Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советы педагогам. Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине.




Советы педагогам.

  • Дети должны знать правила игры в «Да - Нет»: вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только «Да» или «Нет». Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишней части плоскости.
  • Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать какие-либо ориентиры: веревочки, палочки, мел…
  • Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер, который повернут в зеркальном или боковом варианте по отношению к картине. В этом случае задача переноса ориентиров с двухмерного на трехмерное пространство усложняется.
  • После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов.
  • Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется аплодисментами.
  • Усложнением может служить схематизация на отдельном листе бумаги «ожившего» объекта во взаимосвязях с другими объектами.

Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине.

  1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
  2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.

7 этап. Составление рассказов от лица разных объектов.

Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания:

- о разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях. (Грустный - веселый, радостный - печальный, спокойный – возбужденный);

- о разнообразных чертах характера (добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый…);

- о признаках проявления того или иного эмоционального состояния (веселый - улыбается, все его радует, вызывает смех…; грустный - вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…; добрый - всех любит, заботится, помогает, хлопочет…);

- о разнообразных средствах интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правилах их применения.

Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы).

От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица проводили творческие задания, которые имеют следующее содержание:

· «Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».

· «Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».

· «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой использовали прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем.

Советы воспитателям.

  • При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка.
  • Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я - сарай, в котором находится кошачья семья).
  • От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…).
  • Возможны разные формы организации работы с детьми:
    • коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя;
    • подгрупповые, при которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. Например, предлагается составить рассказ про котенка на картине. Одной подгруппе - про веселого, а другой - про грустного котенка. Рассказ идет об окружении героя, но через призму разных его эмоциональных состояний.
    • индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком.
  • Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я - тот-то…», потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...