Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ТРИЗ

(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)


 

 

Цель педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, - обучение способам творческой деятельности.

Задачи

1. Научить детей классифицировать объекты окружающего мира по разным основаниям.

2. Способствовать освоению детьми приемами сужения поля поиска какого-либо объекта по выясненным признакам.

3. Способствовать освоению детьми типовыми приемами фантазирования для развития воображения и решения проблем.

4. Сформировать у детей понятие, что у любого объекта есть основное назначение и неиспользованные возможности (ресурсы), с помощью которых можно решать проблемы.

5. Сформировать у детей понятие, что у всех объектов материального мира есть имена признаков (они общие для всех) и у конкретных объектов есть конкретные значения этих имен признаков.

6. Сформировать у детей чувствительность к противоречиям, возникающим при предъявлении к объекту двух противоположных требований.

7. Научить детей решению творческих задач.

 

Концептуальную основу педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, составляют следующие психолого-педагогические теории и положения.

- Положение теории творчества Я. А. Пономарева: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей.

- Теоретические положения Н. Е. Вераксы о развитии основ диалектического мышления дошкольников.

- Теоретические положения ТРИЗ Г. С. Альтшуллера:

Теория ТРИЗ - катализатор творческого решения проблем.

Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

Необходимо включить доступные детям типы проблем, характерные для данной разных сфер науки или практики и научить применять алгоритмы при их решении.

- Теоретические положения ОТСМ (ОТСМ – общая теория сильного мышления) Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук.


 

 

Алгоритм педагогической технологии,

основанной на ТРИЗ

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1. Этап ознакомления с методом Мотивирует детей к деятельности. Показывает приёмы и последовательность деятельности. Осознание детьми мотива деятельности. Включение детей в деятельность по освоению метода.
2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению  метода Организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения. Включение детей в игры и творческие задания. Включение детей в обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.
3. Этап продуктивной деятельности Организует продуктивную деятельность детей: рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Записывает сюжет рассказа, стихотворения, загадки с помощью схем, слов и т. п. Продуктивная деятельность детей.
4. Этап рефлексии Стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задает детям вопросы: - Что мы сегодня делали? - Как мы это делали? - Зачем мы это делали? Оценка детьми собственной деятельности. Осознание детьми метода и возможности его использования.
5. Этап оценки уровня творческих работ Оценивает уровень оригинальности работы по критериям: - новизна, - убедительность, - гуманность, - художественная ценность (на доступном для дошкольника уровне). Предоставление и презентация собственной творческой работы.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

Обучение строится в форме игр, сопровождающих каждый этап ознакомления с картиной

 

1 этап. Определение состава картины.

 

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов). При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т. д. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т. д. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине использовали прием «подзорная труба».

Правило. Навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта использовали приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и другие.

Игры эти направлены на активизацию внимания детей. При обучении классификационным умениям использовали приём группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т. д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом. Моделирование детьми выявленных объектов производили схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого можно использовать доску или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...