Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VII. Автоматизация звуков [р] и [р'] в текстах.




VII. Автоматизация звуков [р] и [р'] в текстах.

1. Игра «Лото».

Детям раздают карты с изображением предметов.

раковина рыба мандарин
берёза крот носорог

Дети называют картинки и закрывают их красными или зелёными фишками в зависимости от того, твёрдо или мягко звучит в них [р]. Затем читают по карточкам стихи, в которых рассказывается про эти предметы.

1)                                        Раковина

Я раковину эту

В коробке берегу.

Она лежала раньше

В песке на берегу.

Мой дедушка с Кавказа

Привёз её с собой.

Её приложишь к уху —

А в ней шумит прибой.

2) Повезло опять Егорке!

Он с утра сидит не зря!

Пять карасиков в ведёрке

И четыре пескаря.

3)                                        Марина

У моей сестры Марины

Щёки словно мандарины.

А сама сестра Марина

Чуть побольше мандарина.

4)                                        Берёза

Белая берёзка ростом невысока.

Словно у подростка, косы у берёзки.

Дерево на славу быстро подросло.

Как оно кудряво, как оно бело!

5)                                        Крот

Роет землю серый крот —

Разоряет огород.

6)                              Носорог

Носорог бодает рогом.

Не шутите с носорогом.

2. Составление рассказов по сериям картинок с использованием опорных слов.

Рыбная ловля

Дать имена мальчикам (Юра, Игорь).

Слова: огород, черви, банка, удочка, ведро, пруд, берег, удача, караси, сковородка, ужин, сестрёнка Нюра, радость.

Наводящие вопросы:

Куда решили пойти Юра и Игорь?

Что они взяли с собой на пруд?

Где они накопали червей?

Где ребята решили ловить рыбу?

Много ли наловили Юра и Игорь рыбы?

Какая рыба им попалась?

Куда Юра складывал карасей?

С каким настроением ребята возвращались домой?

Кто ждал рыбаков дома?

Что приготовила Нюра?

Что принесла мальчикам рыбалка? (Радость. )

Примерный рассказ: Юра и Игорь решили пойти на рыбалку. Они накопали в огороде червей и отправились на пруд. Рыбы им попалось много. Это были караси. После рыбалки Юра сложил карасей в ведро, и мальчики весело зашагали домой. Дома ребят встречала сестра Нюра. Она почистила карасей и приготовила из них вкусную уху. Много радости принёс Юре и Игорю прошедший день.

Гроза

Слова: ребята, жаркая, корзинки, грибы, под берёзами, много, собирают, чёрная туча, гром, гремит, дождь, торопятся домой, бегут, по дороге, встречает, у порога, красивая разноцветная радуга.

Наводящие вопросы:

Какая стоит погода?

Куда идут ребята?

Что они взяли с собой?

Как вдруг изменилась погода?

Куда стали торопиться дети?

Как бежали дети домой?

Кто встретил их у порога?

Что появилось в небе после дождя?

Примерный рассказ: Стоит жаркая погода. Ребята идут за грибами. В руках у них корзинки. Под берёзами много грибов. Ребята собирают грибы в корзинки. Надвигается чёрная туча. Гремит гром. Скоро начнётся дождь. Надо торопиться домой. Дети бегут по дороге друг за другом. Вот и дом. Мама встречает детей у порога. Дождь проходит. На небе появляется красивая разноцветная радуга.

VIII. Домашнее задание.

Пересказать текст по опорным словам.

IX. Подведение итогов работы.

X. Индивидуальная работа.

Урок 23 Автоматизация звуков [р] — [р'] в тексте

Лексическая тема: Времена года.

Цель: автоматизировать звуки [р] и [р'] в тексте, развивать слухо-произносительные дифференцировки.

Оборудование: картинки, цветные карандаши, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Автоматизация звука [р] — [р'] в текстах.

Январь

1. Развитие фонематического восприятия.

Логопед читает стихи.

Дети считают количество звуков [р].

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка-зима! (5 звуков [р])

2. Автоматизация [р] и [р'] в предложениях.

Дети читают пословицы.

Всему своё время.

Январь — году начало, зиме середина.

Январь — вершина зимы.

Январь — всей зимы государь.

3. Автоматизация [р] и [р'] в текстах.

Дети читают тексты.

а) Январь — самый лютый из всех месяцев. Его древнерусское название — «сечень», ведь он делит зиму пополам. Но лютые январские морозы в наших краях непродолжительны. Зима не всегда устойчива, бывают оттепели. В морозные деньки звери, даже одетые в тёплые шубки, не выходят из своих укрытий.

б) Осина — одна из разновидностей тополя, наиболее морозоустойчивая, влагоустойчивая и кислоустойчивая разновидность. Кроме того, осина из всех тополей обладает самой лучшей древесиной.

У неё есть качества, которых не встретишь у других пород деревьев. Доска со временем не желтеет, а остаётся белой, будто её только что отстругали. Наименее всех других эта древесина поддаётся червоточине. Осина обладает свойствами очень долго не гнить в воде. Потому испокон веков на Руси, если нужен сруб для колодца или для погреба, не обращаются ни к какому другому дереву. По той же причине из осины делают бочки, ушаты, корыта, стругают дранку для кровель. На Севере России, в Архангельской и Вологодской землях, строили прежде деревянные церкви. Купола у них были издали как бы чешуйчатые, а при ближайшем рассмотрении — состоящие из искусно вытесанных и пригнанных деревянных пластин. Эти пластины называются лемехами, и были они всегда осиновые. Как только в лесу упадёт осина, так сразу на неё набрасываются и зайцы, и козы, и лоси, и мыши — все, кто способен глодать кору. А казалось бы, осиновая кора горька, словно хина. Но она содержит полезные и даже целебные вещества. _

3. Зимой крестьяне запасают осиновые дрова. Во время таяния снега начинается по всем деревням пилка и колка дров. Осиновая древесина мягкая, пилить её легко. Колоть осиновые чураки истинное наслаждение, потому что осина не суковата и волокна её не перекручены. Берёзовые дрова, говоря по-деревенски, жарче, сосна, пропитанная смолой, пылает ярче, а дубовое полено одинакового размера, наверно раз в пять тяжелее осинового. Но, может быть, как раз и нужно такое дерево, которое можно было без особой жалости жечь, оставляя берёзу, сосну и дуб на другие нужды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...