Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие МК: специфика, сущность, основные характеристики




Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Кафедра социальной и консультативной психологии

Конспект лекций по дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Составитель

канд. пед. наук, доцент Писанко В.А.

 

Аннотация:

Конспект составлен на основе первоисточников многочисленных авторов, основными из которых являются Андреева Г.Н. (Социальная психология, 2004), Харрис Р. (Психология массовых коммуникаций, 2003), Тимченко Н.М. (Искусство делового общения, 1992), Почепцов Г.Г. (Теория коммуникации, 2001), Почебут Л.Г. (Социальная психология толпы, 2004), Никлас Луман (Реальность массмедиа, 2005), Ольшанский Д.В. (Психология масс, 2002), Кириллова Н.Б. (Медиакультура, 2008), Разлогов К.Э. (Новые аудиовизуальные технологии, 2005), Ромат Е.В. (Реклама, 2003), Щербатых Ю. (Искусство обмана, 1997), Елинер И.Г. (Мультимедийная культура и современное общество, 2008), а также ряда статей Зигмунда Фрейда, Густава Лебона и мнгих других авторов – классиков, исследующих перипетии становления общественного сознания. Конспект включает 12 основных тем, изучение которых способствует успешной сдаче экзамена по дисциплине «Психолдогия массовых коммуникаций».

Санкт-Петербург

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ

 

 

В изучаемом курсе имеется ряд особенностей:

 

1. В течение последних лет установилась традиция воспринимать феномен массовой коммуникации позитивно, сменившая представление о том, что СМИ манипулируют массами, не принося им пользы.

 

2. Прежняя идеологизация курса, связанная с изучением трудов Лебона, Кара-Мурзы, Тарда, Сигеле, Фрейда, Грамши и других учёных, оценивающих СМИ скорее негативно, отошла на задний план.

 

3. Появились новые отрасли смежных наук – Медиакультура, Согистика, Аудиовидеоэффекты, обращённых не к вопросу «Кому это выгодно?», а к вопросу «Как этого достичь?»

 

4. В результате сегодня считается само собой разумеющимся, что помехой исправного и всегда позитивного воздействия властей и бизнеса на массы выступают барьеры, препятствующие социальному прогрессу.

 

5. В технологиях МК ныне отчётливо проводится параллель между «управлением фирмой» и «управлением массами», поскольку и там, и там коммуникация является конструктивным организующим средством.

 

Схема соответствия изучаемых тем экзаменационным вопросам

 

 

  № и название темы     Экзаменационные вопросы Стр. конс- пекта
1. Массовые коммуникации как механизм взаимодействия в современном обществе. 1. Понятие МК: специфика, сущность, основные характеристики. 2. Сравнительная характеристика МК и межличностной коммуникации. 3. Уникальность коммуникативного процесса в МК.  
2. Психологические основания коммуникативной деятельности в процессе массовой коммуникации 4. Категория «отношений» в МК. 5. Аттракция, как психологическая категория в МК.  
3.Общение как психологическое основание деятельности в массовой коммуникации Отсутствуют в билетах  
4. Психологические категории «Установка» и «интерес» в массовой коммуникации. 6. Психологическая категория «установки» в МК и способы ее фрмирования. 7. Тот же (повтор) 8. Психологическая категория «интереса» в МК и способы его формирования.  
5. Понимание, ценности и конфликт в массовой коммуникации. 9. Психологическая категория «взаимопонимания» и способы ее формирования. 10. Соотношение психологических категорий «понимание» и «принятие» информации в МК. 11. Психологическая категория «ценности» в МК и способы ее формирования. 12. Сущность понятия «обмен ценностями» в МК. 13. Психологическая категория «конфликта» в МК и способы его предупреждения в МК.  
6. Структура массовой коммуникации 14. Структура коммуникативного процесса в МК. 15. Соотношение «редакции» и «издателя» в МК. 16. Специфика группы «издателя» в МК. 17. Группы «медиократов» и «спиндокторов» в МК. 18. Сущность деятельности «спиндокторов» в МК. 19. Характеристика индикаторов освещения события в МК. 20. Этапы прохождения сообщения в СМК, организованные «издателями» и способы воздействия на прохождение события. 21. Целевая установка коммуникатора в МК. 22. Специфика коммуникатора в МК.  
7. Коммуникант в структуре массовой коммуникации 23. Факторы влияния на аудиторию в МК. 24. Психологические типы аудитории в МК. 25. Стадии взаимодействия аудитории и сообщения в МК. 26. Формула интенсивности социальной информации. 27. Психологический критерий «подготовленности» аудитории к принятию информации. 28. Сущность и специфика «информированности» аудитории, психологическая проблема «непонимания» в МК. 29. Типы реакции аудитории на информационное сообщение. 30. Психологические реакции: когнитивная, ценностная, организационная, тонизирующая и коммуникативная.  
8. Массовая информация в структуре массовой коммуникации. 31. Соотношение информационного сообщения и оценочной информации как рычаг управления общественным мнением. 32. Сущность массовой информации в соотношении с межличностной коммуникацией. 33. Содержание МИ, ее цель. 34. Количественная и качественная характеристики МИ. 35. Критерий «ценности» в МИ, приемы ее формирования.  
9. Психологическое воздействие коммуникативных барьеров в процессе массовой коммуникации. 36. Помехи в процессе МК: избирательность внимания, избирательное искажение, избирательные реакции. 37. Психологические помехи в МК. 38. Помехи, связанные с опытом, субъективными оценками, рассогласованием. 39. Лингвистические барьеры в МК, фактор избирательности, статусных различий, времени, перегрузки. 40. Теория Грюнинга и Ханта и структура общественного окружения как психологическая проблема в МК. 41. Стадии восприятия в МК. 42. Типы ответных на сообщение реакций.  
10. Психологическое восприятие в массовой коммуникации 43. Теория диффузии и иерархии воздействия на аудиторию. 44. Теория потребления и удовлетворения. 45. «Конечная продукция» и «конечный результат» в МК, соотношение понятий. 46. Сущность ситуационной теории общественности. 47. Характеристика модели «паблисити». 48. Модель «общественной информации». 49. Двусторонняя асимметричная модель.  
11. Планирование информационного сообщения в массовой коммуникации. 50. Характеристика и задачи модели «Колесо Бернштейна» в МК. 51. Цели и задачи планирования в МК. 52. Значение уровня эффективности коммуникативного процесса в МК.  
12. Психологические аспекты организации прагматических видов коммуникации в массовой коммуникации 53. Контроль за коммуникативным процессом в МК: тактика мониторинга, «пакета». 54. Анализ общественного мнения, значение в МК.    

 

Тема 1.

Массовые коммуникации как социально-психологический механизм взаимодействия в современном обществе

Программные вопросы темы

 

1. Понятие МК: специфика, сущность, основные характеристики.

2. Сравнительная характеристика МК и межличностной коммуникации.

3. Уникальность коммуникативного процесса в МК.

 

Понятие МК: специфика, сущность, основные характеристики

(тема 1, вопрос 1)

 

Психология массовых коммуникаций – направление социальной психологии, исследующее взаимодействие человеческого индивидуального и группового, а в результате и массового сознания с содержанием средств массовой информации, в результате которого формируются новые установки и стереотипы поведения, создаётся новая психологическая реальность, преодолеваются барьеры в общении, создаются новые связи (коммуникации) между людьми.

Массовые коммуникации чаще всего рассматриваются как способ управления массами.

И, прежде всего, мы должны обратить внимание на то, что практически любое управления массами (как и, собственно, взаимоотношения внутри масс) основывается на знании законов психики индивида и масс, простирается в плоскости существования подобных законов, и происходит путем задействования правил коммуникации, или другими словами — общения как между индивидами и массой, так и общения (коммуникаций) внутри массы (коллектива, сообщества, собрания людей).

Рассмотрим что такое коммуникация [1].

Коммуникация в переводе с латинского слова communico означает общение.

Коммуникацию следует понимать как обмен мыслями, чувствами, знаниями и проч., между индивидами.

В более научном аспекте следует говорить о коммуникации — как однонаправленном процессе кодирования и передачи информации от источника к приему информации получателем сообщения. Коммуникацию также можно понимать как определенного рода совместную деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи.

 

Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна для животных (брачные танцы птиц, язык пчел и др.), и для механизмов (трубопроводы, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.).

Цель коммуникации — передача сообщения. Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации — соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда — цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов.

Ученые Р. Димблби и Г. Бертон распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие.

Согласно А. Маслоу существуют базовые биологические потребности, и потребности самореализации личности: 1) физиологические потребности (пища, питье, секс); 2) нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности); 3) потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей); 4) необходимость уважения (самоуважение, признание, власть); 5) необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение).

Для выяснения сущности коммуникации также важно исследование её функций.

В процессе коммуникации могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими.

Карл Бюлер (1879-1963) выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи:

а) функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим;

б) функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим;

в) функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи.

 

Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации.

 

Традиционно выделяется две-три функции коммуникации:

1) информационная функция: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам.

2) оценочная: выражение личных оценок и отношений,

3) аффективная: передача эмоций и чувств.

 

Роджер Т.Белл соотносит с этими функциями три сферы гуманитарных наук:

 

1) лингвистика и философия (когнитивная функция),

2) социология и социальная психология (оценочная функция),

3) психология и литературоведение (аффективная функция).

 

Функциональная характеристика коммуникативного акта может быть дана в зависимости от его направленности и его основной коммуникативной задачи.

Р. Димблби и Г. Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение мнения, развлечение.

 

Эта классификация функций является прагматической, то есть, связанной с употреблением коммуникативных средств для достижения определенных целей.

 

Типология коммуникации.

 

Существуют следующие формы коммуникации — письменная, устная, визуальная и т.п. Эти формы отличаются друг от друга особыми системами кодирования послания.

 

Средства коммуникации — объединяют различные формы коммуникации, зачастую используя некоторую технологию для заполнения временного и пространственного расстояния между отправителем и получателем сообщения (например, книга: слова, шрифты, картинки, графика). Средства массовой коммуникации (СМК) также могут включать различные формы коммуникации. Например, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета — слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п.

 

Некоторые из форм и средств коммуникации связаны с технологическими ограничениями. Например, слова слышны только на расстоянии силы голоса отправителя и слуха получателя. Печатные же материалы более стойки ко времени и пространству.

 

Все формы и средства коммуникации являются «продолжением человеческого тела», дополняя и усиливая недостаточные функции, в особенности зрения и слуха. Например, громкоговорители и средства передачи звука усиливают голос, сокращая расстояние между коммуникантами.

 

Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно. Невербальные сигналы (мимика) очень часто информируют получателя без особого желания на то отправителя сообщения. Посторонний слушатель также может быть непроизвольным получателем устного речевого сообщения.

 

Американский исследователь Эдвард Сепир проводил разграничение между фундаментальными средствами, или первичными процессами, коммуникативными по своей природе, и некоторыми вторичными средствами, облегчающими процесс коммуникации.

 

Согласно Сепиру [2], первичные средства коммуникации следующие: язык, жестикуляция, имитация публичного поведения в процессе включения в образ жизни общества и «социальный намек» (неявные процессы новых актов коммуникативного поведения).

Вторичные средства коммуникации направлены на облегчение первичных коммуникативных процессов в обществе: языковые преобразования, символизм и создание физических условий для осуществления коммуникативного акта.

 

Языковые преобразования связаны с заменой кода, познаковым «переводом» (например, устного языка в письмо, азбуку Морзе и т.п.) и делают коммуникацию возможной в тех случаях, когда она затруднена обстоятельствами (например, время и расстояние).

 

Символические системы (флажки-сигналы на флоте, семафор и светофор, горн в армейской коммуникативной среде и т.п.) переводят возможное вербальное сообщение не познаково, а глобально, целиком. Это требуется в тех случаях, когда необходима быстрота восприятия сообщения, быстрота реакции, когда ожидается простейший ответ типа да/нет. В армии, например, где ‘приказы не обсуждают’, или на дороге, когда для поворота на большой скорости не так много времени, длинные текстовые сообщения были бы неуместны.

 

Развитие физических условий, позволяющих осуществлять коммуникацию, по Сепиру, включает железные дороги, самолет (доставляют коммуниканта), телеграф, телефон, радио (доставляют сообщение или его воспроизведение). При этом увеличение количества средств расширяет и сферу коммуникации.

 

Два противоположных взгляда на эти процессы принадлежат М. Мак-Люэну и Э.Сепиру.

Мак-Люэн считал, что средства во многом определяют и само содержание сообщения. Он полагал, что современная культура — визуальная по своей сущности, в противовес, например, культуре XIX — начала XX века, преимущественно письменной (печатной). Глобализация коммуникации, по Мак-Люэну, ведет к созданию единого коммуникативного пространства — ‘глобальной деревни’.

Э.Сепир, напротив, высказывал ‘опасение быть понятым слишком многими’. С его точки зрения, это ставит под угрозу психологическую реальность образа расширенного Я, противопоставленного не-Я. Невозможность удержать сообщение в тех границах, на которые оно рассчитано, признавалось и платой за облегчение коммуникации (примеры: подслушивающие устройства или падение уровня художественных ценностей при увеличении спроса и тиража). В то же время он понимал, что угрожающим препятствием воспринимаются скорее сдерживающие факторы коммуникации, например, разнообразие языков и необходимость перевода. Он также положительно оценивал глобализацию научного сообщества и введение языка международной коммуникации.

 

Виды коммуникации (интраперсональная, межличностная, групповая, массовая).

 

Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов. Связанно это с тем, что технология работы коммуникатора в каждом случае имеет свою специфику (даже громкость голоса в случае, например, разговора с самим собой, с одним собеседником или с большой группой будет различаться).

 

Существуют следующие виды коммуникации:

 

1) интраперсональная коммуникация (разговор с самим собой);

 

2) межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);

 

3) групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид — группа);

 

4) массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио, интернет, т.п.).

 

Также могут быть дополнительные разновидности коммуникации:

 

а) межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами,

 

б) межличностная — между отдельными представителями этих народов или государств),

 

в) организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую).

 

Эти разновидности связаны не только с особенностями коммуникативной среды в той сфере, где осуществляется коммуникативная деятельность, но и с составом коммуникантов (один коммуникант или общность коммуникантов, или какие-то варианты сочетания того и другого).

 

Групповая и массовая коммуникации (типы и характеристики групп; роли индивида; стадии групп; лидер, типы и характеристики лидера; специфика массовой коммуникации, ее отличие от групповой).

 

Свойство индивидов — объединяться в группы или массы.

 

Основные признаки групп: 1) общие интересы членов группы; 2) коммуникация между членами.

 

Без взаимодействия и взаимообмена мнениями между членами, группа не может сформироваться.

 

Основные типы групп — семейные, неформальные, формальные.

 

1) Семейная группа — это недобровольная (родителей не выбирают), долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы, кровная месть).

 

2) Неформальная группа — дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная.

 

3) Формальная группа — это как добровольная (музыкальная школа, кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства (от дня до пожизненности), установленной структурой и взаимоотношениями между членами (устав школы, университета, партии; учредительные документы фирмы), установленными целями и задачами (например, образовательными: обучение и социализация; производственными: производство товаров, услуг, получение прибыли; социальными: реализация социальных задач и отношений).

 

Помимо уставных задач формальные группы могут выполнять и неуставные. Сюда включается развитие взаимоотношений (совместные вечеринки и поездки на природу); социальная защита членов группы (медицинская и юридическая помощь, детские сады и дома отдыха); развитие личности и создание имиджа.

 

Характеристики группы:

 

1) взаимоотношения и коммуникация между членами (взаимоотношения не обязательно бывают хорошие, они могут быть даже конкурентными и враждебными);

 

2) общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не создают группы, например, толпа на автобусной остановке);

 

3) общепринятая для членов система ценностей и норм поведения (Устав караульной и гарнизонной службы, Устав КПСС, Моральный кодекс строителя коммунизма);

 

4) выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации (например, на собрании: председатель, секретарь, президиум). Эти роли могут меняться со временем и развитием члена группы как личности (напр., продвижение по службе).

 

В рамках группы каждый из членов обладает определенным статусом (начальник — подчиненный, лидер — ведомый, и т.п.). Роль каждого члена группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными маркерами (Ваше величество, товарищ, знаки отличия, корона, форма, отдать честь и т.п.).

 

Основными целями объединения в группы могут являться: 1) Достижение общей цели или сопротивление общей угрозе (объединяться за или против; 2) Получение ощущения принадлежности (собственной нужности и полезности) и безопасности.

 

Одним из главных дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными.

 

Три основные характеристики внутригрупповой коммуникации — роли, нормы и лидерство.

 

Роли — это способ поведения, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций); сценарий поведения (написанный родителями, учителями, друзьями, товарищами по партии и т.п.).

 

Роли проявляются в процессе коммуникации, в дискурсе как речедействии. (Термин роль заимствован из сферы драмы и означает ‘отрезок текста’.)

 

Индивид исполняет в жизни массу разнообразных ролей.

 

Согласно Димблби и Бертону можно выделить следующие виды ролей:

 

1) Возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик).

 

2) Половые (ярко проявляются при нарушении обычных характеристик роли, например, — объятия и поцелуи у мужчин и женщин, и традиционный троекратный поцелуй у бывших коммунистических лидеров).

 

3) Классовые роли. Общепризнано, что существуют поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса).

 

По мнению американского психолога Б. Такмана, коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:

 

1) стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),

 

2) стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),

 

3) стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов),

 

4) стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).

 

Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью, или — личностью и совокупной личность, если коллектив уже сложился и в него вливается новый член.

 

Основа формирования группы — взаимная уступка, здесь формируется консенсуальная сфера интересов и поступков (по Матуране).

 

Лидером называется член группы, чей авторитет, власть, полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним.

 

Лидер обладает неформальной властью в группе, в отличие от официального руководителя. В одной группе могут быть несколько лидеров. Кроме того, они могут меняться. Управление группой осуществляется через лидеров. Один и тот же лидер может себя вести в группе по-разному.

 

Различают следующие типы лидеров:

 

1) авторитарный — лидер, для которого характерны следующие особенности поведения по отношению к подчиненным: властность, стремление единолично принимать все решения, навязывать другим свое мнение, оказывая при этом на них психологическое воздействие; игнорирование их как личностей, избегание личных взаимоотношений с зависимыми людьми, использование приказов и подчинений как основных методов работы.

 

2) демократический — преобладание уважение к подчиненным, признание права других на свое мнение, общение с подчиненными как с равными, обращение к другим — с просьбами и советами, а не с приказами и распоряжениями.

 

3) либеральный — тип лидерства, когда руководитель предоставляет подчиненным полную свободу действий, когда наблюдается отсутствие любого контроля, когда подчиненные наделяются полномочиями и принятиями любых решений (вплоть до снятия лидерства лидера).

 

4) бюрократический — предпочтение отдается формально-бюрократическим методам руководства, т.е. власть и авторитет поддерживается бюрократическими методами.

 

5) лидер мнений — человек, к мнению которого больше всего прислушиваются остальные.

 

6) номинальный лидер — человек, который возглавляет группу лишь формально, но к его мнению не прислушиваются. Вместо него группой или руководит другой, или не руководит никто.

 

7) лидер, ориентированный на людей — лидер, для которого главным в деятельности является благополучие составляющих группу людей.

 

8) ориентированный на работу — лидер, для которого главным в руководстве группой является решение стоящей перед группой задачи.

 

9) харизматический лидер — лидер, наделенный от природы лидерскими качествами.

 

10) ситуационный лидер — лидер, становящийся таковым на время, в зависимости от сложившихся обстоятельств.

 

Типология лидеров определяется по предпочитаемому ими стилю лидерства. Кроме того, стилю лидерства дают характеристику в соответствии с личностными особенностями, которые он демонстрирует в общении с людьми. Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. В последнее время стали различать еще такие стили лидерства, как комбинированный и гибкий.

 

Комбинированный лидер — лидер, использующий в руководстве группой элементы трех основных стилей лидерства (авторитарный, демократический, либеральный).

 

Гибкий лидер — лидер, использующий комбинацию трех основных стилей руководства, но все время — в зависимости от обстоятельств — преобладает какой-то один.

 

Коммуникация в группе может делиться на информативную (обмен информацией между членами группы) и конститутивную (направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы).

 

Правила коммуникативного поведения в группе включают:

 

1) Взаимное признание статусов участников группы;

 

2) Публичная оценка достижения других;

 

3) Умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

 

4) Умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями.

 

5) Умение предложить нужную информацию и идеи группе;

 

6) Умение оценить предложенные идеи и информацию так, чтобы не обидеть другого).

 

7) Умение призывать других высказывать свое мнение и давать необходимую информацию;

 

8) Умение интегрировать различные идеи и информацию;

 

9) Умение предложить план совместных действий.

 

Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный тон, хотя в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры.

 

Массовая коммуникация.

 

Массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: А) печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); Б) радио и телевидение — сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио— и телеприёмные устройства; В) кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; Г) звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись.

 

Согласно определению отечественного ученого Б. Фирсова, «массовая коммуникация — процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории».

 

Б. Фирсов выделяет в процессе коммуникации три фазы: 1) докоммуникативную, 2) коммуникативную и 3) послекоммуникативную.

 

Первая фаза характеризуется запросами и ожиданиями аудитории. Вторая — непосредственной реализацией этих запросов.

Третья — использованием полученной информации.

 

Основная функция массовой коммуникации заключается в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидами, социальными группами, классами) и между самими общностями с целью поддержания динамического единства и целостности данного социального образования.

 

Массовая коммуникация, распространяя информацию о фактах, событиях, социальных и культурных ценностях как международного, так и регионального характера, реализует свою основную функцию, решая следующие социальные задачи:

А) Создает и поддерживает общую «картину мира».

Б) Создает и поддерживает «картину отдельной общности».

В) Передает от поколения к поколению ценности культуры.

Г) Предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

 

Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

 

Средства и предпосылки массовой коммуникации.

 

Основными средствами массовой коммуникации являются печать, радио, кино и телевидение, которые определяются также как средства массовой информации.

 

Материальной предпосылкой возникновения массовой коммуникации в 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и музыкальной информации.

 

Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой профессиональной специализации, принято называть «средствами массовой информации и пропаганды» или «средствами массовой коммуникации».

 

Эффективность массовой коммуникации определяется не только целями и задачами воздействия на читателей, слушателей, зрителей передаваемых сообщений, но и соответствием их содержания и формы постоянным и текущим информационным нуждам людей.

 

Согласно Лазарсфельду и Р. Мертону массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей): 1) присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям; 2) укрепления социальных норм; 3) непреднамеренное преобразовывание энергии людей от активного участия к пассивному знанию.

 

Чарльз Кули под коммуникацией понимал механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени.

 

Модели массовой коммуникации.

 

Модель Лассуэлла: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом».

 

Прикладные модели коммуникации — модели, которые отслеживают составляющие коммуникативной цепочки с целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий.

 

Прикладная модель коммуникации по Шеннону:

 

1) техническая — точность передачи информации от отправителя к получателю.

 

2) семантическая — интерпретация сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением.

 

3) эффективность — результаты изменения поведения в связи с переданным сообщением.

 

Также Шеннон определял пять компонентов модели массовой коммуникации: 1) Источник информации; 2) Передатчик; 3) Канал передачи; 4) Приемник и конечную цель; 5) Расположенные в линейной последовательности (линейная модель).

 

В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных системах.

 

Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (энтропии) и избыточности.

 

Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.

 

Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. Понятие же избыточности, повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи, то есть, средства против энтропии, чаще всего демонстрируют именно на примере естественных человеческих языков. Считается, что все языки приблизительно наполовину избыточны: можно залить чернилами половину слов текста или стереть часть слов в радиовыступлении, но при этом все же сохранится возможность понять их. Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается. В особенности трудно понимать в условиях шума сообщение, использующее малознакомый код).

 

Норберт Винер (отец кибернетики) дополнил модель Шеннона понятием обратной связи. Модель стала более динамичной.

 

Для того, чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом Теодором М. Нькомом была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, в особенности в отношении их когнитивного, эмоционального и артистического аспекта.

 

Мак-Люэн определял массовую коммуникацию как главным образом визуальную. По его мнению, канал передачи во многом предопределяет и само сообщение.

 

Модель Якобсона.

В модели коммуникации по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода. Контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации.

 

В отличие от Якобсона — Соссюр предлагал изучать коммуникацию в контексте — в себе и для себя.

 

М.М.Бахтин выдвигал следующие идеи для понимания коммуникации:

 

1) необходимый признак любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта;

 

2) всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...