Особенности древневосточной философии. Древнеиндийская философия: Веды, Упанишады, Буддизм. 4 глава
Существует легенда о том, что дельфийский оракул на вопрос о том, кто самый мудрый человек на Земле, ответил: «Сократ». Сам Сократ, узнав об этом, решил проверить это утверждение и попытаться его опровергнуть. По словам самого Сократа, ходил он и к политикам, и к поэтам и к простым людям, стремясь найти мудрость, но не нашел. И тогда Сократ объяснил ответ пифии следующим образом: Сократ самый умный человек на Земле исключительно потому, что он один единственный твердо знает, что ничего не знает. Остальные люди думают, что им подвластна истина, но это является заблуждением, и только Сократ знает, что это так. «Все знают только боги», - утверждал он, но это отнюдь не означает, что человеку не стоит стремиться к познанию. Напротив, познание, есть самое высшее благо. Если истина существует объективно, то существуют объективно и законы мышления. И Аристотель, основатель формальной логики, говорит, что начало формальной логике положил Сократ. Именно Сократ впервые, как говорил Аристотель, учил доказательству через наведение и показал, что самое важное в познании состоит в том, чтобы дать определение. Понимая, что существует объективная истина, и пытаясь доказать людям, что эта истина существует, Сократ пришел к еще одному положению: к тому, что люди творят зло по неведению, потому что они не знают истины. Если бы люди знали истину, то они стали бы творить только добро. Таким образом, по Сократу знание есть добродетель, а добродетель есть знание. Мудрый человек никогда не станет творить зло, ибо он может отличить ее от блага. Этот принцип лежит в основе рационалистической этики Сократа. Кроме этого, этика Сократа гуманистична, потому что он верит в то, что человек по природе не склонен ко злу, а допускает его исключительно от неумения отличить дурное от хорошего.
Хотя Сократ, возможно, и не дал окончательного философского ответа на онтологический вопрос о природе морали, он существенно способствовал постановке проблемы нравственности на эпистемологический фундамент, а именно: чтобы делать добро, необходимо знать, что такое добро. Согласно Сократу, добро является всеобщим понятием. Следовательно, концептуальный анализ всеобщих понятий добра, счастья, блага и т.д. является важным для правильной, добродетельной жизни. Любое отдельное действие оценивается путем его соотнесения с этими универсальными этическими понятиями. Всеобщность этих понятий гарантирует как истинное знание (знание всеобщего, а не только частного и случайного), так и объективную мораль (общезначимую для всех людей). У Сократа было множество учеников, которые после смерти учителя продолжили заниматься философией и основали ряд школ, которые мы называем сократическими. Наиболее известным учеником Сократа является Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Настоящее имя этого философа Аристокл. «Платон» — это прозвище, от греч. слова platus — широкий. Кто-то говорит, что сам Платон был толстяком от рождения, иные говорят, что так его прозвал учитель гимнастики за его крепкий стан, когда он начал заниматься гимнастикой, по иным сведениям — за широту ума, за широкий лоб. Родился он в аристократической семье. Мать его вела свой род от одного из семи мудрецов — от Солона. Платон получил хорошее образование, занимался музыкой, гимнастикой, увлекался философией Гераклита. В 20 лет познакомился с Сократом и на протяжении восьми лет был его учеником. Когда Сократ умер, уехал в Мегару с другими учениками. Потом совсем уехал из Греции, путешествовал по разным местам, был в Кирене у Аристиппа, в Египте, поехал в Сицилию, где познакомился с тираном Дионисием и его родственником Дионом, которые сыграли в жизни Платона большую роль. В Сицилии близко сошелся с Дионом, произвел на него большое впечатление, однако тиран Дионисий изгнал Платона (иногда пишут, что продал в рабство, но друзья его выкупили), после этого он возвратился в Афины, где основал философскую школу под названием «Академия», в шести стадиях от Афин. Школа его просуществовала длительное время, закрыта была лишь в 525 г. н.э. декретом императора Юстиниана.
Платон — первый из греческих философов, чьи труды до нас дошли полностью. До нас дошли 34 его диалога, 1 монолог «Апология Сократа» и 13 писем, из которых не все можно приписать Платону. Платон был первым философом в истории философии, который создал полновесную философскую систему, состоящую из онтологии, гносеологии, антропологии, этики и социальной философии. Рассмотрим их по отдельности. Онтологию Платона составляет так называемая «теория идей». Он разделяет сократовскую уверенность в существовании абсолютной истины, в том, что критерием всего является не человек, а объективная истина. И то, что люди могут друг с другом спорить, могут доказывать и аргументировать в споре, подтверждает как раз эту уверенность в том, что истина существует. Но истина не может быть познаваема чувствами, следовательно, если истина существует объективно, независимо от человека, познаваема не органами чувств и не принадлежит материальному миру, то она принадлежит миру, отличающемуся от материального мира — миру умопостигаемому, существующему одновременно и в человеке, и вне человека. Скажем, если человек, впервые в своей жизни приходя в какое-нибудь помещение или в какую-нибудь местность, никогда не видел конкретных предметов, находящихся там, то этот человек, тем не менее, с уверенностью назовет каждый предмет. И если все мы эту операцию проделываем, и притом безошибочно, и определяем сущность предмета, выраженную в его идентификации или определении, то, значит, участвуют в данном процессе познания не органы чувств, потому что этот конкретный предмет нам незнаком, каждый предмет отличается от другого многообразием своих свойств и к тому же постоянно изменяется. Значит, мы имеем непосредственное знание о сущности этого предмета. Знание это вытекает не из органов чувств, а из другой нашей познавательной способности. Поэтому Платон приходит к выводу, что, кроме самого материального предмета, существует нематериальная сущность данного предмета, которую человек и познает своим разумом, а не чувствами.
Таким образом, Платон устанавливает объективное существование абсолютной истины в виде идей. Идея является нематериальной, вечной сущностью. Например, идея лошади есть совокупность всех признаков, по которым мы можем сказать однозначно, что это лошадь, а не корова. Причем даже если лошади будут разных пород, величины и окраски, даже если лошадь будет трехногая или бесхвостая, все равно мы узнаем в ней лошадь. Отсюда можно сделать вывод, что идея не может содержаться в самой вещи, т.к. вещи внешне разные, поэтому идея имеет нематериальную природу. Поэтому и возникает в нас знание о мире. Когда человек видит незнакомый ему предмет, то он сразу вспоминает идею этого предмета и сразу делает вывод о том, что это за предмет — что это стул, а не стол, что это дерево, а не камень, что это человек, а не животное. Известен спор Платона и Диогена Синопского. Платон как-то сказал, что, кроме чаши, существует и идея чаши, некоторая чашность, на что Диоген возразил: «Чашу я вижу, а чашности — не вижу». На что Платон ответил ему: «У тебя есть глаза, чтобы увидеть чашу, но нет ума, чтобы увидеть чашность». Ответ вполне достойный, потому что идея, действительно, постигается только умом. Эта концепция приводит нас к раздвоению мира. В одной его части существуют реальные чаши, лошади и т.д., т.е. конкретные предметы доступные нам с помощью органов чувств, а в другой – бессмертные, вечные идеи – сущности всех вещей. Эти миры получили название «мир идей» и «мир вещей». Очевидно, что эти миры взаимосвязаны. Платон говорит, что любая вещь «мира вещей» есть несовершенная копия соответствующей идеи. Естественно вещь является несовершенной копией, т.к. ее совершенство заключено в ее идее, идея бессмертна, а вещь конечна. Тогда «мир вещей» есть несовершенная копия совершенного «мира идей». Вещь возникает тогда, когда идея оставляет свой отпечаток в материи, как в пластилине. Материя мыслится Платоном, как слепая, бескачественная, бесформенная субстанция, которая получает определенность, благодаря идее. Материя без идеи есть небытие.
Все вещи в мире подвержены изменениям и развитию. Особенно это касается мира живого. Развиваясь, все стремится к цели своего развития. Отсюда еще один аспект понятия «идея» — это цель развития, идея как идеал. Человек тоже стремится к какому-то идеалу, к совершенству. Например, когда он хочет создать из камня скульптуру, то он имеет уже в своем уме идею будущей скульптуры, и скульптура возникает как соединение материала, т.е. камня, и идеи, существующей в сознании скульптора. Реальная скульптура не соответствует этому идеалу, потому что, кроме идеи, она причастна еще и материи. Материя есть небытие и источник всего плохого, и, в частности, — зла. Для того чтобы проиллюстрировать свое учение об идеях, Платон в диалоге «Государство» излагает свой знаменитый миф о пещере. Представим себе круглую пещеру, - говорит Платон, - в которой сидят люди спиной к входу. Люди прикованы так, что повернуться они не могут. В центре пещеры горит костер. Зададимся вопросом, что видят эти люди? Очевидно, что они видят на стене тени предметов, которые проходят мимо входа в пещеру, тени птиц, людей, повозок и проч. Здесь совершенно очевидно, что Платон говорит о том, что «мир теней» на стенах пещеры – есть наш материальный мир, а мир за пещерой, где существуют реальные веще является «миром идей». Отсюда понятно, что тени не есть первичная реальность, а значит, не является ею и мир вещей в целом. Пойдем дальше. Теперь представим себе, что одного человека расковали и вывели за пределы пещеры. Этот человек, не видевший ничего, кроме теней, поймет, что все то, что он считал раньше реальностью, на самом деле есть только ее подобие, несовершенный образ. Теперь если мы поместим человека обратно в пещеру, то он уже будет знать, что этот мир ненастоящий, несовершенный и будет стремиться выйти из пещеры. Отсюда еще один важный смысл мифа о пещере. Платон однозначно говорит о том, куда должен стремиться человек, желающий познать истину: он должен стремиться к познанию идей. Стремление к совершенству неразрывно связано со стремлением познания истины. Таким образом, Платон формирует идеал мудреца – человека стремящегося к благу и совершенству. Следующей ключевой идеей в философии Платона является учение о душе. Душа по Платону бессмертна. Платон развивал идеи Пифагора о метемпсихозе, т.е. учении о переселении душ. Со смертью человека душа не умирает, а устремляется в мир идей, где созерцает божественные сущности, а по прошествии некоторого количества времени воплощается в новом теле. Нетрудно заметить, что душа у Платона является идей тела, а значит и человека вообще, отсюда она бессмертна. Но Платон считает необходимым привести еще несколько аргументов для доказательства бессмертия души, что излагается в диалоге «Федон». Здесь Платон вспоминает Гераклита и говорит о том, что любое явление имеет свою противоположность. Противоположности взаимодействуют друг с другом. Белое и черное, день и ночь, холодное и горячее, сухое и влажное неразрывно связаны между собой и постоянно переходят друг в друга, но ничего не возникает из ничего и не исчезает в никуда. Значит, жизнь переходит в свою противоположность – смерть, а смерть в жизнь. Отсюда следует более общий вывод о том, что небытие – это иной вид бытия, противоположный ему. Тогда, заключает Платон, после смерти душа переходит в небытие, но не исчезает, т.е. душа бессмертна.
Второй аргумент связан с гносеологией Платона. Платон утверждает, что познание – это процесс припоминания того, что душа человека видела ранее в мире идей. Душа человека наблюдает в самой себе те идеи, которые она наблюдала до своего рождения, и вспоминает их, пользуясь тем или иным случаем — встречей или с удачным собеседником, или с материальными предметами или событиями, или сама рассуждая с собой. Эта теория получила название теория анамнезиса или теория припоминания. Далее Платон предлагает следующее доказательство: вещи бывают или сложные, или простые. Изменяться могут вещи сложные, только они могут разделяться, распадаться на свои составляющие, умножаться или уменьшаться. Простые же остаются в неизменном состоянии. Сложными являются вещи материальные. Простые вещи — те, которые мы не можем видеть, это «безвидные» вещи. Душа относится к таким простым, «безвидным» сущностям. Поскольку душа проста и «безвидна», она не может уничтожаться, распадаться на составляющие и, следовательно, вечна. И четвертое доказательство. Сущность души состоит в жизни, и там, где есть душа, присутствует и жизнь, ведь недаром слова «живое» и «одушевленное» являются синонимами. Поэтому сущность души, ее идея есть жизнь. Но душа нематериальна, безвидна и проста, т.е. она по своей сути также является идеей. Сама душа есть идея души, следовательно, идея жизни. А может ли идея быть невечной? Так как душа есть идея души и идея жизни, то она будет вечна и после земной жизни. В диалоге «Федр» Платон описывает, как он представляет себе существование души. В этом диалоге Платон устами Сократа рассказывает миф, в котором уподобляет душу крылатой колеснице, запряженной двумя конями, а правит ею возничий. Любая душа — и человека и Бога — подобна такой колеснице. Отличие души человека от души богов состоит в том, что у богов оба коня, запряженных в колесницу, благородны, у человека же один конь благородный — белый, красивый, статный, а другой — черный, горбатый, неказистый. Если один конь влечет эту повозку ввысь, то другой все время спотыкается, тянет повозку вниз, на землю. И задача возницы состоит в том, чтобы умело управлять этими конями. Эти идеи проясняются затем в диалоге «Государство». Душа состоит из трех начал: яростного, вожделеющего и разумного. Особенности человека определяются тем, какое начало в нем главенствует. Яростное начало находится между вожделеющей и разумной частью души. И в зависимости от того, куда направляется яростное начало, что оно будет поддерживать, таким и будет человек: или отдающим предпочтение удовольствиям и чувственным наслаждениям, или же человеком, который ставит разумное начало превыше всего. Несмотря на странность терминологии, это деление Платоном души на три части достаточно логично. В современной терминологии яростное начало — это воля, разумное начало — разум, вожделеющее начало — ощущения, чувства. Таким образом, душа состоит из разума, воли и чувственного начала. И от того, куда человек направит свою волю, зависит и то, кем он становится: или сибаритом, или волевым человеком, а лучше всего, как считает Платон, — философом. Из учения о душе исходит и этика Платона, который в соответствие со своей теорией о трехчастности души выделяет три основных добродетели: умеренность (вожделеющая часть), мужество (яростная часть), мудрость (разумная часть). Но очевидно, здесь не хватает некоего связывающего их начала, ведь мужество, мудрость и умеренность не могут существовать сами по себе, видимо, они связаны между собой некой универсальной ценностью, которая придает им смысл и цель своей реализации. Этой высшей целью является идея блага или справедливости. Вообще идея блага у Платона является наивысшей идеей, т.к. она выступает в качестве конечной цели развития мира. Ведь все в мире стремится к благу и совершенству, поэтому идея совершенства есть идея идей. Как ни странно может показаться с первого взгляда, но учение о триединой структуре души служит у Платона фундаментом его учения о государстве. Государство, состоит из отдельных людей, оно по представлению Платона, некий мегачеловек, надчеловек. Посему совершенное государство напоминает по своей структуре структуру души. Если в человеческой душе три начала: разумное, вожделеющее и яростное, то и в идеальном государстве должно быть три рода людей. Собственно говоря, Платон говорит о двух родах: о стражах и ремесленниках, однако из стражей следует выбирать более мудрых — философов, которые и будут управлять государством. Следовательно, в государстве появляются три рода людей, в которых главенствует одно из трех начал. Если в человеке главенствует разумное начало, то этот человек является философом и он управляет государством; если яростное — то он страж, он защищает государство; если вожделеющее — то человек будет ремесленником, он должен работать и не вмешиваться в дела стражей и философов. Конечно же, такого государства нет, но его можно построить. Платон излагает, как это возможно. Такое государство можно построить тогда, когда люди поймут, что управлять ими должны философы. Но поскольку пока управляют те, кто не знает, что такое истина, и преследуют свои корыстные интересы, то и получается не истинное, не справедливое государство, а такое, где люди не могут быть счастливы. Счастливым может быть только государство, управляемое философами, — оно идеально, в нем люди счастливы, так как они живут в счастливом государстве. Если счастливо государство, то счастливы и граждане. Для того, чтобы такое государство существовало и функционировало, необходимо соответствующее воспитание граждан. Стража и правители-философы должны вести правильную политику в области деторождения, чтобы не рождались больные и увечные дети. Государство должно сводить вместе здоровых мужчин и женщин, которые будут рождать здоровое потомство. Этих детей тут же отделяют от родителей, так как семья, по мнению Платона, есть причина многих зол и бед в нашем мире. Семья претендует на обладание какой-нибудь собственностью, а дети и родители считают себя принадлежащими друг другу, от этого и возникают различные противоречия. Если же ребенок не будет знать своих родителей, то он, выходя на улицу, в каждом мужчине может предполагать своего отца, а в каждой женщине — свою мать, и он ко всем взрослым будет относиться с одинаковым почетом и уважением. Соответственно и взрослые будут любить всех детей. Больных и увечных детей государство будет отделять и умерщвлять, чтобы они не мешали счастливому росту государства. Семья не должна существовать. Дети должны жить отдельно, мальчики и девочки воспитываются одинаково, поскольку отличие их только в силе. Женщины впоследствии могут быть и стражами, и философами, т.е. выполнять те же обязанности, что и мужчины. Идеальное государство Платон называет монархическим, в нем правит одно, разумное начало. У всех неправильных государств есть свои причины возникновения. Если есть соперничество из-за собственности, то появляется частная собственность, появляются рабы — это государство уже неидеально, но еще не совсем плохое. Это тимократия. Тимократический человек необразован, послушен власти, любит гимнастику, охоту, деньги, в нем господствует яростный дух. Далее от тимократии легко перейти к олигархии, если у власти окажутся богатые люди. Олигархия — власть немногих, у которых скапливается большое количество богатств. Они начинают почитаться в государстве, где нажива и деньги ценятся больше, чем добродетель. И таким образом, в олигархическом человеке господствует яростный и разумный дух, так как этим государством управляют не способные, а богатые. Богатые тратят деньги на что угодно, только не на оружие, в таком государстве растет преступность, и оно вырождается в демократическое. В нем бедняки разгоняют богачей, власть распределяется по жребию. Здесь полная свобода, человек может не править, не подчиняться, а обнаруживать свое расположение к толпе. В демократическом человеке берут верх вожделение, распутство, разнузданность, бесстыдство. В таком государстве, в конце концов, кто-то захватывает власть и устанавливается тирания. Тирания — наиболее неправильный вид государства. Тиран уничтожает врагов, ведет войны, ненавидит мужественных, великодушных, умных и богатых.
7. Философия Аристотеля. Философские школы поздней античности: эпикурейцы, стоики, скептики, киники. Аристотель — один из выдающихся представителей философской мысли античности. Философия Аристотеля оказала на последующую мысль влияние, не сравнимое с влиянием никакого другого философа, по степени его воздействия его можно сравнить только с Сократом и Платоном. Аристотель в отличие от предыдущих крупных мыслителей, Платона и Сократа, был не только философом, но и ученым, и оставил после себя множество трактатов по естественным наукам — физике, биологии, а также по искусству и политике. Аристотель стоит у истоков многих наук, и действительно его можно назвать первым крупным ученым-энциклопедистом Европы. Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагиры на северо-западе Греции, рядом с Македонией. Отец его Никомах был врачом царя Македонии Аминты III. В 367 г. уезжает в Афины, где поступает в Академию Платона и на 20 лет становится верным и лучшим учеником Платона. После смерти Платона Аристотель покидает Афины, так как не был согласен с политикой следующего главы Академии — племянника Платона Спевсиппа. Аристотель в 343 г. уехал в столицу Македонии Пеллу. Сын царя Аминты III — Филипп II вспомнил о сыне своего врача и пригласил его для воспитания своего сына — Александра (впоследствии Македонского). Он воспитывал его 4 года, пока Александр не стал соправителем своего отца в 16 лет. В 335 г. Аристотель возвращается в Афины, где открывает Ликей — свою философскую школу. Как неафинянину, ему разрешили открыть ее в пригороде Афин, возле храма Аполлона Ликейского. Эта школа получила название перипатетической. Много версий относительно названия. Наиболее распространенная та, что peripateo обозначает «прогуливаться», и перипатетики, т.е. Аристотель со своими учениками, изучали философию, прогуливаясь по саду вокруг храма. В 323 г до н.э. Аристотель уезжает на остров Эвбея, где умирает от болезни желудка в 322 г. до н.э. Аристотелю было важно четко определить предмет философии и круг ее проблем, а для этого необходимо определить место философии в кругу других наук. Все знание Аристотель делит на три типа, три группы: знание практическое, творческое и теоретическое. Практическое знание включает в себя этику, экономику и политику, т.е. оно подразумевает умение действовать, жить в этом мире. Этика — умение обращаться с ближним. Практическое знание — знание ремесленника, творческое знание. Теория — созерцательное знание, не имеющее никакой жизненной ценности, но в этом и парадокс, что для истинного философа теоретическое знание имеет большую ценность, поскольку теоретическое знание является знанием свободного человека. Оно наиболее ценно, так как оно свободно, ведь практическое и творческое знания существуют для какой-либо цели. Теоретическое знание — для самого знания, поэтому оно наиболее высшее, ценное, свободное. Поскольку в мире есть одно полностью свободное существо, а именно Бог, то и теоретическое знание является одновременно божественным знанием, наиболее достойным Бога. Человек, обладая теоретическим знанием, сам уподобляется Богу. Философию — главную область теоретического знания Аристотель называет теологией, т.е богословием, учением о Боге. Аристотель впервые вводит в обиход термин “теология”. Теоретическое знание — это знание об общем, поскольку разум дает понятие об общем, а чувственное — о единичном, поэтому теоретическое знание достигается только посредством разума, оно ищет причины и цели, т.е. главной целью теоретического знания является благо. Онтология Аристотеля строится на учении о четырех причинах. Он выделяет причины, лежащие в основе мира: 1. сущностная причина (или сущность вещи); 2. материальная причина (или материя); 3. деятельная (движущая) причина; 4. целевая причина. На основании этого Аристотель пытается ответить на вопрос о сущности вещи. Он критикует учение Платона об идеях и пытается самостоятельно ответить на этот вопрос. Аристотель указывает, что сущность должна обладать двумя критериями. Эти критерии Аристотель заимствовал у Платона. Сущность должна быть познаваема умом и существовать отдельно. При этом ни материя, ни род, ни всеобщее не могут являться сущностью вещи. Материя не может являться сущностью вещи, поскольку она, хоть и существует самостоятельно, непознаваема. Род и всеобщее не существуют самостоятельно. Самостоятельно существует только лишь, по Аристотелю, наш материальный чувственный мир. Никакого мира идей в том виде, в каком его описывал Платон, Аристотель не признает. Материальный мир для Аристотеля — это мир реальный, но существующий благодаря четырем причинам, главным образом благодаря сущности, тому началу, что дает источник существования и познаваемости этого мира. То есть именно сущность и существует самостоятельно, именно она является источником существования мира, и именно она позволяет этот мир познавать. Материя не может быть этим источником, не могут быть сущностью род и всеобщее, т.е. наиболее общие категории. Поэтому Аристотель делает вывод, что сущностью вещи является ее род. Что такое для Аристотеля вид, или сущность вещи? В других местах он называет ее формой. Вид — это форма, но не как форма каждого конкретного предмета, а то, что придает видовое своеобразие вещам. Форма есть именно то, что мы можем сформулировать в определении данной вещи. Скажем, когда мы говорим, что стол есть разновидность мебели, предназначенной для выполнения определенных нужд (еды, письма и т.д.), то мы тем самым указываем некоторое родо-видовое отличие. Мы указываем, что стол принадлежит к некоторому роду — мебели, но и имеет некоторое отличие от других видов этого рода — шкафов, стульев и т.п. Аристотель указывает в «Метафизике», что «сущности вещи нет у того, что не есть вид рода», т.е. у того, чему мы не можем дать родо-видовое определение. Следовательно, сущностью вещи является то, что формулируется в родо-видовом определении. Материя, по Аристотелю, является некоторым принципом, дающим начало существованию индивидуальным вещам в мире. Действительно, любой философ в конце концов приходит к проблеме: почему существует в мире множество вещей? Почему, если сущностью вещи является форма, вид, суть бытия вещи, природа на этом не останавливается и представляет этот вид в огромном количестве своеобразных индивидуальных предметов? В чем принцип индивидуации, т.е. что обусловливает существование индивидуальных предметов. Таким принципом индивидуации для Аристотеля является материя. Именно материя оказывается «виновницей» того, что существует не просто дерево, а множество конкретных индивидуальных деревьев. Оказывается, что Аристотель приходит опять к парадоксальному высказыванию, что материя, будучи абсолютно бесформенной, абсолютно пассивной, является некоторым активным началом, приводящим к существованию индивидуальных вещей. Говоря о материи и форме, Аристотель вводит еще ряд категорий. Аристотель указывает, что материя всегда существует только лишь в возможности. Материя есть возможность. В действительности существует только лишь сущность вещи, форма. Аристотель вводит знаменитую пару «возможность и действительность». Первая материя есть чистая возможность. Она таит в себе возможность стать всем, чем угодно, и поэтому в материи, или в возможности. Неродившийся человек может быть и большим и маленьким и т.д. Только лишь осуществленность, действительность лишена такого принципа сосуществования противоположностей. Вещь, которая стала из возможности действительностью, является энтелехией. Энтелехия есть результат перехода из возможности в действительность. Переход из возможности в действительность, к становлению вещи такой, какой она есть в реальном бытии, возможен благодаря третьей причине, движущей. Аристотель гораздо меньше останавливается на движущей и целевой причине, говоря о том, что эта движущая причина является также и энтелехией вещи, т.е. тем, что осуществляет развитие из возможности в действительность. В «Физике» он указывает, что эта энтелехия, эта движущая причина вытекает из самой формы тела, т.е. сущность вещи оказывается в конце концов имеет эту движущую причину в самой себе. Так же и целевая причина, т.е. то, к чему развивается предмет, к чему он стремится из возможности в действительность. То есть целевая причина также формулируется Аристотелем как причина, существующая в форме вещи. Таким образом, в «Физике» Аристотель не отказывается, а формулирует принцип, согласно которому эти четыре причины можно разделить на две основные причины. С одной стороны — материя, или субстрат вещи, а с другой — единая движуще-формально-целевая причина, которая и является сущностью вещи. Отличие формы от материи состоит еще в том, что материя не может существовать без формы, а форма может быть мыслима без материи. Учение о душе и теория познания. Аристотель определяет душу как энтелехию естественного тела, обладающей возможностью жизни». Или: «душа — суть бытия и форма такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя, но не такого тела, как топор». Отсюда, во-первых, душа не есть материя, а форма, завершенная форма (энтелехия), форма уже совершившаяся. Яйцо есть курица по форме, но еще не энтелехиально, т.е. форма еще не реализовалась. С другой стороны, не каждое тело обладает душой. Для этого оно должно в возможности иметь способность к жизни. Душа может быть у естественного тела, не у искусственного (например, у топора), не у тела, созданного человеком. Аристотель считает, что в своем развитии душа может проходить несколько этапов. Поэтому существует несколько видов души: 1 вид — растительная душа, 2 вид — животная душа, 3 вид — ум, т.е. разумная душа. Во всех случаях общим является то, что душа имеет причину движения в себе самой. Отличие растения и животного от камня состоит в том, что камень не может двигаться сам по себе, а душа движется (из определения души). Функции растительной души немногочисленны. Растительная душа позволяет питаться, расти, размножаться, умирать, т.е. быть растением. Растение не может ощущать, не имеет возможности воспринимать окружающий мир.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|