Хозяйствующие субъекты МСП в экономике зарубежных стран
Считается, что малый и средний бизнес наибольшее распространение получил в таких экономически развитых странах как США, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Китай. Малый бизнес динамично развивается и в таких странах как Малазия, Южная Корея, Венгрия, Польша. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса предлагается рассмотреть по следующим направлениям: - критерии определения субъектов малого и среднего бизнеса; - органы государственного регулирования малого и среднего бизнеса; - меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса; - эффективность развития малого и среднего бизнеса. Мировая практика показывает, что основным критериальным показателем отнесения предприятий различных организационно-правовых форм к субъектам малого и среднего бизнеса, в первую очередь является средняя численность работников. Кроме того, к численности работников могут быть отнесены и такие общие критерии как размер Уставного капитала, величина активов, объем оборота (дохода, прибыли). Но наиболее часто в экономически развитых странах при определении критериев используют среднюю численность занятых на предприятии работников, ежегодный годовой оборот и величина активов. Так в Европейских странах с 01.01.1995г. к малым предприятиям относятся предприятия, не превышающие значения следующих показателей: - количество занятых работников до 50 чел; - годовой оборот менее 4 млн ЭКЮ; - сумма баланса менее 2 млн ЭКЮ. К средним предприятиям В ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие показатели: - количество занятых работников от 50 до 250 чел; - годовой оборот менее 16 млн.ЭКЮ; - сумма баланса менее 8 млн.ЭКЮ.
В соответствии с критериями Администрации по делам малого бизнеса США (АМБ) в зависимости от количества работающих классификация малого и среднего бизнеса следующая: микропредприятия от 1 до 9 чел, малые предприятия от 10-99 чел, средние предприятия – 100-499 чел. Нормативы отнесения хозяйствующих субъектов к той или иной форме предпринимательства в США могут меняться в зависимости от отраслевой принадлежности. Так в обрабатывающей и добывающей промышленности в качестве нормативного показателя берется численность занятых, а строительстве, оптовой и розничной торговле, услугах – величина оборота. В США все большее распространение получает семейный и надомный малый бизнес. Это означает, что определенные виды предпринимательской деятельности целиком выполняются в домашних условиях, другие – лишь частично. Признано, считать, что свыше 90% из 15 млн предприятий в Соединенных штатах составляют семейные предприятия- то есть - те, которые владеют (или по меньшей мере управляют) и где ведут дела представители одной семьи. В настоящее время семейный и надомный бизнес насчитывает свыше 200 различных видов деятельности. Это - различные виды ремесел, образовательные, деловые и бытовые услуги. Так, в США 4,4% всех надомных предприятий заняты ремеслами; 11,8% - розничной торговлей; 30% - консультационные, финансовые, бухгалтерские и компьютерные услуги и 53,8% приходится на строительство, операции с недвижимостью, образовательные, юридические и различные оздоровительные услуги. Критериями отнесения к малым и средним предприятиям в Японии являются Уставной капитал и число занятых. В зависимости от сферы деятельности. Так в промышленности –уставной капитал не более 100 млн йен и число занятых не более 300 чел, в оптовой торговле, соответственно, не более 30 млн йен и не более 100 человек, в розничной торговле – не более 10 млн йен и не более 50 человек.
Основная задача правительственной политики Японии –сбалансированность соотношения между МСП и крупными компаниями. В результате, это позволило МСП сосредоточится на рынке дешевых потребительских товаров, где крупные компании не были задействованы, или выступать в качестве субподрядных организаций крупных компаний. Даже самые крупные ТНК в Японии систематически работают над созданием связей с МСП в области производства и маркетинга.Так в транспортном машиностроении страны степень зависимости от разных заказчиков составляет 73,7%, в производстве электротехнических изделий – 60, точном машиностроении -53,3, общем машиностроении -47,7, производстве одежды и других текстильных изделий – 45,1, цветной металлургии – 43,6%. Малый и средний бизнес Южной Кореи представлен: - микропредприятия с численностью работающих меньше 10 чел в промышленности, строительстве и добывающей промышленности; меньше 5 человек – в сельском хозяйстве, медицине, науке, электроэнергетике и других отраслях; - малые предприятия с численностью меньше 50 чел в промышленности, строительстве и перевозках, добывающей промышленности; в промышленности, строительстве и перевозках, добывающей промышленности; меньше 10 чел в сельском хозяйстве, медицине, науке, электроэнергетике и других отраслях; - средние предприятия, численность которых меньше 300 чел в промышленности с капиталом ≤ 8,0 млн $ США; меньше 300 чел в добывающей промышленности, строительстве и перевозках с капиталом ≤ 3,0 млн $ США; меньше 300 чел в различных отраслях с выручкой ≤ 30 млн $ США; меньше 200 чел в сельском хозяйстве, медицине, науке, электроэнергетике с выручкой ≤ 20 млн $ США; в других отраслях с численностью меньше 50 чел и выручкой ≤ 5,0 млн $ США. Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором роста экономики страны, обеспечивает рынок товарами отечественного производства и расширяет возможности трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии. В Китае критерием отнесения предприятий к малым или средним является численность служащих. К малым относятся предприятия с численностью 50-100 служащих, а к средним 101 - 500. Статистические данные Национальной Комиссии по развитию и реформам говорят о том, что 99% китайских предприятий попадают в категорию малых и средних предприятий.
Критерии отнесения к малому и среднему бизнесу в России в корне отличается от МСБ Европы и других стран. Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено четыре критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу: 1) численность работников: микропредприятия - не более чем 15 человек; малые предприятия - до 100 человек; средние предприятия - от 101 до 250 человек. 2) объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. руб.; малые предприятия - 400 млн. руб.; средние предприятия - 1000 млн. руб.. Таким образом, в мировой практике критерии отнесения к малому и среднему бизнесу характеризуются большим многообразием: различна численность занятых работников, в некоторых случаях распределение данного бизнеса зависит от количества служащих; одни страны используют годовой оборот продукции, другие уставной капитал, третьи - активы предприятия в различных комбинациях друг с другом. Причем перечисленные показатели могут изменяться в зависимости от отраслевой принадлежности. Опыт многих стран, показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированные правительственные органы, имеющие достаточные ресурсные возможности и полномочия: - в Великобритании – «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 г в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI); - во Франции основным координатором развития бизнеса является Министерство экономики, финансов и промышленности;
- в США Администрация Малого Бизнеса при Президенте США» (Small Business Administration - SBA); - в Японии – реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI) в составе, которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA); - в Южной Корее администрация малого и среднего бизнеса (Small and Medium Business Administration, SMBA); - в Китае Национальная комиссия по развитию и реформированию, в рамках которой был создан департамент малого и среднего предпринимательства. Еще одним государственным агентством по обслуживанию малого предпринимательства стал Китайский центр координации и кооперации бизнеса (КЦККБ); -в России Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (создано в 1992 году) и федеральный орган с широкими полномочиями в отношении малого бизнеса – Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, который был создан в 1995 году. Цель государственной поддержки малого и среднего бизнеса состоит в создании достаточных политических, экономических и социальных условий для эффективного развития этого сектора во всех отраслях экономики. Формы реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса проводятся с помощью различных программ, а методы государственной поддержки можно разделить на два вида: финансовую и нефинансовую. В свою очередь, к методам финансовой поддержки можно отнести кредитование, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование. Рассмотрим реализацию данных мер в отдельных странах. К мерам нефинансовой поддержки малого и среднего бизнеса за рубежом относят упрощенную систему регулирования МСБ, образовательную работу среди предпринимателей, льготное налогообложение, облегчение доступа к финансовым ресурсам, развитие субподряда, стимулирование экспорта продукции, поддержка инновационных разработок. Кроме того, в экономически развитых странах развитию малого и среднего бизнеса способствуют различные Фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы, различные зоны развития науки и внедрения научно-технических разработок и т.д. Активная поддержка малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах позволили добиться следующих результатов(таблица 1): Основные показатели развития малого и среднего бизнеса экономически развитых стран приведены в таблице 1. Таблица 1 Основные показатели развития малого и среднего бизнеса
На основе вышеизложенного можно сказать, что малые и средние предприятия имеют следующие преимущества: 1.Высокая оперативность, гибкость, быстрая реакция на изменения конъюнктуры рынка. 2.Важный инструмент в борьбе с безработицей, способствует росту доли активной части населения, увеличивает доходы населения, сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп. 3.Формирует средний класс, который является гарантом политической стабильности общества. 4.Развивает и внедряет различные виды технических, технологических и организационных нововведений. 5.Вносит существенный вклад в ВВП страны посредством выпуска конкурентоспособной продукции, услуг и других видов деятельности. 6. Обеспечивает мобильность материальных, финансовых и природных ресурсов, снижает фондовооруженность и капиталоемкость трудоемкой продукции, способствует быстрой окупаемости капитальных вложений Таким образом, анализ развития малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах показывает, что правительства данных стран уделяют большое внимание этому сектору экономики. В этих странах создаются специальные правительственные органы, курирующие данный бизнес; разрабатываются долгосрочные программы развития МСБ; создаются учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров; действуют эффективные системы кредитования хозяйствующих субъектов; создается соответствующая инфраструктура, оказывающая влияние на занятость населения и выпуск продукции малым и средним бизнесом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|