Туристские ресурсы как основа экскурсионной практики
Туристские ресурсы можно определить как природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные археологические, научные, культовые и прочие объекты или явления, способные удовлетворять потребности людей в процессе туризма, согласно целям туризма. По наличию тех или иных видов туристских ресурсов образуются конкретные цели, виды и направления туризма. Туристские ресурсы могут быть подразделены на 2 основные группы: 1. Природные 2. Историко-культурные В рамках темы диплома можно ограничиться историко-культурными ресурсами, поскольку станции московского метрополитена имеют именно культурную ценность. Историко-культурные туристские ресурсы. В процессе исторического развития каждый народ образует свою собственную систему духовных и культурных ценностей (культурное наследие), которая всегда интересна и привлекательна для туристов (как местных, так и иностранных). Туризм обеспечивает широкими возможностями для контактов с другими культурами, познания истории и культуры других народов. Элементами историко-культурного наследия, как фактора развития туризма могут считаться: 1. Архитектурные объекты. 2. Особенности и традиции быта и хозяйственной деятельности представителей конкретного народа, жителей городов и деревень, традиционные ремесла. . Культурные учреждения. В числе архитектурных объектов в плане развития туризма можно выделить культовые построения (церкви, храмы и.т.д.), городские и сельские построения, древние палаты, замки, крепости, мосты, археологические, монументальные объекты. В процессе развития туризма важную роль играют этнокультурные особенности жителей конкретной территории. Например, в горных территориях достижениями традиционной культуры населения можно считать разного рода дома и места обитания (включая пещерные), уникальный и очень богатый перечень растительных видов, используемых как в целях медицины, как и для приготовления пищи, террасовое земледелие, традиционные ремесла.
Весь материальный мир находится под пристальным взглядом экскурсоводов. В Сочи они показывают и рассказывают о Черном море и дендрарии, в Домбае - о горах и ледниках, в Новочеркасске - об экспонатах музея истории донского казачества и о легендарном вихорь-атамане Матвее Платове, герое Отечественной войны 1812 г., в Москве - о соборах Кремля, Красной площади и сотне других достопримечательностей, близких сердцу каждого россиянина, в Карелии знакомят с Валаамом, Кижами и гранитами, выходящими на дневную поверхность только в этих местах европейской России… Экскурсионные объекты являются зрительной основой восприятия положений, развиваемых в экскурсиях, дают представления о характерных чертах природы, особенностях определенной эпохи развития общества, хозяйства, науки, искусства. В качестве экскурсионных объектов могут использоваться: · природные объекты - геологические обнажения, леса, отдельные виды деревьев, кустарников, грибов, луга и степи, долины рек и составляющие их части, озера, водная растительность, горы и ледники, карстовые пещеры и многое другое; · произведения архитектуры и градостроительства - гражданские здания, дворцы, замки, кремли, крепости, мавзолеи, триумфальные арки, соборы, церкви, часовни, монастыри, фонтаны, надгробные сооружения, садово-парковые ансамбли, произведения монументальной живописи и скульптуры и т.д.; · улицы и площади городов и поселков; · здания и сооружения, связанные с крупнейшими историческими событиями в жизни народов России; · скульптурные памятники, установленные в честь знаменательных событий или знаменитым людям;
· экспозиции краеведческих музеев, музеев изобразительных искусств и декоративно-прикладного искусства, картинных галерей; · археологические памятники - городища, земляные волы, дольмены на Кавказе, курганы, каменные бабы, древние рисунки, высеченные на скалах, камнях, и т.п. В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов необходимо учитывать значение каждого из них для раскрытия освещаемой темы. Оценка объектов проводится по следующим критериям: · познавательная ценность объекта; · известность объекта, например, памятник тысячелетия России в Новгороде, мемориал на Мамаевом кургане в Волгограде, исток Волги в Тверской области и др., с которыми обязательно хотят познакомиться экскурсанты; · экзотичность объекта, его неповторимость; · выразительность, под чем подразумевается внешняя выразительность самого объекта или его особое взаимодействие с окружающей средой; · сохранность, современное состояние объекта, возможность и целесообразность его включения в маршрут экскурсии в том состоянии, в котором он находится; · месторасположение, удобство подъезда к нему, состояние подъездной дороги, наличие мест для стоянки транспорта и размещения группы при осмотре объекта. Также объекты подразделяют на основные и дополнительные. Основные - это те, без которых невозможно раскрыть тему экскурсии. Как правило, на показе основных объектов раскрываются под темы экскурсии. Дополнительные объекты помогают рассказать об отдельных эпизодах, фактах, локальных событиях, обогащающих экскурсию конкретными деталями. Не рекомендуется включать в показ объекты, не связанные с темой, поскольку они отвлекают внимание экскурсантов и нарушают стройность экскурсии. Таким образом, можно выделить два основных типа туристских ресурсов, которые являются основой экскурсионной деятельности - это объекты историко-культурного значения и объекты природного характера. Первые созданы человеком в различные исторические периоды. Сегодня объекты историко-культурного значения являются главными достопримечательностями и центрами всех экскурсионных маршрутов. Достопримечательности природного характера имеет огромную базу, которая является не только экскурсионными объектами, но и оздоровительными и развлекательными. Большинство туристских ресурсов, которые являются объектами экскурсионного показа, все же сосредоточены в городах и они, как правило, являются достопримечательностями историко-культурного характера, составляющие множество аналогичных экскурсионных маршрутов. Именно эти достопримечательности, которые и воплощают облик города, широко рекламируются в качестве туристических маршрутов и являются наиболее посещаемыми туристами местами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|