Особенности древневосточной философии. Древнеиндийская философия: Веды, Упанишады, Буддизм. 7 глава
Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский выводит тождество единого и беспредельного, бесконечного. Бесконечное, по его мнению, — это «максимум»; единое же — это «минимум». Таким образом, он открыл принцип совпадения этих противоположностей. Для большей наглядности Кузанский обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности более того — с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Таким образом, Кузанский своим отождествлением единого с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Античная философия понимала космос очень большим, но конечным телом, что подразумевало возможность различить в нем центр и периферию, «начало» и «конец». Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе: «Повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут». Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм, важнейшие признаки которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе. Следовательно, в Боге, поскольку он бесконечен, все различия, имеющиеся в тварном мире и противопоставленные друг другу, совпадают.
Как мы видим, в космологии Кузанского отвергается учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате• «Об ученом незнании» он прямо говорит: «Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем». Кузанский не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел, однако, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализа-ции космологии, т. е. к ее освобождению от религиозного толкования. Как следует из изложенного, принцип совпадения противоположностей Николая Кузанского ставит его в число родоначальников новоевропейской диалектики. Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов, что в немалой степени определило и характер философских размышлений. Теоретические разработки и экспериментальные исследования ученых способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. Это с полным основанием можно называть научной революцией.. Ведущим направлением философской мысли становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений. Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».
Однако значение работ Коперника значительно шире, ибо, устранив Землю из центра Вселенной, он с необходимостью изменил и место человека в космосе. Именно поэтому революция в астрономии повлекла за собой революцию в философии. Коперник удалил человека из центра Вселенной. Т. Кун писал, что коперниканское учение о планетах и связанная с ним концепция Вселенной с центром-Солнцем служили инструментами перехода от средневекового общества к современному, ибо определяли отношение человека со Вселенной и Богом. Считая Землю лишь одним из небесных тел, приходится допустить, что другие планеты также могут быть обитаемы. Но тогда постулат происхождения человека от Адама и Евы отвергается и, тем самым, пересматриваются многие мировоззренческие установки, ставшие просто мыслительными привычками. Коперник радикально изменил всю систему мировоззрения, при этом наиболее ценно то, что он внес в мир идей новую традицию мышления, опирающуюся на релятивистские формы звания, способные к саморазвитию, наращиванию потенциала. Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с творением. Движение в этом направлении продолжил Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии. Если в рассуждениях Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. «Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель.
Снимая границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы — ' как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни в движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах». Его пантеизм прокладывал путь к материалистическому пониманию природы, поэтому закономерным было осуждение церковью его учения как еретического. Отвергнув требования инквизиции об отречении от него, философ был сожжен на костре. Новое соотношение между материей и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI в. сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Важная особенность ренессансной культуры и философии — «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Наука более не является комментарием канонических текстов. Отныне, как скажет Галилей: «Наш разговор — о чувственном мире, а не о бумажном».
Видя в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи Возрождения открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, стала своеобразным фундаментом для последующих содержательных сдвигов в философии XVII-XVIII.
11. Философия Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Философия Нового времени охватывает период XVI— XVIII вв. Это время в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые научные задачи и приоритеты в философии. Развитие науки в этот период, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей знания в собственно философии. Естественнонаучные доктрины этого периода, начавшие пересмотр средневековой картины мира, обрели завершение в творчестве английского математика, физика и философа Исаака Ньютона (1643—1727), отстаивавшего принципы механистического познания явлений природы. Однако ни система Ньютона, завершившего формирование механической картины мира, ни космологические теории Коперника и Галилея, положившие начало революционным изменениям в традиционной картине мира, все же не являются собственно философскими. Что же касается мыслителей, которые определили облик и содержание самой философии в это время, то в XVI—XVII вв. были множество великих философских имен и систем: Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц, Томас Гоббс, Джон Локк, несколько позднее — Джордж Беркли, Давид Юм и мн. др. При этом продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в ХУП в. предстают как эмпиризм («эмпирио» — опыт) и рационализм («рацио» — ум).
Родоначальником английского материализма и эмпиризма Нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В своих исследованиях он обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер, а высшая цель науки — господство человека над природой. Бэкон провозгласил ставший знаменитым афоризм: «Знание — сила». В науке речь идет не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом и размышлением; и свыше этого он не знает и и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждается только подчинением ей. Считая, что наука является той силой, которая способна изменить природу и человека, Бэкон относился к научному знанию как к коллективному общественному достоянию. Истинно научное знание в отличие от магического добывается через опыт и подвержено контролю, а не является уделом немногих посвященных. Магия является инструментом господства над другими людьми, наука же должна приносить пользу людям. Человек в свете этого становится у Бэкона не разумным животным, а слугой и интерпретатором природы. Силой же, при помощи которой человек способен изменять природу, является научное знание. Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т. е. применять индуктивный метод познания. Индукцию он связывает с анализом - выделением простейших элементов. Философ различает обычную, повседневную и научную индукцию. Для индукции как для научного метода важна правильная организация наблюдения и эксперимента, а также умение получать и правильно обрабатывать фактические данные. Разработанный Бэконом индуктивный метод в противовес узкому эмпиризму, идущему от одного частного опыта к другому, позволяет, по мнению ученого, открывать достоверные истины и законы природы. Бэкон признает возможность достоверного знания, но для достижения истины считает необходимой реформу метода. Предварительным началом этой реформы должно быть очищение ума от постоянно грозящих ему заблуждений («идолов»). Одни из них («идолы рода») порождаются склонностями ума, присущими всему человеческому роду, другие («идолы пещеры») — склонностями, свойственными отдельным группам ученых и даже отдельным липам. Третьи («идолы рынка-) коренятся в несовершенстве и неточности языка, четвертые — в некритическом усвоении чужих мнений {«истина — дочь времени, а не авторитета»). После устранения ложных воззрений возможен переход к истинному методу повои науки, которая по Бэкону, должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Этой проблеме он посвятил свое главное сочинение «Новый органон», названное так в противоположность старому «Органону» Аристотеля. Бэкон выступает не столько против подлинного изучения Аристотеля, сколько против средневековой схоластики, толкующей данное учение. Существо своей новой логики Бэкон определяет как науку, которая «учит и наставляет разум», которая «исходит не только из природы ума, но и из природы вещей, которая и везде будет сопровождаться и освещаться наблюдениями природы и опытами». Философия Бэкона направлена против религиозно-идеалистического мировоззрения, которое, по его мнению, мешало развитию естественных наук и умножало бессилие человека. Он сознавал, что в то время, как в области знания о природе произошли крупнейшие открытия, в философии все еще царствовали теология и схоластика. Прогрессивная роль метода Бэкона высоко оценена последующими философами. Хотя сам Бэкон не был естествоиспытателем-экспериментатором, но, активно пропагандируя свой метод, он сыграл большую роль в развитии именно этого направления в пауке. Говоря о слабой стороне философии Бэкона, отметим, что он не сознавал одинаково важности и индукции, и дедукции. Подобно тому, как человек не может ходить на одной ноге, так и ученый не может полноценно заниматься наукой, пользуясь лишь одним из этих методов. Тем не менее Фрэнсису Бэкону принадлежит слава основоположника методологии опытного научного исследования. Если Ф. Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, то французский математик и философ Рене Декарт (1596—1650) (латинизированное имя Картезий), напротив, поставил на первое мест разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Декарт был глубоко убежден, что на истину «...натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ». При этом он отталкивался от принципа «очевидности», при котором всякое знание должно было проверяться с помощыо естественного «света разума». Это предполагало отказ от всех суждений, принятых на веру. Первым вопросом философии для Декарта был вопрос о возможности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание. В решении этого вопроса ему пришлось преодолеть философский скептицизм. Природа познания состоит в том, что именно требование сомнения, распространяющегося на всякое знание, приводит к утверждению возможности достоверного знания. Поняв, что, быть может, меня обманывает злой в хитрый демон или другой обманщик, рассуждает Декарт, я начинаю во всем сомневаться. Но при этом я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь, что существует мое сомнение, мысль. Отсюда знаменитое изречение Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Французский мыслитель считает самосознание той точкой, отправляясь от которой и основываясь на которой можно воздвигнуть все остальное знание. Метод научного познания Декарта называется дедуктивно-рационалистическим. Этот метод требует ясности и непротиворечивости операций самого мышления (что обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному. И не нужно полагать человеческому уму, говорил Декарт, какие бы то ни было границы: нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Выдвинутый им критерий истины состоит в ясности и очевидности знания, что во многом содействует отчетливости мышления. Последовательная ориентация на математику, поднятую до статуса «всеобщей математики», позволила Декарту обобщить те приемы мышления, которые применялись в различных областях математического знания (алгебре, геометрия и т. д.), и сформировать основные правила своего метода. Эти правила таковы: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми; 2) расчленять «каждую сложную проблему на составляющие ее частные проемы и задачи; 3) переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному, от простого к сложному; 4) делать «всеохватывающие обзоры», не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Декарт был убежден, что вооруженный достоверными средствами мышления — интуицией (с помощью которой усматриваются первые начала) и дедукцией (позволявшей получить «следствие из них) — разум может достигнуть во всех областях звания полной достоверности, если только будет руководствоваться «истинным», т. е. рационалистическим методом. Однако философ не отвергал значение опыта и индукции, отводя им второстепенную роль. Декарт был не только философом, но и выдающимся математиком (вспомним «декартовы координаты»), одним из творцов классической механики. Отождествив природу с протяжением, он создал представление о ней как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным «толчком». В своей космогонической гипотезе Декарт развил новую для науки идею естественного возникновения и развития Солнечной системы. Эта гипотеза способствовала в дальнейшем диалектическому пониманию природы, хотя сам Декарт понимал развитие механистически.
12. Проблема субстанции в философии Нового времени:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|