Кан-Калика, А.Д. Никандрова, В.И. Загвязинского, К.А. Абульхановой-Славской, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской и др. 2. Соотношение инновационной деятельности и творческой деятельности педагога. Сущностные характеристики инновационной деятельности в образовании. 3. Модель инновационной деятельности педагога. Концепция инновационной деятельности педагога В.А.Сластенина, Л.Д.Подымовой, др. 4. Структура, характеристика и содержание мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного компонентов инновационной деятельности педагога. Вопросы и задания на обсуждение: 1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: педагогическое творчество, компоненты инновационной деятельности педагога. Установите взаимосвязь между ними. 2. На основепримеров из собственной практики, материалов Интернет и др. составьте монографическую характеристику современного творческого, готового к инновационной деятельности педагога. Обоснуйте взаимосвязь творчества и инновации в его деятельности. 3. На основе PEST-анализа, выявите наиболее значимые политические (Policy), экономические (Economy), социальные (Society), технологические (Technology) тенденции, которые имеют существенное значение для инновационной деятельности педагога, и заполните Таблицу 3. Таблица 3. Тенденции, имеющие существенное значение для инновационной деятельности педагога
4. Проанализируйте инновационную деятельность педагога на основе Свот-анализа и заполните Таблицу 4. Таблица 4. SWOT-АНАЛИЗ инновационную деятельность педагога
5. Прочитайте выдержку из статьи «Инновации – источник изменений в образовании» и, изучив схему структуры инновационной деятельности учителя (Схема 1), сделайте выводы, что должно измениться в деятельности учителя, чтобы у него сформировалась готовность и способность к инновационной деятельности? В чем вы видите основные проблемы современного учителя и его неготовности к инновациям? Приведите свои примеры. «…Изменения в сфере образования комплексны по своей природе и часто пролонгированы во времени. Данному типу изменений присущи свойства, характерные изменениям вообще, т.е. интенсивность, масштаб, направленность, т.п. Образовательные изменения происходят на разных уровнях: организационном, структурном, концептуальном, институциональном, т.п. Можно выделить три основных группы изменений в образовании в информационную эпоху: - изменения связанные со «сдвигами» в образовательных целях, которые вытекают из более обширных социокультурных изменений в обществе и изменениями самой природы труда в эволюционирующих экономиках; - изменения, связанные с ростом разнообразия состава населения, которое охватывает сфера образования, и демографическими «сдвигами», начиная от урбанизации, «демографических ям», т.п. и заканчивая глобальной иммиграцией и переселением; - третья группа изменений связана с новыми концепциями обучения и получения знаний, которые основываются на изменениях фундаментальных процессов человеческого развития. В качестве основных факторов, вызывающих изменения в организации образовательного процесса в современной школе являются: - изменение контекста обучения, связанное с применением новых технологий; - время, которое требуется для привыкания к изменениям, т.к. первоначально учителя сосредоточены на деталях изменений, особенностях технологий, а не на самом процессе обучения; - подготовка учителей к осуществлению изменений, т.к. кто-то учится и принимает изменения быстрее, кто-то медленнее. Последняя группа факторов наиболее существенна для успеха процесса изменений, т.к. первые две группы факторов относятся к изменениям на организационном и структурном уровнях, в то время как подготовка учителей к осуществлению и участию в изменениях предполагает изменения фундаментального характера, т.е. позиции преподавателя, его взглядов, концепции обучения в целом. Любое глубокое изменение влечет за собой некую потерю, тревогу, борьбу, т.п. Процессу изменений характерны консерватизм и неоднозначность (амбивалентность), т.к. смысл изменений редко ясен с самого начала, и амбивалентность всегда присуща переходным периодам и преобразованиям. Образовательные изменения технически простые, но социально сложные. Большая часть проблемы образовательных изменений – это вопрос трудностей, связанных с планированием и координацией многоуровневого процесса с участием большого количество людей. Изменения в педагогической деятельности на сегодняшний день тесно связаны с социокультурными изменениями. Современный этап развития общества философами, социологами и экономистами определяется как постиндустриальный или информационный, основным производственным ресурсом которого стали знания и информация. Процесс перехода к такому типу общества отмечен множеством изменений в экономике, структуре власти, устройстве семьи, образовании, т.п. Характер получения и переработки информации, существенно изменивший социокультурную структуру общества и сформировавший новый тип экономики – «экономики знаний», неизбежно повлиял и на педагогическую деятельность современного учителя. Педагогическая деятельность – это профессиональный вид деятельности, направленный на обучение, воспитание, развитие личности обучаемого, приобщение его к ценностям культуры, а также создание оптимальных условий для выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Понятие педагогической деятельности тесно связано с понятием компетенции, которое представляет собой выражение единства теоретической и практической готовности человека к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя. Педагогическая деятельность сегодня полна противоречий. С одной стороны, учителю необходимо отвечать на требования внешней среды, которая требует от него воспитать человека готового к динамично меняющейся действительности, где постоянно появляются новые элементы, неизвестные ранее. Для этого он должен предвидеть изменения, развивать в себе те качества, которые требуются сейчас и потребуются завтра. Вместе с тем, по сути своей роли в системе образования он должен воплощать преемственность культуры, сохранение и воспроизводство ее ценностей. Дополнительную сложность для современного учителя представляет «размывание» границ единых культурных образцов, которые могли бы служить ориентиром для духовной и социальной интеграции современных учеников. В такой ситуации современному человеку все больше приходится рассчитывать на себя, вырабатывать собственные смыслы, ценности и жизненную позицию. Следовательно, современный учитель должен ориентировать подрастающее поколение на развитие инициативы, самостоятельности, ответственности за совершаемые действия, т.п. Как оценивать сформированность таких качеств личности также вызывает много вопросов. Одним из решений данной проблемы видится представление образовательных достижений в виде компетенций, сформулированных через предполагаемые образовательные результаты, структура которых иерархична и представляет собой своеобразную рамку, помогающую ориентироваться на предельные достижения в учебе, а также на появление новых качественных личностных и когнитивных изменений. Образовательные результаты формулируются на двух уровнях: на уровне способностей и на уровне соответствующих им компетенций. Состояние современного учителя характеризуется постоянным ожиданием грядущих перемен и является главным фактором, влияющим на мироощущение, устремления преподавателя, оценку им своей деятельности и ее результатов, постановку новых целей и задач. С одной стороны, такая ситуация создает негативный фон для роста, развития, ибо нестабильность, вызванная неопределенностью, заставляет действовать с осторожностью, избегать риска, опасаясь потери завоеванных позиций. Однако, с другой стороны, именно в такое время и востребованы нестандартные решения, творческий подход, инновации. Они, собственно, и порождаются такой изменчивой средой - стремлением вырваться из неопределенности и изменить жизнь так, чтобы она стала более благоприятной. Таким образом, можно констатировать, что происходящие изменения в педагогической деятельности учителя обусловлены: - современными условиями жизни, которые характеризуются как ситуация неопределенности, что требует от человека самоопределения, умения решать нестандартные и жизненно важные задачи; - необходимостью ориентации на образовательные результаты, обозначенные в виде компетенций; - ориентацией на иные цели образования, обусловленные его практикоориентированностью и креативной направленностью. Изменения в педагогической деятельности тесно связывают с инновациями. Педагогическая инновация или нововведение определяется как целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Педагогические инновации классифицируются по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие, т.п.; по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторские (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы; по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования – единичные и диффузные; по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы) и внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы). Исходя из этого, современные учителя должны быть готовы к следующим изменениям в своей педагогической деятельности: 1. Изменению отношения к структурным элементам образовательных систем: целеполаганию, задачам, содержанию образования и воспитания, формам, методам, приёмам, технологиям, средствам обучения и образования, системе диагностики, контролю, оценке результатов и т.д. 2. Изменению отношения к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетенций и др. 3. Изменению взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д. 4. Изменению понимания функций учителя: по отношению к условиям педагогической деятельности (обеспечение обновления образовательной среды, учет социокультурных факторов, т.п.), по отношению к «продуктам» педагогической деятельности (проектам, конкурсам, т.п.), по отношению к управлению педагогической деятельностью (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование). 5. Изменению в осуществлении педагогической деятельности: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные. 6. Осознанию масштабности распространения изменений, степень их проникновения и значимость: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п. …». Схема 1. Структура инновационной деятельности учителя 6. По 10-бальной шкале определите собственную готовность к инновационной педагогической деятельности. Развитие какого из структурных компонентов требует наибольшего внимания с вашего стороны? Источники и литература: 1. Инновационная педагогическая деятельность [Электронный ресурс] http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/innovacionnaja_pedagogicheskaja_dejatelnost/51-1-0-17 2. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс] http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html 3. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие под ред. С.А. Гончарова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007; 4. Дроботенко Ю.Б. Инновации – источник изменений в образовании // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2012. - №10. 5. Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновационной деятельности//Высшее образование в России.- 2004.-№7.-С.56-64. 6. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995. 7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности// Педагогическая наука и образование.-2006.-№1.-С.32-37. 8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 9. Стратегический анализ: эффективные инструменты и техники. - http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
Практическое занятие № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|