Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика метрополитена как объекта экскурсионной деятельности




 

Многие из нас обходят стороной метро, стоят в очереди на эскалатор и на вход и не испытывают к этому месту никаких положительных эмоций, закрывают уши и глаза, лишь бы побыстрее добраться до нужной станции. Однако Московское метро - это не только наш уникальный храм «подземного искусства», признанный во всем мире самым лучшим, красивыми быстрым, но и подземелье, полное загадок и так называемых энергетических мест.

Многие туристские и экскурсионные фирмы предлагают всем желающим совершить удивительное путешествие по московскому кольцу или же посетить какие-то определенные маршруты, связанные одной темой. Такие экскурсии обещают спуститься в «мраморный рай», выходя на самых необычных и загадочных станциях, осматривая необычные вещи и запоминая бесхитростные ритуалы, которые при желании можно провести самостоятельно.

Проанализировав рынок с различными подобными экскурсиями по московскому метрополитену, можно смело сказать, что данный объект весьма привлекателен как для русских туристов, так и для зарубежных. Большой процент контингента, который посещает такого рода экскурсии, конечно, составляют иностранные туристы, однако многие русские школьники с удовольствием заказывают познавательные прогулки по загадочным и великолепным станциям довоенного и послевоенного периодов.

В рейтинге сайта Тripadvisor.ru, который является невероятно интересным и информативным ресурсом о путешествиях, поставил метро на 7 место достопримечательностей Москвы, всего их 633 по данным сайта. Так же стоит отметить, что большинство людей посетивших страницу этого интернет-ресурса, посвященную московскому метрополитену, считают, что столичные станции метро являются прекрасными архитектурными объектами и соответственно историко-культурными достопримечательностями, которые стоит посещать и показывать туристам.

Вот что пишет еще один интернет-ресурс «Турист XXI века» о московском метрополитене как о достопримечательности нашей столицы:

Метро-то, с чего начинается Москва. Вы приезжаете на вокзал - и первый ваш шаг знакомства с городом - московское метро! Романтические натуры никогда не забудут этот неповторимый воздух, который характерен только для метро. Московское метро - это не только основной вид транспорта в столице, но и памятник культуры. Каждая станция, каждый тип вагонов, подземные переходы, мосты, тоннели - это части одного грандиозного произведения искусства под названием московское метро.

мая 1935 года открылась первая линия метро в Москве. С тех пор московское метро накопило богатейшую историю, состоящую из разных событий - и хороших, и трагических. Часто метро называют подземным городом, и это, действительно, так: метро - это четко отлаженный механизм, который работает и живет своей систематизированной жизнью со своими правилами, особенностями и порядками.

В наши дни метро разрастается, появляются новые станции, удлиняются ветки, московское метро меняется вместе с городом. Каждая станция - это памятник архитектуры и искусства. Поскольку метро появилось в советские времена, то и стиль, в котором оформлены станции и вестибюли, переходы и площадки, не оставляет сомнения - это соцреализм. В залах метро можно увидеть барельефы, скульптуры, декоративные композиции, мозаику, витражи и многое-многое другое. Каждый зал имеет свое лицо, свой стиль и некоторые станции являются охраняемыми государством объектами, как и все памятники культуры.

Помимо художественной ценности, московское метро обладает еще и палеонтологической ценностью! Многие стены метро смело можно назвать палеонтологическим музеем, ведь облицовка из мрамора или известняка - благоприятная среда для сохранения древних организмов, таких как морские ежи, аммониты, морские лилии, наутилусы, которые обитали в древних морях. Любой посетитель московского метро может полюбоваться этими окаменелостями, а осознание того, что они возникли в палеозойскую эру добавляет ощущение погружения в древние времена! Примечательно, что палеонтологи отмечают наибольшее количество окаменелостей на станциях метро Арбатско-Покровской линии и Кольцевой, которые были построены до 70-х годов, когда московское метро отделывали преимущественно натуральным камнем.

Исследователи отмечают, что московское метро - уникальный палеонтологический памятник, потому что в европейских подземках древние окаменелости можно встретить очень редко.

Московское метро имеет множество тайн, легенд, загадок. Это не только средство перемещения по городу, но и «внутренний» мир Москвы. Слухи об исчезнувших станциях, разрушенных переходах, неизвестных животных, обитающих в подземке, о «метрособаках», которые умеют ориентироваться в метро, и другие байки - это часть субкультуры подземного мира, которая вносит в образ московского метро элементы загадок и тайн.

Также стоит заметить, что на сайте Tourizm.ru размещена интересная статья, в которой упоминается московский метрополитен:

Московское метро - чудо света. Интернет-портал MSNBC опубликовал перечень десяти мест, где необходимо побывать в течение жизни. В число мест, обязательных для посещения, вошел московский метрополитен, особенно рекомендуются станции «Маяковская», «Киевская» и «Комсомольская».

Говоря о московском метрополитене, стоит назвать и охарактеризовать те станции, которые в той или иной степени притягивают туристов.

 

Таблица 3. Станции московского метрополитена

Название Описание Популярность
Маяковская Станция «Маяковская» открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Автором проекта был выдающийся архитектор Алексей Душкин. Уникальный проект «Маяковской» был удостоен Гран-при и вошел в анналы мировых памятников архитектурного и инженерного искусства. Легкие и изящные колонны покрыты нержавеющей сталью; в куполах-кессонах смонтированы мозаичные панно, выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки на тему «Сутки советского неба» в мастерских ленинградской Академии художеств. В годы Великой Отечественной Войны станция служила бомбоубежищем для тысяч москвичей. 6 ноября 1941 года здесь состоялось торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции. 1-е место. Без этой станции не обходится ни одна экскурсия. Первая в мире колонная станция глубокого заложения с великолепными мозаичными панно из смальты на потолке.
Новослободская «Новослободская» - пилонная станция глубокого заложения (глубина - 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта - А.Н. Душкин и А.Ф. Стрелков. Диаметр центрального зала - 9,5 метров. Пилоны отделаны мрамором: верхняя часть - прохоро-баландинским, цоколь - черным с белыми прожилками. На путевых стенах - мрамор «коелга» (в цокольной части - «коркодино»). Пол станции Новослободская выложен шахматным рисунком из плит серого гранита и черного «габбро». Тридцать два витража, украшающие пилоны, обрамлены орнаментальной полосой из позолоченной латуни чеканной работы, такие же латунные пояса украшают арки над проходами на перроны. Витражи выполнены по рисунку П. Корина, который делал эскизы мозаик для станции «Комсомольская» Кольцевой линии. Верхнюю часть каждого витража занимает медальон. На шести из них изображены люди так называемых «интеллигентных профессий»: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных - геометрические узоры и пятиконечные звезды. 2-е место. Знаменита своими витражами, изготовленными в Риге, а также мозаичным панно «Мир во всем мире».
Площадь Революции Станция должна была стать частью архитектурного ансамбля, который планировали возвести на месте Воскресенской площади (так до 1918 года называлась площадь Революции). Предполагалось, что северный вестибюля «Площади Революции» (он же - южный вестибюль «Театральной») будет выходить в огромное фойе Большого Академического кинотеатра СССР, который планировали построить в четырех нижних этажах гостиницы «Москва» со стороны площади Свердлова (ныне - Театральная). Цокольная часть станции, облицованная черным с «Золотыми» прожилками мрамором «давалу», превратилась в огромный постамент, а арки из темно - красного «шроша» - в тяжелые рамы для бронзовых изваяний. 76 изваяний крестьян, рабочих и матросов выполнены скульптором Матвеем Манизером. 3-е место. Станция знаменита своими легендами: считается, что, если потереть нос псу пограничника, успешно сдашь экзамен, да и просто день будет удачным.
Комсомольская-Кольцевая Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор - художник П.Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И.В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. Новые панно изображают выступление В.И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля. 4-е место. Не менее популярная станция со своими богатыми мозаиками - «визитная карточка» московского метро
Киевская-Радиальная Оформление станции посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией. Украшена большим количеством живописных полотен. На своде над пилонами в лепных медальонах размещены 24 фрески, изображающих трудящихся Советской Украины («Архитекторы», «Физкультурники», «Энергетики», «Строители», «Овощеводы», «Железнодорожники», «Машиностроители», «Трудовая смена», «Хлеборобы», «Животноводы», «Учёные-химики», «В детском саду»). Со стороны платформ также размещены фрески, преимущественно с изображениями фантастических растений. Пилоны отделаны светлым мрамором и дополнительно украшены цветным керамическим карнизом. 5-е место. Киевские известны своим богатым убранством.
Киевская-Кольцевая Конструкция пилонная, трёхнефная, глубокого заложения. Архитекторы - Е.И. Катонин, В.К. Скугарев, Г.Е. Голубев. Художники - А.В. Мизин, Г.И. Опрышко, А.Г. Иванов. На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В.И. Ленина в центре. 18 пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов. 6-е место. Эта станция знаменита своей мозаикой, на которой якобы изображен партизан с мобильным телефоном и ноутбуком.
Новокузнецкая Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года. Тема оформления внутреннего интерьера станции - стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Пилоны и свод станции облицованы прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами, изображающими эпизоды боевых операций (скульпторы - А.Е. Зеленский, Н.В. Томский, С.Л. Рабинович, Н.М. Штамм). Особое место занимают великолепные скамьи из белого сибирского мрамора, которые некоторые мифотворцы приписывают к карарскому мрамору из храма Христа Спасителя. 7-е место. Станция включается в экскурсии в качестве образца строительства в годы войны.
Арбатская Арбатско-Покровской линии Станция имеет пересадки на станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии (входит в состав крупнейшего пересадочного узла в Москве). Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по специальному проекту: по сравнению с типовым сближены тоннели, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал в сечении эллипсовидный. Пилоны отделаны внизу красным мрамором, украшены выполненными из керамики букетами цветов. Пол выложен серым гранитом. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой, белой вверху и чёрной внизу. Станционный зал освещается массивными бронзовыми люстрами в форме колец. 8-е место. Включается во все экскурсии из-за своего местоположения - в самом центре - и богатого оформления. Иногда включается в обычные обзорные экскурсии по Москве: экскурсовод просто проводит туристов по станционному залу.
Электрозаводская Пилоны облицованы «прохоро-баландинским» мрамором. Пол первоначально выложен чёрными и серыми плитами, по краям отделан орнаментом из розово-жёлтого крымского мрамора «биюк-янкой». Путевые стены облицованы красным грузинским мрамором «салиэти», вероятно, нижнеюрского возраста. В нём встречается довольно много раковин головоногих моллюсков - наутилусов и аммонитов. Барельефы на стенах центрального зала посвящены теме труда (скульптор Г.И. Мотовилов). На своде центрального зала в круглых углублёниях в 6 рядов расположены 318 оригинальных светильников. Наземный вестибюль выполнен в форме шестиугольного здания с куполом. У входа установлена скульптурная группа «Метростроевцы» (скульптор М.Г. Манизер). 9-е место. Станция третьей очереди строительства популярна как характерный образец подземного строительства сталинской эпохи, а также из-за необычных светильников на потолке.
Парк Победы «Парк Победы» - 165-я станция Московского метрополитена. Глубина заложения - 84 метра, наибольшая в Москве, и одна из самых глубоких в метрополитенах стран СНГ (уступает Арсенальной в Киеве, которая имеет глубину 105,5 м). Длина эскалаторов большого наклона - 126 метров, высота подъёма 63,4 метра - тоже самая большая в Москве. Тема оформления - Великая Отечественная война и Отечественная война 1812 года. Великой Отечественной войне посвящено панно в западном торце северного зала, а Отечественная войне 1812 года посвящено аналогичное панно в восточном торце южного зала (автор обоих - З.К. Церетели). Восточный торец северного зала облицован серым и чёрным мрамором. Расцветка двух залов «зеркальна» - в одном из них белые пилоны и коричневые путевые стены, в другом - наоборот. Расцветка пола в двух залах тоже различна: в северном зале использован полированный гранит красного и серого цветов, в южном - чёрного и серого. Оба зала освещаются скрытыми за карнизом светильниками. 10-е место. Эту станцию включают в экскурсии как образец современного строительства, при этом она, в отличие от многих других современных станций, находится недалеко от центра, до нее несложно добраться.
Театральная «Театральная» - последний проект академика архитектора Ивана Александровича Фомина. Современное название станции появилось еще на стадии проектирования: архитектор Иван Фомин представлял ее «аванзалом» главной театральной площади города. Пилоны и путевые стены облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором, пол выложен в шахматном порядке плитами черного и желтого гранита. Барельефы, изображающие танцующих и музицирующих представителей народов СССР в национальных одеждах, были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам Натальи Данько. Из одиннадцати республик, входивших в 1938 году в состав СССР, в барельефах представлены только семь: Грузия, Армения, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Россия. Неохваченными остались Таджикистан, Туркмения, Азербайджан и Киргизия.  
Павелецкая-радиальная Колонны и путевые стены отделаны белым мрамором, пилоны облицованы светло-розовым мрамором «уфалей», пол выложен серо-розовым гранитом. Светильники размещены в кессонах свода центрального зала. Художественное оформление «Павелецкой» посвящено истории вооружённых сил СССР. Центральный зал станции украшен бронзовыми медальонами (скульптор И.С. Ефимов) и лепным орнаментом. Мозаичные панно В.А. Фролова, размещённые на станции «Новокузнецкая» изначально планировались для станции «Павелецкая», но не были там размещены в связи с задержкой строительства станции.  
Партизанская Станция мелкого заложения, строилась открытым способом. Изначально планировалось, что рядом со станцией к ожидаемой Олимпиаде должен быть построен грандиозный стадион имени Сталина. Под будущим стадионом (кусок которого все-таки построили) был возведен бункер для Сталина с небольшим залом для выступлений. Поэтому станция проектировалась с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия, в частности - на футбол. На станции предполагалось два выхода, а не один, как сейчас. Вверх должны были идти 12 эскалаторов, по 6 в одну сторону, или по 3 с одной платформы на одну сторону. Оформление станции изменено по сравнению с первоначальным проектом и посвящено партизанскому движению во время Великой Отечественной Войны.  
Сокольники Стены станции покрыты белой глазурованной плиткой. Цоколи стен отделаны черным марблитом. Колонны и центральный мостик облицованы серо-голубым мрамором, белый мрамор покрывает стены подходного коридора и турникетного зала. В 1937 году на Международной всемирной выставке в Париже проект станции удостоен Гран-при. 15 октября 1934 года на станцию прибыл первый пробный состав из двух вагонов. Маршрут был укороченный, всего два перегона - между «Комсомольской» и «Сокольниками». В январе 1935 года начали курсировать (опять же от «Сокольников» до «Комсомольской») первые рейсы с заданной периодичностью, а 5 февраля впервые был проведен пробный рейс по всей трассе первой очереди. При открытии метро 15 мая, первый рейс с пассажирами отправился опять-таки от станции «Сокольники». Первым пассажиром, купившим у кассирши Васильевой билет №1 серии «А» стал некто П.Н. Латышев, который заявил в газете «Рабочая Москва»: «Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро». Станция знаменита благодаря известной песне, исполняемой Леонидом Утесовым («От Сокольников до Парка на метро»).
Комсомольская-радиальная Отделка станции выполнена по проекту второй архитектурной мастерской Моссовета под руководством Д.Н. Чечулина. Все пространство между балками и прогонами потолка заполнено сложными кессонами, каждый из которых (а всего их было установлено около 400) состоит из 12 частей и весит 250 килограммов. Каждый кессон набивался отдельно в специально изготовленной по чертежам архитектора форме, после чего подвешивался по частям. Конструкция станции уникальна. Для обслуживания большого пассажиропотока станция была запроектирована с проходящими над путями вдоль всего сооружения балконами, которые способствовали более равномерному распределению пассажиропотоков. Обработанные под бронзу капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ), подчёркивающей вклад комсомольцев 30-х гг. в строительство метрополитена. Сами колонны облицованы нежно-розовым крымским мрамором «чоргунь». Станция украшена майоликовым панно «Метростроевцы», выполненными художником Е.Е. Лансере.  
Чистые пруды Оформление стен боковых станционных залов было призвано создавать иллюзию наличия полноценного центрального зала и проходов в него. Широкие пилястры, напоминающие собой пилоны в проемной части станции, отделанные темным мрамором «уфалей», перемежались светлыми вставками мрамора «коелга». Во время Великой Отечественной войны на станции разместились отделы Генерального Штаба и ПВО. Поезда не останавливались, платформа была отгорожена от проходящих поездов фанерными щитами, а в аванзале перед эскалаторами была установлена железобетонная стена для гашения ударной волны в случае попадания авиабомбы. В течение первых двух месяцев войны, пока не были завершены строительные работы в новом бункере для ставки верховного главнокомандующего, рабочие кабинеты Сталина и начальника Генштаба Шапошникова располагались в подплатформенных помещениях станции со стороны первого пути. К 1971 году на станции проведена масштабная реконструкция, в результате которой оба аванзала были объединены и образован единый центральный зал.  
Библиотека им. Ленина Станция, единственная на первой очереди, построенная односводчатой. Станция «Библиотека Ленина» изначально должна была представлять собой гигантский подземный памятник пролетарскому вождю, перекликаясь со зданиями библиотеки и позднее - Дворцом Советов. За прошедшие годы на станции изменилось покрытие платформы, уложенный первоначально асфальт был заменен гранитом. По непроверенной информации, вскоре после открытия на платформе был настелен паркетный пол, но продержался он очень короткое время.  
Александровский Сад По первоначальному проекту все станции первой очереди были запроектированы с островными платформами. Но здесь, у самых стен Кремля, для размещения островной платформы потребовалось бы разведение перегонных тоннелей, которые бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Малейшая осадка Манежа привела бы к нарушению уникальных ферм перекрытия. Этим объясняется и кривизна посадочных платформ. Радиус кривизны путей на «Александровском Саду» таков, что из кабины машиниста не видно хвоста поезда, и каждый раз при отправлении очередного состава на середину платформы выходит дежурная, осматривающая хвостовую часть поезда. Только с ее разрешения локомотивная бригада имеет право трогаться.  
Кропоткинская Станционный зал «Кропоткинской» - один из самых больших на первой очереди - ведь рядом должен был вознестись гигантский Дворец Советов и на платформе должны были свободно разместиться огромные толпы людей. Подземное пространство станции, по замыслу архитектора Алексея Душкина, напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами, подобными цветку Лотоса. Существует легенда, что во время утверждения проекта Л.М. Каганович возмутился таким сходством, но Душкин возразил: «у них дворцы для фараонов, а у нас - для Народа!». Проект «Дворца Советов» получил Гран-при на Международных выставках в Париже в 1937 году и Брюсселе в 1958, где экспонировался макет станции.  
Парк культуры Стены станции облицованы белыми фарфоровыми плитками, Через каждые 7 метров, повторяя шаг колонн, установлены темно-розовые мозаичные пилястры. Внизу, вдоль обеих стен, тянется темно-коричневый мозаичный цоколь. Вдоль платформы в два ряда расположены 44 колонны, облицованные крымским мрамором «кадыковкой» и увенчанные лепными капителями. Станция была построена за одиннадцать месяцев. Всего было вынуто 100 тысяч кубометров грунта, уложено 25 тысяч кубометров бетона, 1 500 квадратных метров мрамора и 200 тысяч фарфоровых плиток.  
Ленинские горы При проектировании рассматривалось несколько вариантов метротрассы, в том числе и под Москвой-рекой. Но остановились на мостовом переходе, причем необычном для Москвы - двухъярусном, совмещенном с автомобильным. Метромост был сооружен в кратчайшие сроки, всего за 15 месяцев, так как спешили успеть к Международному Фестивалю Молодежи, и для ускорения темпов строительства в качестве присадки для недопущения замерзания еще не схватившегося бетона была использована поваренная соль, что впоследствии привело к ослаблению несущих конструкций. Защитный слой железобетона начал отваливаться, арматура оголилась и стала ржаветь еще сильнее. Дальнейшая эксплуатация моста становилась небезопасной. В 1983 г. было принято решение о проведении капитальной реконструкции моста, и 23 октября 1983 года станция была закрыта. Станция была открыта вновь после реконструкции в январе 2002 г. Эта станция довольно популярна из-за своей непростой истории, а также вследствие того, что на ней проходят выставки, (например, осень-зима 2011-2012 - выставка кукол, посвященная 110-летию со дня рождения Образцова).
Музей метро Музей метрополитена открылся в ноябре 1967 года стараниями энтузиастов-ветеранов труда метрополитена, про крупицам собиравших будущие экспонаты: документы, фотографии, образцы различной техники. Экспозиция построена так, чтобы максимально полно раскрыть историю создания метрополитена и его развития до настоящего времени. Уникальные экспонаты демонстрируют трудовой подвиг тех, кто создавал это инженерное и архитектурное чудо и обеспечивал его функционирование. В экспозиции представлены и другие тематические разделы: «Метрополитен в годы Великой Отечественной войны: транспорт и бомбоубежище», «Метрополитен как архитектурный памятник», «Содружество метрополитенов России, стран СНГ и других стран мира». Малоизвестен, несмотря на то, что экспозиция музея очень интересна.

 

Московское метро поистине невероятный многофункциональный и «многослойный» объект, это не только средство передвижения и вид общественного транспорта, но и фактически бесплатный музей, который сочетает в себе помпезную атмосферу екатерининских дворцов, православных храмов, непоколебимый дух советского народа и культуру великой страны. Только в московском метро вы можете прокатиться на уникальном расписном поезде «Акварель», который является передвижным музеем, с постоянно меняющимися экспозициями. Так же московское метро имеет несколько именных поездов, которые разбавляют своим видом столичную подземку. Ни одно метро мира не может похвастаться такими удивительными качествами, предложить своим гражданам и иностранным туристам превратить каждую поездку на работу или в любое другое место в посещение достопримечательности и прикосновение к исторической ценности страны с уникальной тонкой и мощной культурой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...