Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая характеристика объектов экскурсионного показа




 

Наряду с известнейшим туристическим маршрутом, как Золотое кольцо, Россия, а в частности Москва, славится еще одним не менее роскошным «кольцевым» маршрутом. Речь идет о кольце московского метрополитена, где стилеобразующие станции, построенные с 1935-го до середины 1950-х - это настоящие «подземные дворцы». Они отличаются великолепием декора, вестибюли и подземные залы московского метро украшены статуями, рельефами, живописью, мозаикой, витражами и росписями ведущих художников страны, работы которых давно хранятся в музеях. Стоит заметить, что не только станции, которые находятся на кольце, являются наиболее привлекательными, но и многие другие.

Великолепие московского метро оценили и за рубежом, так четыре станции столичной подземки входят в рейтинг самых красивых станций метро в мире по версии одного известного британского журнала - это Киевская-кольцевая, Славянский бульвар, Маяковская, Комсомольская-кольцевая. По версии москвичей наиболее привлекательными для них являются следующие станции: Маяковская, Новослободская и Площадь Революции.

Автор данной дипломной работы провел интернет-опрос, выбрав наиболее подходящие с точки зрения туризма станции, которые были бы интересны иностранным туристам.

Исходя из данного опроса и составления наиболее удобного маршрута объектами экскурсионного показа в данной дипломной работе были выбраны четыре станции: Киевская-кольцевая, Новослободская, Площадь Революции, Комсомольская-кольцевая.

1. Киевская-кольцевая. Станция была открыта 14 марта 1954 года

Развеселым и по южному ярким оформлением этой станции мы обязаны первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву. Никите Сергеевичу категорически не нравились две другие станции «Киевская», расположенные рядом, он хотел, как говорится, с шиком увековечить республику, где работал, для этого объявил конкурс.

Московскими и киевскими архитекторами было представлено 73 проекта, победили, украинские архитекторы. Архитекторами станции были Е. Катонин, возглавивший группу строителей, В. Скугарев, Г. Голубев, так же в проекте принимала участие А. Марова. Поистине дворцовое великолепие станции создал художник-скульптор А. Мызин и инженеры-конструкторы М. Головинова, А. Пирожкова. Станцию посвятили 300-летию воссоединения Украины с Россией. Растительный декор и 18 ярких мозаичных панно придают «Киевской» вид дворца екатерининской эпохи. Станция соединена переходами с Арбатско-Покровской линией (1953) и Филевской линией (1954). Имеются выходы на площадь и к главному входу Киевского вокзала.

3. Новослободская. Одна из «изюминок» экскурсии «Подземная столица».

Станция была открыта 30 января 1952 года.

Изумительные витражи этой станции были сделаны в Латвии, правда, для этого пришлось использовать стекла, предназначенные кафедральному собору в Риге. Коммунистические идеологи сомневались в необходимости именно витражей в качестве украшения станции, боялись, что они будут напоминать трудящимся церковь, однако москвичам данное оформление понравилось, поскольку витражи напоминали аквариум с картинками подводного царства.

Архитекторами станции стали А. Душкин и А. Стрелков, а инженерами Б. Прикот и А. Семенов, поэтому на «Новослободской» есть на что заглядеться: тридцать два красивейших витража, выполненные по рисункам П. Корина, украшают пилоны, выполненные рижскими мастерами, они обрамлены резной полосой из позолоченной латуни чеканной работы и облицованы белым уральским мрамором. В годы борьбы с культом личности мозаичное панно на торцевой стене центрального зала лишилось портрета Сталина, теперь на этом месте порхают голубки. По эскизам того же П.Д. Корина в торце станционного зала создано панно «Мир во всем мире». В 1992 году станция была соединена подземным переходом со станцией «Менделеевская» и стала пересадочной.

4. Площадь Революции. Центральный объект экскурсии «Подземная столица». Именно эта станция олицетворяет эпоху огромной великой страны, знать о которой должен каждый.

13 марта 1938 года на Воскресенской площади (с 1918 года - площадь Революции) открылась одна из красивейших станций московского метрополитена «Площадь революции». Предполагалось, что северный вестибюль «Площади революции» будет выходить в фойе Большого академического кинотеатра СССР, который хотели построить в четырех нижних этажах гостиницы «Москва». Перед архитектором Алексеем Душкиным и скульптором Матвеем Манизером стояла непростая задача - построить станцию и создать галерею собирательных образов героев революции. В отделке стан и колонн станционного зала использован красный, черный, светло-золотистый мрамор. В нишах зала установлено 76 скульптурных групп (автор М.Г. Манизер).

История станции метро «Площадь Революции» так же непроста, как и история всей нашей страны. Сначала на станции было 20 арок, в которых установили по четыре скульптуры, отображающих историю СССР - от революционных крестьян, рабочих, пограничников, матросов до детей, которым предстояло увидеть собственными глазами светлое будущее.
Одной из самых сложных задач было поместить скульптуры, размером больше человеческого роста, в арки. В результате бронзовые «человеки» чувствовали себя весьма скованно. Правительственная комиссия, отметила, что советский человек Манизера - «весь или сидит, или стоит на коленях». Однако Сталин, прибывший на открытие, как вспоминал архитектор Душкин, долго ходил вокруг скульптур и приговаривал: «Как живые, как живые…». Наверное, это весомое мнение и спасло станцию метро «Площадь революции».

Очень интересную информацию дал в своей книге «Тайный код Москвы» историк Александр Леонидович Мясняков:

Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917-го до декабря 1937 года.

Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала антисоветская шутка: «На станции наглядно показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».

В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части - головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако, за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.

Скульптуры восстановленной станции настолько поразили воображение измученных военным лихолетьем горожан, что поползли слухи о залитых металлом немецких военнопленных.

Арка 1

Рабочий с винтовкой. Первая скульптура при входе в зал. Ему немного трут колено, но в основном до блеска натерта граната. Существует несколько легенд, связанных с этим рабочим. Но ни одна из них не принята, как основополагающая. Поэтому граната и колено больше воспринимаются как обязательное предисловие к началу поиска счастья. Как говорится, на всякий случай.

Революционный солдат с винтовкой. Это вторая скульптура в первой арке. Сам солдат мало кого интересует, а вот приклад винтовки - многих. Некоторые знатоки утверждают, что эта часть винтовки, служащая для удобства прицеливания и ослабления силы действия отдачи, помогает и при зубной боли. Особенно, если к прикладу приложиться больным местом.

Арка II

Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие. У этой скульптуры больше всего натерт лапоть и палец. С лаптями у русского народа было связано много поверий. Считали, что старый лапоть, подвешенный в курятнике, предохраняет кур от болезней. Говорили, что корова после отёла, окуренная из лаптя травами, полученными от знахарки, будет здорова и даст много молока. Верили, что если лапоть с уложенной в него травой-мокрицей бросить во время сильной засухи в реку, то он вызовет долгожданный дождь. Лапоть играл свою роль и в семейных обрядах. Так, по обычаю, вслед свахе, отправлявшейся сватать девушку, бросали лапоть, рассчитывая, что это сделает сватовство удачным. Поэтому лапоть у скульптуры в основном трогают те, кому предстоит объяснение с любимой. А к мизинцу на руке притрагиваются потому, что считается, будто бы это прикосновение приносит хорошее настроение. По аналогии с тем, что мизинец показывают ребёнку, чтобы он рассмеялся.

Революционный матрос с наганом. Считается, что, если потрогать у матроса наган, день сложится удачно в финансовом и деловом отношении. Поэтому перед заключением важной сделки многие приезжают и притрагиваются к дулу нагана.

Арка III

Парашютистка ДОСААФ и Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».

Матрос-сигнальщик - одна из очень популярных скульптур. К нему приходят те, кто считает, что, с наганом, если потереть сигнальные флажки, мечта исполнится. Также по утрам у него приостанавливаются и те, кто не склонен к пустому мечтанию, а желающие, чтобы день сложился удачно.

Арка IV

Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой и Пограничник с собакой. Без сомнения, это самая известная скульптура из всех на станции «Площадь Революции», а возможно, и во всем московском метро. Практически каждый проходящий пассажир трёт собаке нос и лапы…

Одна из легенд связана со студентами.

Считается, что если студент дотронется до носа собаки, то успех на экзамене гарантирован.

Есть разные ритуальные варианты для того, чтобы эта примета срабатывала. Например, выбежать из поезда, дотронуться до носа сразу всех собак и успеть вернуться в этот же поезд. Есть вариант, что до носа надо дотронуться зачёткой. Также есть вариант приметы, что для успешной сдачи экзамена надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачёта - до её лапы.

Так как бронзовые фигуры на станции повторяются, то собачек, как и пограничников, здесь аж четыре. Поэтому носы блестят у всех четырех друзей человека. Студенты МГТУ имени Баумана, к примеру, считают, что «их» собачка та, что ближе к выходу. Только вот какая ближе - определить тоже трудно. Но большинство учащихся считает, что правильная псина та, что ближе всего к третьему вагону с конца при движении в сторону «Щелковской». Именно её и называют «собака Баумана».

Просить удачи на эту станцию метро студенты приходят с 1938 года. В разгар сессии, чтобы погладить собачью морду, порой выстраивалась целая очередь.

Собачий нос помогает не только студентам. Обычные жители и гости столицы производят ритуальные действия в надежде на успех самых разных начинаний.

Арка V

Стахановец с отбойным молотком и Молодой инженер. Эта скульптура загадочна. Дело в том, что в левой руке инженер держит шестерню, а вот относительно того, что он держал в правой, мнения расходятся. Одни считают, что в правой руке он держал циркуль, другие - что там был карандаш. Существует поверье, что прикосновение к этому циркулю (ну, или карандашу) приносило удачу в научной и всякой изыскательской деятельности. Жаль, сейчас это проверить нельзя, хотя некоторые убеждены, что шестерня вполне заменяет исчезнувший инструмент.

Арка VI

Птичница с курицей и петухом. Это самая интересная скульптура станции.

Это единственная скульптура, приносящая и удачу, и несчастье. Всё зависит от того, правильно ли проведён ритуал. Оказывается, что ни в коем случае нельзя гладить клюв петуха. Может произойти что-то плохое. Но многие, проходящие мимо этой скульптуры, об этом либо не знают, либо в приметы не верят. Хотя, возможно, желают проверить свою удачу. Поэтому и гребень, и клюв, да и вообще вся голова и шея петуха натерты до блеска. А вот, что можно и нужно трогать - так это растопыренную лапу. Но об этом знают только посвященные.

Хлебороб-механизатор. Казалось бы, остался забытым на фоне требующей особого внимания птичницы с петухом. Но знающие люди, проходя мимо, трут ему носок ботинка. Это, как считается, особенно помогает тому, кто отправляется в дорогу.

Арка VII

Студент и Студентка с книгой. К внимательно читающей студентке обращается намного больше людей, чем к Студенту. Правда, просьбы эти не связаны с процессом образования. К скульптуре студентки приходят девушки и незаметно трут её туфельку. Это для того, чтобы не остаться старыми девами. А ещё есть версия, что касание её туфельки помогает тем, кто хочет избежать несчастной любви. Ну, и, конечно, есть и такие, кто трогает обувь скульптуры просто так, наудачу.

Арка VIII

Футболист и Спортсменка-дискоболка. Эдакий советский вариант памятника вечной любви. Так, в Вероне, где, согласно трагедии Шекспира, жили Ромео и Джульетта, стоит бронзовой памятник Джульетте. Правая грудь её истерта до блеска. Чтобы закрепить вечную любовь, молодоженам нужно вместе потереть именно это выдающееся место статуи. У советской дискоболки грудь тоже блестит. Правда, за процессом прикосновения к волнующим выпуклостям спортсменки замечены исключительно мужчины. И вот что интересно: коленка спортивной девушки остаётся нетронутой. Говорят, что с коленкой связана одна очень уж засекреченная тайна.

Арка IX

Мать с ребенком и Отец с ребёнком. Здесь трут всё: ножку ребенка, руки отца, колено отца, ногу отца. Говорят, что это делают те, кто ждёт какого-либо прибавления. Или рождения ребёнка, или наследства.

Замурованный арочный проход.

Здесь скульптуры есть только со стороны платформ, поэтому не все про них знают.

Пионеры-авиамоделисты. У мальчиков натерты ноги и немного модель самолета.

Пионерки-географы. А вот девочки остались, как говорится, не у дел. Может быть, оно и к лучшему.

. Комсомольская-кольцевая. Была открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» - «Белорусская». Этот поистине грандиозный проект реализовался благодаря архитекторам станции А. Щусеву, соавтору Ю. Заболотной и В. Кокорину, художнику-скульптору П. Коринину, инженеру А. Семенову. Архитекторами вестибюлей стали А. Щусев, В. Варванин, О. Великорецкий.

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии по праву считается одной из красивейшей станций Московского метрополитена. Кроме того, она уникальна и по конструктивному решению.Конструкция станции - колонная трехсводчатая глубокого заложения. Обделка - сборная чугунная. Увеличенный пролет свода центрального тоннеля позволил отказаться от ригелей-распорок между рядами колонн. В качестве основания использована монолитная плита. Художественное оформление станции посвящено теме борьбы России с иноземными захватчиками и победы в Великой Отечественной войне. Свод центрального зала украшают восемь мозаичных панно из смальты и ценных камней (по эскизам П.Д. Корина).Пять из них изображают русских полководцев - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Три панно посвящены победе в Великой Отечественной войне. Просторный величественный зал украшен высокими мраморными колоннами, увенчанными резными мраморными капителями. В оформлении станционного зала использован светлый мрамор. Пол покрыт серым гранитом. Над колоннами - мозаичные панно и барельефы С.В. Казакова и А.М. Сергеева, изображающие оружие разных эпох.

Из центра зала две группы эскалаторов ведут в переход к станции «Комсомольская» Сокольнической линии. В торце зала у эскалатора - флорентийская мозаика по эскизам П.Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамен. Наземный вестибюль станции между зданиями Ленинградского и Ярославского вокзалов украшен барельефами Г.И. Мотовилова.

В наши дни невозможно представить Москву без метрополитена. Он вошел неотъемлемой частью в жизнь москвичей, его услугами с удовольствием пользуются многочисленные туристы, гости столицы. Станции Московского метрополитена - «подземные дворцы Москвы» - составляют одну из главных достопримечательностей города. Их отличает поистине дворцовое великолепие вестибюлей и подземных залов, по которым можно прогуливаться часами. Однако мало кто знает, что рядом с великолепными подземными дворцами соседствуют еще более таинственные и в некотором смысле пугающие объекты. Речь идет о так называемом «Метро-2». Загадочном и засекреченном военном объекте, построенном под руководством Сталина. Многие экскурсионные бюро и частные лица с удовольствием организовали бы походы в это увлекательное место, поскольку огромное количество туристов жаждет своими глазами увидеть эти удивительные тоннели, которые простираются на многие километры, охватывая практически все пространство под Москвой, выходя за ее пределы. На сегодняшний момент существует множество различной информации, карт и схем по данной теме, говорят, что в «Метро-2» продолжается строительство, однако попасть на этот объект практически невозможно. Существуют различные группы диггеров, которые организовывают вылазки на короткие расстояния по тоннелям «Метро-2», но увидеть в полной мере данный объект и узнать о нем больше достоверной информации удавалось немногим. Стоит только надеяться, что в недалеком будущем нам позволят заглянуть в «Метро-2» и проводить там полноценные экскурсии, а пока можно с удовольствием продолжать изучать великолепные дворцовые сказочные станции московского метро, которые не перестают нас поражать своей красотой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...