Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советы воспитателям. Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины. 2 этап. Установление взаимосвязей между объектами на картине.




Советы воспитателям

  • Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.
  • Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.
  • Предварительно должен быть составлен тематический словарь.
  • Последовательность называния объектов может быть любая.
  • Обязательным условием является обозначение «земля-небо», «пол – потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами. Такой - то объект лежит на полу, а этот - летает в небе.
  • По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идёт не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.
  • Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины

  1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
  2. Моделирование объектов.
  3. Группировка по заданному признаку.
  4. Обобщение перечисленных объектов.
  5. Рефлексия.

2 этап. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др. Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, можно предложить следующие творческие задания.

 - Пришёл волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Например: игры с картиной «Кошка с котятами». Педагог вместе с детьми играет с волшебником «Объединяй» и они «объясняют ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике».

 - «Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Например: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы - кошки и любят вместе играть».

 - «Ищу недругов» - найти объекты, которые между собой «не дружат». Например: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть».

 - «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит» - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами. Например: «Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают». Или «На полу играет кошка с котятами, но лапки-царапки могут сделать больно и коврику и полу. Котятам хорошо играть - они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться. Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь».

Советы воспитателям.

  • Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце - подтверждение (вывод).
  • Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться.
  • Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно провести с детьми «Мозговой штурм».
  • Педагог должен проявлять толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком).
  • После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа-рассуждения.
  • Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картине связаны, важно доказать это».

Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине:

  1. Выделение двух объектов на картине.
  2. Обоснование связей между ними.
  3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.
  4. Рефлексия.

3 этап. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств.

У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли.

С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку.

Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т. д.

Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, использовали прием «вхождения в картину»: побуждали детей к описанию возможных ощущений и предлагали прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т. д. Давали творческие задания:

  • Пришел волшебник «Я слушаю» (и другие).
  • Назови объекты, которые могут издавать звук.
  • Я ощущаю лицом и руками…
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...