Советы воспитателям. Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины. 2 этап. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
Советы воспитателям
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины
2 этап. Установление взаимосвязей между объектами на картине. Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др. Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, можно предложить следующие творческие задания.
- Пришёл волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Например: игры с картиной «Кошка с котятами». Педагог вместе с детьми играет с волшебником «Объединяй» и они «объясняют ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике». - «Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Например: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы - кошки и любят вместе играть». - «Ищу недругов» - найти объекты, которые между собой «не дружат». Например: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть». - «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит» - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами. Например: «Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают». Или «На полу играет кошка с котятами, но лапки-царапки могут сделать больно и коврику и полу. Котятам хорошо играть - они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться. Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь». Советы воспитателям.
Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине:
3 этап. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств. Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете. При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку.
Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т. д. Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, использовали прием «вхождения в картину»: побуждали детей к описанию возможных ощущений и предлагали прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т. д. Давали творческие задания:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|