Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Ценностные приоритеты воспитательной системы школы




Введение

 

Наше общество находится в состоянии непрерывного, постоянного нравственного, духовного, культурного развития. Того, что нас удовлетворяет сегодня, через десять лет будет мало. Воспитание не может быть построено на требованиях сегодняшнего дня. Мерка нравственных, духовных, культурных критериев, которой пользуется настоящий воспитатель, должна быть рассчитана на то время, когда ребёнку, впервые переступившему порог школы, исполниться восемнадцать лет - когда он станет зрелым, полноправным гражданином. Одним из самых распространенных недостатков воспитательной работы школ является то, что педагоги забывают простую, но мудрую истину: ребенок, которого мы сегодня воспитываем, не вечно останется ребенком, завтра он станет подростком, послезавтра - мужчиной, мужем, отцом, гражданином. Строить воспитание в детстве так, чтобы оно было рассчитано на отрочество и юность, на зрелость - в этом одна из непреложных педагогических истин и закономерностей.

Стержнем воспитательных систем многих школ стали богатые традиции коллективных творческих дел. Они обеспечивают демократичность поведения всех участников воспитательного процесса, особый школьный дух, школьный патриотизм, сотрудничество во взаимодействии «учитель - ученик - родитель», возвращение в школу ее выпускников в качестве учителей. Педагоги должны испытывать потребность в постоянном профессиональном росте, находиться в поиске новых, более эффективных форм и методов воспитания и обучения детей.

Особого внимания и одобрения заслуживает работа школ по интеграции учебной и внеучебной деятельности, проектированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Эксперты отметили, что в воспитательную практику школ вернулось конкретное, традиционное содержание деятельности, освоенные раньше. В то же время школы стали более социально-ориентиранными, по-иному выстраиваются свои отношения с социумом, создают и развивают модели единого образовательного пространства своих микрорайонов, где приоритетом становится воспитание.

Искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.

Искусство - одна из форм общественного сознания: отражая действительность, воздействует на человека, воспитывает, формирует его взгляды и чувства. Знание законов существования искусства как формы общественного сознания позволит школьникам осознать специфику музыки и художественно-оформительского искусства. Поэтому использование музыкально-художественного оформления праздничных мероприятий в учебных и воспитательных учреждениях особенно важно для приобщения воспитанников к истории и культуре народа, воспитания у них эстетических чувств, эмоционального восприятия действительности, умения мыслить образами, даёт возможность творческого развития.

На важность эстетического воспитания детей в школе указывал в своих трудах известный учёный - педагог - академик Г.Н. Волков, музыковеды М.Г. Кондратьев, Ю.А. Илюхин.

В нашу эпоху взоры многих обратились в сторону искусства. Но, к сожалению, инерцию логического подхода к постижению окружающего мира пока удается преодолеть немногим. Это касается не только естественно - научных областей знания, но и области так называемого «приобщения» ребенка к искусству во всем многообразии его жанров и форм. Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное является важнейшей составляющей духовного становления личности. Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека.

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека. Эстетическая функция (ценность “красота”) искусства заключается в гармонии, единстве трех ценностных сторон: содержательности, совершенстве формы, красоте средств выражения.

Художественно - оформительское творчество и музыкальное искусство способствуют постижению психологических механизмов возникновения художественного образа. Важно педагогически верно организовать изучение и овладение школьниками языком разнообразных видов творчества как смыслового пространства, в котором мир реальный отражается во всем сложном чувственном и смысловом многообразии.

Актуальность работы заключается:

в определении значимости различных видов искусства, таких как музыка и художественное творчество в обогащении духовного мира школьников, воспитания у них художественно-эстетических качеств личности, формирования ценностного отношения к окружающей действительности;

в необходимости развития эмоциональной отзывчивости и творческих способностей школьников в процессе музыкальной и художественно - оформительской деятельности;

в важности совместных усилий школьников и педагога - организатора в комплексном освоении возможностей музыкального и художественно-оформительского искусства при подготовке к праздничным мероприятиям.

Проблема исследования обусловлена необходимостью воспитания эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости на происходящее вокруг как части духовной культуры подрастающего поколения и использования в этом процессе художественно - оформительской деятельности, произведений музыкальной культуры - источников духовного совершенствования личности.

Объект исследования - воспитательный процесс (праздники в школе)

Предмет исследования - музыкально - художественное оформление школьных праздников.

Цель работы - представить сценарий праздника к празднованию дня Защитника Отечества с использованием музыкального и художественного оформления.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования;

представить методику подготовки и проведения праздника в школе;

обозначить воспитательно-развивающий потенциал школьных праздников и роль педагога-организатора в этом процессе;

раскрыть значение музыки и художественно - оформительского искусства, способствующих повышению воспитательного потенциала праздника;

представить сценарий праздника, посвященного Дню Защитника Отечества с использованием средств музыкального и художественно- оформительского искусства.

Гипотеза: так как праздники в школе являются важным средством воспитания подрастающего поколения, то можно предположить, что использование музыкально - художественного оформления может способствовать повышению воспитательного потенциала праздника.

В основе работы лежат положения о важности и необходимости повышения духовной культуры подрастающего поколения, эмоциональной отзывчивости на происходящее вокруг и использования в этом процессе музыкального и художественно-оформительского искусства, активно используемых при подготовке и проведении праздничных мероприятий в школе.

Методика исследования основывается:

на изучении психолого-педагогической, научной и специальной литературы по проблеме исследования;

на анализе специфики и значимости музыкального и художественно-оформительского искусства в развитии и совершенствовании эстетических качеств личности школьников;

на определении воспитательного потенциала музыкально-художественного оформления праздника;

на проведении бесед с учащимися с целью выявления уровня развития эстетических качеств личности, умения эстетически оценивать используемые средства музыкально-художественного оформления праздника;

на наблюдении за практически - деятельностным овладением школьниками средствами музыкально - художественного оформления праздника.

Практическая значимость работы заключается:

в получении знаний и умений практического использования средств музыкально-художественного оформления праздника в школе;

в активизации процесса организации творческого овладения школьниками чувственно-образным языком музыкального и художественно-оформительского искусства;

в методическом совершенствовании процесса подготовки и проведения праздника в школе.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры ребенка является внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического и художественного образования. Познание красоты без эмоционального личного переживания, творческого участия неминуемо оборачивается глубоким непониманием ее. Развить чувство прекрасного можно и нужно путем приобщения школьников к музыкальному и художественному творчеству. Цель эстетического развития - сформировать художественную культуру - достигается решением трех взаимосвязанных задач, реализующихся в процессе формирования и развития эмоциональной отзывчивости ребенка:

Формирование эмоционального отношения к музыкальному и художественному творческому наследию.

Приобщение школьников, посредством музыкального и художественно - оформительского искусства, к основополагающим ценностям человеческой жизни.

Формирование стремления школьников к активному творческому овладению чувственно - образным языком музыкального и художественно - оформительского искусства.

Искусство - ядро и генеральное средство эстетического воспитания, которое ведется с помощью разнообразных форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание. В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти. В музыке глубоко и широко отражается чувственная сторона жизни человека.

В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Всё это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

Эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Большую роль в эстетическом воспитании играет школа. Поэтому педагогу - организатору надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у школьников как можно быстрее развились эстетические чувства, ценностное отношение к окружающей действительности. Активное привлечение музыки и художественного оформления во внеклассные мероприятия, приобщение к этому процессу школьников может способствовать эффективности процесса развития и совершенствования эмоциональной отзывчивости, повышению их духовной культуры.


 

Глава 1. Ценностные приоритеты воспитательной системы школы

 

Слово воспитание произносится ежедневно в каждой школе десятки раз. О воспитании говорят в семье, в общественных организациях. Но у всех ли педагогов, а тем более - родителей, есть ясное представление о том, что такое воспитание и, следовательно, как осуществлять воспитание?

В том и другом случае мы встречаемся с односторонним взглядом на воспитание, как на что-то обособленное от учения, образования. Можно ли согласиться с тем, что воспитание в узком смысле понятия не включает в себя образование и обучение, но включает формирование мировоззрение, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие?

Что значит «воспитание в узком смысле данного понятия»? И разве можно сформировать мировоззрение, духовную культуру без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования?

Воспитание - это многогранный, сложный комплекс воздействия на человека, способствующий формированию гармонической, всесторонне развитой личности - созидателя материальных и духовных благ, гражданина, потребителя, культурной личности. Осмысливать многогранные воспитывающие воздействия окружающего мира - в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы и педагога внеклассной работы. Воспитывает, прежде всего, правильный личный взгляд на зло, неправду, бесчестие. У подлинного мастера, воспитателя, питомец вступает в жизнь не как беззащитная былинка, подвластная всем ветрам, а как активная общественная сила, вступает в жизнь не по окончании школы, а уже в школьные годы.

Кого мы воспитываем? Гармоничную, всесторонне развитую личность, обладающую рядом компетенций. Казалось бы, смысл этих слов достаточно ясен, но именно в кажущейся ясности как раз и теряется единство конкретности и перспективности.

Всесторонне развитая личность немыслима без прочного духовно - нравственного стержня. Основное в человеке - человечность. К этому нравственному стержню должно привязываться все, что приобретается питомцами в жизни, в школе, в результате многогранных воспитательных воздействий: этические нормы, художественно - эстетическое восприятие окружающего мира. Все эти воздействия должны как бы преломляться через призму духовности. Без нравственной чистоты, духовной культуры теряет смысл все - образование, духовное богатство, мировоззрение, трудовое мастерство, физическое совершенство.

«Образование, само по себе, есть дело формальное. Оно даёт формальные умственные умения - сосредоточиться, читать, писать, считать, описывать, анализировать, исследовать, проектировать. Оно развивает память и даёт ворох отвлечённых сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа. Всё это необходимо и полезно, но совершенно недостаточно: всё это служит и злодеям для их дурных целей… образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и, главное, беспринципным…Всё, что воспитывает духовный характер человека - всё хорошо для России, всё должно быть принято, творчески продуманно, утверждено, насаждено и поддержано» (И.А. Ильин. Русский учитель).

В нашем обществе сегодня стал особенно очевидным разрыв между образованностью и культурой человека в целом. «…Возникает какая-то пропасть между феноменами культуры, феноменами образования, просвещения, цивилизации».

«Внешнее, политическое обновление России должно сопровождаться внутренним, культурным её возрождением… нам нужно выяснить, какие принципы должны быть положены в основу нового устройства жизни, на каких моральных и культурно-философских устоях должен быть возведён храм новой, свободной России» (С.Л. Франк. Политика и идеи).

По существу, это те высшие ценности, которые могут стать основанием концептуальной разработки философии образовательно-воспитательного процесса. Высшие ценности потому и называют высшими, что они выступают как некие идеальные горизонты, ориентируясь на которые личность выстраивает линию своего поведения. Это мировоззренческие вопросы, это, по сути, вопросы дарованной человеку возможности выбора, свободы выбора между добром и злом, прекрасным и безобразным.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...