Апрель. Август. Сентябрь. Скороговорки
Апрель 1. Развитие фонематического анализа. Дети находят в отрывке из стихотворения А. Плещеева слово со звуком [р] и определяют его место. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... 2. Автоматизация звуков [р] и [р'] в предложениях. а) Дети читают предложения. Апрель — середина весны. Древнерусское название месяца —«цветень». В апреле начинается ледоход. б) Дети читают пословицы. Апрель — весна воды. Март — весна света, апрель — время первоцвета. 3. Автоматизация звуков [р] — [р'] в текстах. а) Орешник цветёт самым первым, первее даже ольхи, задолго до распускания листьев, чтобы они не мешали опылению. У пчеловодов, которым важно знать, когда что цветёт, цветение орешника служит началом шкалы, вроде нуля на термометре или первого января. Например, липа зацветает на семьдесят второй день после орешника. От самого орешника никакой пользы пчёлам нет, потому что опыляется он ветром, кроме той, что от орешника пчёлы могут ранней весной брать пыльцу, которая служит кормом для пчелиной семьи. Стоит тряхнуть ветвь цветущего орешника, как тотчас в прозрачном воздухе возникает светло-золотое, чуть зеленоватое облако — из серёжек высыпается пыльца. Молодые ореховые побеги, прутья очень хороши на плетение корзин, а более старые идут на удилища, плетни и на всякие крестьянские поделки, где нужно какое-нибудь грубое плетение. Если вам нужна очень прямая и крепкая палка, ни из чего вы её не вырежете с таким успехом, как из орехового куста. б) Когда в лесу стает снег, а на деревьях, кустарниках ещё не появились листья, начинает цвести небольшой кустарник с серой или желтовато-серой корой, пурпуровыми цветками и приятным запахом.
Его плод — красная крупная ягода. Кора, корни и особенно плоды этого растения ядовиты. Они имеют острый жгучий вкус. Несколько съеденных ягод вызывают сильную жажду и судороги. Шести ягод достаточно, чтобы отравить такого сильного хищника, как волк. Поэтому кустарник называется волчьей ягодой. в) Рано весной в сосновых борах зацветает красивый тёмно-лиловый цветок. Это сон-трава, ядовитое и снотворное растение. Учёный Д. Н. Кайгородцев в книге «Наши весенние цветы» рассказывает, как один охотник видел медведя, который выдрал из земли корень сон-травы и стал его лизать. После этого он охмелел и уснул. Май 1. Развитие фонематического анализа. Дети находят в отрывке из стихотворения Ф. Тютчева слово со звуком [р] и определяют его место. Весна идёт! Весна идёт! И тихих, тёплых майских дней Весёлый светлый хоровод Толпится весело за ней. 2. Автоматизация звуков [р] — [р'] в тексте. Первый увиденный мною строчок восхитил меня сначала одним тем, что я его увидел, а потом я нашёл даже в нём своеобразную красоту. Может же быть красивой лягушка, хотя с детства она служила нам символом чего-то уродливого, неприятного, до чего противно дотронуться, а не то что взять в руки и полюбоваться. То, что росло передо мной теперь, больше всего напоминало аккуратно очищенное ядро грецкого ореха. Цвет тёмно-коричневый, размер с хороший кулак. Нечто мозговидное, с извилинами, глубокими пазухами, в которых прохлаждались улитки. На срезе — похожее на хрящ, белое, с лёгким фиолетовым оттенком.. Июнь 1. Развитие фонематического анализа. Дети находят в отрывке слово из поэмы А. Пушкина со звуком [р] и определяют его место. И не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. 2. Автоматизация звуков [р] — [р'] в тексте. Дети читают текст. Первая волна грибов высыпает в то время, когда начинает колоситься рожь. Отсюда и название — колосовики. Колосовиками бывают и маслята, и подосиновики, и подберёзовики, и белые грибы.
Июль 1. Развитие фонематического анализа. Дети находят в отрывке из стихотворения Н. Грекова слово со звуком [р] и определяют его место. Солнце ходит высоко над сводом Утомлённых от зноя небес, Пахнет липа душистая мёдом, И шумит полный сумрака лес. 2. Автоматизация звуков [р] — [р'] в предложениях. Дети читают предложения. Июль — самый тёплый месяц. Древнерусское название июля — «липец» — в честь дерева липы. В июле цветёт липа — лучший медонос. Июль — месяц-ягодник. 3. Автоматизация звуков [р] — [р'] в текстах. а) На первое место нужно поставить землянику. Я думаю, согласятся все, что это самая вкусная из всех лесных ягод. Ни по оттенкам вкуса, ни по аромату ей нет равных. Когда придёшь из леса с полным кувшином и высыпешь ягоды на плоское блюдо, по всему дому поплывёт земляничный аромат. В детстве набирали букетики земляники, которые, право, не уступают букетикам самых ярких цветов. Чтобы ягода не скатывалась с куска мягкого и душистого хлеба, мы немного вдавливали каждую ягодку в хлебную мякоть и съедали, прихлёбывая молоком. Но лучше всего есть землянику так: налить в тарелку холодного молока, крепко подсластить его сахарным песком, а потом уж сыпать в молоко землянику. б) Первая волна земляники поспевает на порубках, то есть там, где стоял сосновый лес и где его вырубили, оставив только пни, из которых вытапливаются медовые липкие капли ароматной смолы. Так как порубка открыта солнцу, то земляника поспевает там в первую очередь, особенно если вырубленное место представляет собой склон горы или оврага, обращенный к югу. На порубках ягоды бывают помельче, чем в лесу, посуше, почерствее, но, пожалуй, слаще. в) Немного попозже земляники поспевает лесная малина, также превосходная ягода. У нас в лесах малина растёт большей частью по буеракам и по берегам лесных речек, где истлевают в труху упавшие на землю деревья. Малина, даже и садовая, любит почему-то древесную перегнившую труху. Обычно малине сопутствуют высокие травы, а так как в буераках безветренно, как в яме, то сбору малины сопутствует душная жара. У поэта А. Прокофьева есть строчка: «И было душно, как в малине». Идя по малину, нужно и одеваться соответственно, чтобы не было голых ног и рук. Известно, что вовремя простуды ничего не может быть полезней малинового варенья, особенно из лесной малины.
г) Культивируя ягоду, мы, конечно, облагораживаем её, укрупняем. Садовая земляника, та, что в обиходе мы называем клубникой, во много раз крупнее лесной. У малины не такая заметная разница. Но что-то мы всё-таки не можем им дать взамен утраченного лесного приволья. И это касается не только ягод. Чёрно-бурая лисица, выращенная на ферме, не стоит и половины цены лисицы, добытой в тундре. Жемчужины, выращенные в японских питомниках, в тех же самых жемчужных раковинах, всё же на рынках так и называются японским жемчугом, в отличие от просто жемчуга без всяких эпитетов. Август 1. Развитие фонематического восприятия. Дети считают количество слов со звуком [р] в отрывке из стихотворения А. Комарова. Ни шороха, ни звука... Тишина. Осенней паутины поволока, И неба голубая вышина, И просека, зовущая далёко. 2. Автоматизация звуков [р] — [р'] в предложениях. а) Дети читают предложения. В Древней Руси этот месяц называли «серпень» или «зарев». В августе происходит уборка урожая. В этом месяце часто бывают грозы. б) Дети читают пословицы. Август — закат лета. В августе солнце греет, да вода холодеет. 3. Автоматизация звуков [р] — [р'] в тексте. К середине августа поспевают орехи. В наших лесах, хоть они и невелики, очень много орешника. Каждый орех спрятан в зелёное гнёздышко, у основания очень плотное, а далее расходящееся бахромой. Эти гнёздышки срастаются друг с другом, так что редко увидишь на ветке одиночный орех. Чаще попадаются парные, а также по три, четыре, пять орехов в одном. В августе, когда охотники до орехов устремляются в лес, а орехи только ещё начали созревать, каждый орех сидит в гнёздышке очень крепко. Можно вылупить его зубами, раздавив сочное гнездо. Но зелёная масса гнезда очень кислая. Если очистить несколько орехов подряд, начинает «драть рот». В эту пору, когда раскусишь орех, увидишь ядрышко, ещё не заполнившее всё своё помещение. Оно лежит очень нежное, сочное и сладкое в белой ватке, как желток в окружении белка. Постепенно ядро достигает стенок ореха, а затем и черствеет, то есть делается тем самым вкусным ядром, ради которого орех срывают. Орехами кормятся белки, сойки, поползни, кабаны, медведи. Листья, побеги, кора служат кормом для лося, бобра, зайца.
Сентябрь 1. Развитие фонематического восприятия. Дети находят в отрывке из стихотворения Е. Баратынского слово со звуком [р] и определяют его место. Желтеет сень кудрявая дубов, И красен круглый лист осины; Умолкли птиц живые голоса, Безмолвен лес, беззвучны небеса! 2. Автоматизация звуков [р] — [р'] в предложениях. Скороговорки У сосенки поспели опёнки. У пенька опять пять опят. Дети читают пословицы и приметы. В сентябре небо хмурится (древнерусское название — «хмурень»). Ласточки весну начинают, осень накликают. Поздний отлёт птиц предвещает тёплую осень, мягкую зиму поздний листопад — суровую зиму, плохую весну и неурожай на следующий год. 3. Автоматизация звуков [р] и [р'] в текстах. а) Если известно, что каждый гриб сожительствует с определённым деревом, то отдадим справедливость — маслёнок выбрал не самое плохое. Если же, наоборот, дерево выбирает грибы, то у сосны хороший вкус: боровой рыжик, маслята и даже боровик. Хорошо это дерево в пору молодости, когда оно ещё не дерево, а деревце, ярко-зелёное, пахучее, стройное, радостно на него смотреть, когда весной оно выгонит вверх свои нежные, почти белые свечи. В это время все ветки у сосёнок горизонтальны, и только свечи растут прямо. Всё дерево похоже на огромную люстру. В пору цветения, если тронуть сосну, она окутается золотистым душистым облаком пыльцы. Вскоре появятся на ней ярко-зелёные лаковые шишки, которые впоследствии расщербинятся, потеряют семена и упадут на землю. Тогда их можно собирать — годятся разводить самовар. б) Если сосна растёт на отшибе от леса, то дерево будет низкорослое, узловатое, распространяющее во все стороны мохнатые ветки. Ствол такого дерева кривой, сучья — одни короче, другие длиннее, одни пушистее, другие суше. Но то в лесу. Когда сосны растут близко друг к дружке, рощей или бором, каждое деревце тянется вверх, к солнцу, старается перерасти своих соседей, но и соседи не отстают. Нижние сучки у таких деревьев отсыхают и падают на землю. Дерево вытягивается длинное и ровное, как струна. Кажется, что под белые облака поднимают сосны тёмно-зелёные матовые облачка своих крон. Тогда говорят — строевой лес, а в пору полной зрелости — корабельная роща.
в) Вокруг молодых сосенок — зелёная трава, лесные цветы, в старом лесу — белый мох, черника, папоротник. Под молодыми сосёнками бесполезно искать белые грибы — боровики, а в бору-беломошнике или в бору-черничнике не встретишь маслят. Всему своё время. Даже воздух, знаменитый сосновый воздух не один и тот же. В молодых сосёнках более пахнет смолой зелёных игл, в старых борах — зрелой терпкой смолой древесины. В молодых сосёнках — привкус солнца, в старом бору — привкус сырости, влаги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|