Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речевые ошибки




 

Вид ошибки Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к этой проблеме непоменялось. Были приняты эффектныемеры
Неразличение синонимичных слов В конечномпредложении автор применяет градацию
Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений
Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удаётся объегорить других
Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности(вместосредства)
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. Молодойюноша, очень прекрасный
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях
Неоправданное повторение слова Геройрассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного
Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу
Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Онотносится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своём воображении
Речевая недостаточность Привлечь < …> читателей к данной проблеме

 


[1] При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

[2] Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

1 Тексты сочинений участников ЕГЭ здесь и далее представлены в оригинальном виде – без правки.

[3] См. о проблеме восприятия текста: Бахтин М. М. Собр. соч., т. 5. – М.: Русские словари, 1997; Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.: Языки русской культуры, 1999; Бондарко А. В. К интерпретации понятия «смысл» // Словарь. Грамматика. Текст: Сб. статей / Российская академия наук. Отделение литературы и языка. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Отв. ред. Ю. Н. Караулов, М. В. Ляпон. – М., 1996.

[4] Здесь и далее примеры приведены преимущественно из пособий Д. Э. Розенталя.

[5] Ошибка в инициалах и фамилии автора исходного текста и/или автора литературного произведения является фактической ошибкой. Но описка: Лиходеев (Вместо Лихачёв в исходном тексте) при условии соседства с правильным написанием.

[6] Щербинина Ю. В. Русский язык: Речевая агрессия и пути её преодоления. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 224 с.

[7] При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

 

[8] Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

[9] К подобным ошибкам относится неверное употребление термина «лирический герой».

[10] Из методических рекомендаций Рособрнадзора по формированию и организации работы предметных комиссий субъектов Российской Федерации.

[11] Здесь и далее примеры приведены преимущественно из пособий Д. Э. Розенталя.

[12] Баранов М. Т. Проверка и оценка орфографической и пунктуационной грамотности. – М., 1989; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сб. статей / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. – М., 1986; Русский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. / Сост. Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М., 2007; О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 года № 364-М (Извлечения). // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. М., Просвещение, 1980, № 34–35, с. 32–45.

[13]Ошибка в инициалах автора исходного текста и/или автора литературного произведения является фактической ошибкой. Фактической ошибкой является случай типа: Хрусталёв (вместо Хлестакова в фоновом материале). Но описка: Лиходеев (Вместо Лихачёв в исходном тексте) при условии соседства с правильным написанием.

Допустимо упоминание известных писателей и поэтов с одним инициалом (не считается ошибкой употребление Л. Толстой вместо Л. Н. Толстой).

[14] «Незакавыченная» чужая речь (в любом количестве) – это одна пунктуационная ошибка (включая случай, когда пишущий активно использует исходный текст, берёт из него точные цитаты, при этом кавычки не использует совсем).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...