Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитательный потенциал внеклассных мероприятий (выставки)




 

В школе всегда найдется множество тем, событий, достойных яркого и образного воплощения в стенгазете, на стенде или выставке. Расскажем лишь о наиболее важных темах школьных тематических выставок. Каждый стенд, стенгазета или выставка должны воспитывать на боевых и трудовых традициях народа, прививать нормы морали, сознательного отношения к общественному долгу, трудолюбие, стремление приносить пользу Родине.

В каждой школе есть кабинеты труда, актовый зал, и творческая работа участников оформительского кружка может начаться с обновления находящихся там тематических выставок. Основу оформления должны составлять стенды, рассказывающие об истории нашей страны, об истории школы. Здесь могут быть представлены различные документы и фотографии, приведены высказывания видных деятелей. Вариантов различных оформительских решений представляется бесконечное множество. Обширная тематика дает возможность юным оформителям активно проявлять свою творческую фантазию и одновременно получать моральное удовлетворение от сознания своего вклада в общешкольное дело.

Благодатный материал для пробы оформительского пера представляет школьная тематика. Здесь большой простор для создания самых разнообразных художественно-оформительских композиций, для решения задач идейно-политического, трудового, нравственного, физического воспитания школьников с помощью наглядно-агитационных средств.

В школе всегда уместны выставки, рассказывающие о том, чье имя носит школа, или близлежащие улицы. Как правило, они несут высокий патриотический заряд. Несомненно, привлекла бы внимание детей выставка, составленная из плакатов школьной тематики, отражающих события тех лет. Плакаты 20-30-х годов - драгоценная летопись, и как своеобразные очевидцы они могут напомнить о многих страницах истории, запечатленных рукой художника. Выбор плакатов школьной тематики достаточно велик, ведь их выпуск был начат уже в 1919 году. Вот как звучал, к примеру, первый плакат для ребят: «Иди в наш стан, пока не поздно, учись работать, жить учись».

Приведем еще один пример, показывающий, как может быть переведена в выставочную экспозицию тема. Школьникам, чтобы держать равнение на более успевающих учеников, учеников, которые активно участвуют в общественной жизни школы, необходимо знать о них как можно больше. В практике выставочного искусства давно существует форма наглядной агитации. Это - доски почета, стенды медалистов с рассказом о достигнутых ими результатах и т.п. В последние годы в разных уголках страны появляются все новые и новые стенды, галереи боевой Славы, посвященные славным бойцам Великой отечественной войн. Доски Почета, стенды, галереи Славы - это своего рода способ выражения глубокой признательности народа героям за боевые подвиги, трудовые достижения. Значительна их роль как средств воспитательного воздействия, особенно на молодежь.

Продумывая содержание тематических выставок, следует руководствоваться общими принципами организации учебно-воспитательной работы в школе. Ведущим принципом является учет возрастных особенностей детей. Необходимо помнить, что степень развития оформительских навыков находится, как правило, в прямой зависимости от возраста детей. Конечно, дети 7-9 лет не в состоянии еще достаточно умело сами что-либо оформить. Но потребность в создании пусть даже самых маленьких экспозиций появляется уже у ребят I класса.

Помощь младшим школьникам может быть оказана более старшими их товарищами. Такое шефство принесет им моральное удовлетворение от сознания пользы своих знаний и умений, что немаловажно для сплочения участников оформительского кружка. Кроме того, для них можно организовать выставки, посвященные таким событиям, как праздник букваря, «Книжкин день», день учителя, мамин день, день здоровья, день спорта и т. д.

Чтобы содержание и художественно-изобразительные формы тематических выставок были более целенаправленными при освещении школьной жизни, необходимо хорошо представлять ее основные направления и постоянно соотноситься с ними.

Этими направлениями являются:

идейно-нравственное воспитание школьников;

борьба за глубокие и прочные знания учащихся;

трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников;

рациональная организация свободного времени школьников.

Содержание тематической выставки натолкнет на выбор соответствующей композиции, всего наглядно-изобразительного решения. Тогда, безусловно, тематическая выставка будет способствовать формированию мировоззрения учащихся, основы которого закладываются на уроках истории, обществоведения, литературы, биологии и др.

Также необходимо обратить внимание на книжные выставки. Устраивать их нужно не только во время подготовки к «книжкиной неделе». Школьник все годы учёбы не расстается с книгой, в труде по приобретению знаний она его первейший помощник. Помочь школьнику осознать роль книги-учебника, художественного произведения, справочника и так далее может интересно задуманная и выразительно оформленная выставка. Библиотечным работникам, обычно организующим такие постоянные выставки, часто не хватает умения достаточно образно продемонстрировать книжную продукцию. Они не могут порой грамотно скомпоновать на стенде или в витрине экспозиционный материал, написать объявление, заголовки.

Принимая участие в художественном оформлении книжных тематических выставок, учащиеся тем самым становятся помощниками педагогического коллектива, способствуют приобщению ребят к самостоятельной работе с учебником и любой другой книгой.

По содержанию книжные выставки делятся на:

) выставки, посвященные актуальным проблемам современности;

) выставки к памятным датам;

) выставки о жизни и творчестве выдающихся людей;

) выставки в помощь учебному процессу

) жанровые выставки.

На практике, под руководством педагога учащиеся должны научиться для каждой новой экспозиции находить оригинальное оформительское решение, выделять в экспозиции наиболее важные и выразительные ее элементы. Хорошо налаженная выставочная работа в школе предоставляет дополнительные возможности для осуществления задач умственного, трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Этому помогут и экспозиции по различным учебным предметам, расширяющие круг знаний получаемых на уроках.

Активизируют умственную деятельность учащихся выставки, построенные по аналитическому принципу, в которых не просто содержатся сведения информационного характера, но учащимся предоставляется возможность самим получить дополнительные знания. Здесь могут быть использованы различные формы вопросов и ответов, кроссворды, викторины и так далее.

Тема физической культуры и спорта дает широкие возможности для создания разнообразных вариантов образно-изобразительного решения. Многие дети любят спорт, оформление спортивных выставок доставляет им удовольствие; и зрителей среди школьников найдется предостаточно. В каждой школе есть грамоты, дипломы, призы, завоеванные на спортивных соревнованиях. Дело чести участников оформительского кружка - создать для этих вещественных средств наглядной пропаганды максимально выразительные экспозиционные условия.

Тематические выставки оправдывают затрачиваемые на их создание усилия в этом плане, ибо работа по оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный вкус детей. В процессе выполнения совместных работ сплачивается детский коллектив, воспитывается товарищеская взаимопомощь. По примеру организации конкурсов лучших стенных газет в конце года целесообразно организовать смотр лучших тематических выставок. Такие конкурсы служат стимулом для развития творчества детей, средством развития эстетического вкуса. Выставки и конкурсы повышают интерес к изобразительному искусству вообще.

 

Вопросы художественно-эстетического воспитания школьников

 

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества. В этом плане к нему относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу. Искусство выступает прежде всего как специфический (образный) способ познания действительности. Оно творит воображаемые "миры", более или менее близкие к миру реальному. Произведение искусства представляет собой всегда и духовный образ - модель жизни, и материальную конструкцию - звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д.

Таким образом, искусство представляет собой сложную систему качеств, сопряженных познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной функциями. Благодаря этому искусство выступает и как средство общения людей и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.

Все эти функции искусства оказывают художественное воздействие на человека. Иногда одна из них выходит на первый план, приобретая главенствующее значение.

Эстетическая функция (ценность “красота”) искусства заключается в гармонии, единстве трех ценностных сторон: содержательности, совершенстве формы, красоте средств выражения.

Как трактовать сегодня известное изречение Ф. Достоевского “красота спасет мир?”. Бесспорно, оно формулирует этико-эстетический идеал, однако недостижимый. Реальность, на наш взгляд, заключается в том, что красота не спасет мир, но и мир без красоты не спасется. Красота - это тот необходимый баланс на чаше весов добра и зла, который удерживает человечество от “падения”, а где-то способствует продвижению прогресса, при этом одной красоты для спасения мира отнюдь не достаточно.

Потребность в музыке, художественной деятельности - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыкально-художественному искусству. Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной культуры.

Высокую воспитательную роль искусства видел И.Кант, но не только с точки зрения нравов. Изящные искусства и науки, как пишет Кант в “Критике способностей суждения”, не делают людей нравственно лучше, но делают их культурнее, а став культурнее, человек более руководствуется властью разума, чем чувственными наклонностями, закаляются его душевные силы в борьбе со злом, и, таким образом, он способен чувствовать свою пригодность к высшей цели, которая от нас сокрыта. Личностно - преобразующая функция искусства заключается в многогранности её “ролей” и определяет ее сверхфункцию - преобразующую, воспитательную, обогащающую духовный мир человека, в которой все же доминирует эстетически-ценностная сторона, включающая и опосредующая все другие функции.

В данной работе в большей мере раскрываются эстетическая и личностно - преобразующая функции искусства, ориентированные на развитие эмоциональной отзывчивости у школьников в процессе художественного творчества и взаимодействия с произведениями музыкальной культуры (восприятие и исполнительская деятельность).

Художественно-эстетическое образование призвано готовить подрастающее поколение к личностной ориентации в современном мире. Сегодня необходимо утвердить в педагогической науке понимание существования сферы художественного познания жизни.

Цель музыкально-эстетического и художественного воспитания - сформировать художественную музыкальную культуру - достигается решением трех взаимосвязанных задач, реализующихся в процессе формирования и развития эмоциональной отзывчивости ребенка:

Формирование эмоционального отношения к музыке и художественному искусству.

Приобщение подрастающего поколения, посредством музыкального и художественного искусства, к основополагающим ценностям человеческой жизни.

Формирование у школьников стремления к активному творческому овладению чувственно-образным языком музыки, художественного творчества.

Общение с музыкой имеет огромное значение в психическом развитии личности, в развитии ее общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая огромное количество впечатлений, ребенок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности.     

Познание в искусстве есть познание художественной ценности, выраженной в художественном образе. Освоение смысла ценности искусства выступает в рамках искусства как оценка эмоциональная. Музыкальное произведение осязаемо существует и может восприниматься только в момент живого исполнения.

Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное является важнейшей составляющей духовного становления личности. Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

развитие глубокого понимания красоты окружающего мира, способности беречь эту красоту;

вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств - музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;

развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности. Особенности этого отражения носят конкретно - чувственный характер и составляют специфику эстетического сознания.

Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков и цвета. В эстетическом восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение - способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.

Эстетическое чувство - более сложный вид осознания прекрасного в жизни. Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным). Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки.

Эстетическое развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.

Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством педагога-организатора дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни - у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующим.

Эстетическое воспитание - целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания и обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д. Эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека.

“Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки” - говорил А.В. Луначарский.

В музыкально-художестенной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки и чувственного видения художественного образа, у них формируется художественный вкус; в изобразительной деятельности - умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные и общие свойства. Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Эстетическое воспитание утверждает эстетический идеал, понимание прекрасного, развивает эстетический вкус, творческие способности вносить прекрасное в жизнь, строить ее «...также и по законам красоты». Прекрасное в жизни - и средство, и результат художественно - эстетического воспитания. Образование, сочетая в себе фундаментальную общенаучную и специальную подготовку с духовным, художественно-эстетическим и нравственным, гражданственным развитием личности должно принципиально изменить место и роль духовного и художественно-эстетического образования.

В разработке теории и практики эстетического воспитания особенно ощутимый вклад внесли своим научно - педагогическим творчеством классики педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Новаторство их педагогических систем состоит прежде всего в том, что они направлены на максимальное развитие духовно - нравственных и творческих сил ребёнка.

Ребёнок может понимать доброту и человечность поступков героев художественных произведений. Но, кроме понимания и сочувствия доброте и гуманизму, в нём должна быть выработана привычка быть добрым и человечным, заботливым и внимательным.

Естественно, что эстетическое развитие только тогда полноценно, когда учащийся ориентируется на подлинные духовные и эстетические ценности, созданные человечеством. Школьник с сильной волей, характером, стремлением к лидерству, но обладающий ложными представлениями о подлинных художественно - эстетических ценностях, оказывает порой на своих сверстников большее влияние, нежели коллектив педагогический, коллектив одноклассников или семья.

Нельзя забывать, что любое общественное явление обладает одновременно эстетическим и этическим значением. Нравственное и прекрасное издавна мыслятся как некое органическое единство. С гуманистической точки зрения, прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально - добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Единство этической и эстетической сфер педагогу постоянно нужно держать в поле зрения.

Система эстетического воздействия предполагает тесную связь различных форм классной, внеклассной, внешкольной художественно - творческой деятельности ребёнка. Определённая трудность организации подлинного эстетического воспитания заключается в том, что в практике работы школы задачи эстетического воспитания решаются порой примитивно и поверхностно. В познании искусства существуют две важнейшие стороны: непосредственное восприятие художественного произведения и его оценка.

Эстетическое познание искусства, природы и всех иных явлений мира, окрашенных присутствием в них элемента красоты, сопровождается развитием особых черт, формирование таких особых качеств личности, как художественный вкус, эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически её оценивать. Развитость всех этих проявлений эстетического познания никогда не является окончательно достигнутой, а непрерывно совершенствуется в течение всей жизни человека.

Общеобразовательная школа является серьёзной ступенью в процессе эстетического совершенствования школьников. Приобщая к красоте искусства и действительности, она развивает способность ребёнка творчески воспринимать любое проявление эстетического и учит умению его различать, формирует потребность в эстетическом, развивает навыки оценки любого явления искусства и действительности.

Образование в целом, и художественное в частности, - есть мост, ведущий к новому устройству нашего культурного мира, так как, только переводя каждого по этому мосту, можно что-то изменить в человеке. Поэтому одной из центральных идей современного образования является - переход от знаниецентрической к культуросообразной модели образования. Одним из важных воспитательных направлений должно стать музыкальное воспитание, которое влияет на мир человеческих чувств, на поведение людей, их духовное развитие.

Вся воспитательная работа в школе должна определяться ведущим принципом личностно - культурного развития и образования школьника. Доминирующим должно стать утверждение, что главным в образовании и воспитании является приобщение подрастающих поколений к ценностям и достижениям культуры. Необходимо изменение стереотипа мышления, связанного с принижением и недооценкой роли ценностей культуры и искусства, в частности - музыкального и художественно-оформительского, в жизни и деятельности человека. Результатом полноценного развития учащихся должно стать сочетание образованности и культуры личности. Путь к духовному возрождению человека проходит через его культурное совершенствование, через развитие в каждом школьнике понимания красоты, как внутренней, так и окружающей действительности.

Любая педагогическая концепция покоится на определённых представлениях о человеке, характерных для каждой конкретной культурно-исторической эпохи. Цели и задачи воспитания и образования невозможно сформулировать более или менее внятно без представлений о том, каким должен быть человек. Педагогика без идеала немыслима. Общество до сих пор не осознало уникальную роль искусства в становлении и развитии человека с новым уровнем сознания, тогда как наиболее яркое и законченное воплощение сущностные силы человека находят в эстетической деятельности, всегда обращённой к идеалу, результат которой - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. Именно поэтому мы воспринимаем духовную культуру как способ сохранения и передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей. Сознанием культурного, эстетически развитого человека труднее манипулировать, его непросто поработить духовно. Концепция художественного образования определяет искусство как «важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное переживание, ненавязчивость ввода воспитанника в контекст культуры человеческих отношений. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям и к самому себе. Поэтому художественно - эстетическое развитие по самой своей сути должны быть направлено на формирование внутреннего мира человека, его духовно-нравственного облика». Понятия «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...