Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наблюдение за учебными занятиями, проводимых преподавателями высшего учебного заведения, их анализ.




 

Процесс наблюдения за учебными занятиями предусматривает: предварительное ознакомление с темой учебного занятия; непосредственное наблюдение за занятием; анализ учебного занятия.

Предварительное ознакомление с темой учебного занятия реализуется через:

· знакомство с учебной и рабочей программой, основной и дополнительной научно-методической литературой по посещаемого занятия;

· определение цели наблюдения (с целью оценки личных качеств преподавателя, способствуют реализации основных задач воспитания и обучения на учебном занятии)

· выяснения, насколько организация занятия соответствует современным требованиям: какова степень активности студентов на занятии, как реализуется на занятии принцип посильности, доступности обучения, результативность методов обучения для достижения глубины и осознанности знаний и т.п.).

Предварительные сведения о посещаемое учебное занятие можно получить либо путем самостоятельного изучения документации преподавателя, или в беседе с ним.

С предварительной беседы с преподавателем-руководителем практики можно получить информацию по следующим вопросам:

1. Особенности группы, в которой будет проводиться учебное занятие.

2. Актуальность темы занятия.

3. Трудности, предполагаемые в изучении будущей темы.

4. Цели учебного занятия и как они будут реализованы.

5. Методы и приемы обучения, преподаватель в будущем занятии выделяет в качестве основных.

Каждый преподаватель, занятия которого вы хотите посетить, должен заранее знать цель вашего посещения.

После того, как определена цель посещения, нужно составить программу наблюдения.

Например, если цель посещения - определить результативность метода проблемного изложения, тогда программа наблюдения будет такой: как формулируется преподавателем проблема, насколько доступно преподаватель освещает материал, с помощью каких приемов преподаватель активизирует студентов.

А если цель посещения - выявить оптимальность использования фронтальной, групповой, индивидуальной, коллективной форм организации учебной деятельности на занятии, то программа наблюдения будет следующей: формы организации учебно-познавательной деятельности используются на занятии; соответствуют предложенные формы методам учебного занятия; какая помощь преподавателя студентам.

Во время наблюдения занятия необходимо помнить о нескольких правилах:

1. Любое учебное занятие - это творчество преподавателя, это система, поэтому недопустимо никакое вмешательство в ход и течение занятия.

2. На занятии не может быть второстепенных деталей, поэтому фиксируйте весь ход занятия, несмотря на то, что выделенная конкретная цель наблюдения. Не ждите, когда будут выполнены все необходимые по плану наблюдения, действия, по этому можно не увидеть главного.

3. На ход наблюдения накладывает отпечаток система обучения, в контексте которой проводится занятие (традиционная, лекционно-семинарская, развивающего обучения, кредитно-модульная и т.п.).

4. Цель любого наблюдения заключается не в «изобличении» недостатков, а в совершенствовании процесса обучения, передачи личного педагогического опыта, поэтому необходимо проявить максимум доброжелательности и тактичности по отношению и к преподавателю, и к студентам.

5. При организации наблюдения не забывайте о специфике учебного предмета.

6. Направленность наблюдения зависит и от того, какой вид анализа учебного занятия вы выбрали (системный, аспектный, структурный и т.п.).

7. Полноценный, правильный вывод о занятиях можно сделать только после посещения нескольких занятий и только после того, как ваши впечатления структурируются в виде словесного описания, схемы, таблицы и т.п.

Наблюдение учебного занятия всегда связано с его нотирование, которое позволяет акцентировать внимание на вопросах "что?", "Как?", "Почему?". Описание должно быть целенаправленным, точно отражать и обозначать отдельные стороны, ход и развитие занятия. В ходе описания нужно соотнести количественную и качественную стороны учебного занятия (система методов и их сменяемость, количество опрошенных студентов и количество поставленных им вопросов, количество студентов, желающих принять участие в беседе с педагогом, количество вопросов, заданных студентами преподавателю и т.п.).

Приступая к анализу учебного занятия, следует учесть следующее:

1. Педагогический анализ занятия - это не только разделение целого на составные, но и объединение, сопоставление этих составляющих.

2. Анализ учебного занятия можно представить как систему правил и операций, необходимых для изучения процесса его реализации, а также причин, влияющих на результативность учебного занятия.

3. Анализ занятия должен быть объективным, то есть раскрывать связи, отношения, закономерности, реализуемые в его ходе.

4. В ходе анализа учитываются внешние и внутренние составляющие учебного занятия (специфические условия проведения, особенности типа учебного занятия, субъективные отношения между преподавателем и студентами).

5. Предметом анализа является ряд последовательных количественных и качественных изменений в ходе занятия.

6. Учебное занятие - это сложная система, все элементы которой взаимосвязаны, поэтому следует установить особенности дидактических, методических, психологических взаимодействий между преподавателем и студентами.

 Анализ учебного занятия - это инструмент, с помощью которого осуществляется признание результатов труда педагога, это канал для обмена опытом и совершенствования профессионализма всех присутствующих. Поэтому важное положительное направление на занятия и стимулирования профессиональной уверенности педагога.

Предлагаемый ниже алгоритм анализа учебного занятия должно помочь Магистранту повысить свою компетенцию на расставить обходимо акценты.

1. Анализ необходимо начать с рассмотрения цели учебного занятия, сформулированной преподавателем и поставленной им перед студентами.

2. Определить тип и вид учебного занятия.

3. Определить соответствие содержания учебного занятия его цели.

4. Выделить структуру и этапы занятия.

5. В каждом этапе занятия выделить задачи и предполагаемый результат.

6. Проанализировать соответствие психолого-педагогических действий преподавателя задачи этапа занятия и его конечному результату.

7. Анализ содержательной стороны учебного занятия:

- соотношение теоретического и фактического материала;

- соответствие методов требованиям активизации мыслительной деятельности студентов;

- определение способов информирования студентов о содержании домашнего задания (объем задач, особенности методики задачи, дифференцированные задания с учетом специфики учебной группы, специализации студентов и их индивидуальных особенностей).

8.Завершается анализ занятия выводами:

- раскрываются причины достоинств и недостатков в учебном занятии;

- характеризуется конечный результат;

- высказываются рекомендации по совершенствованию учебного процесса.

После того, как сформулирован вывод, соотнесен с основным алгоритмом анализа, практикант имеет возможность высказать предложения, которые отражают его субъективное видение данного занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...