Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и значение культуры предпринимательства




 

В функционировании предприятия (организации) важную роль играет культура предпринимательства. Она не только обес­печивает высокий престиж предприятию, но и способствует по­вышению эффективности производства, улучшению качества про­дукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов.

Существуют различные трактовки понятия «культура пред­принимательства». Например:

1) это система совместно вынашиваемых и реальных убежде­ний и представлений о ценностях. При этом представления
о ценностях позволяют дать ответ на вопрос, что важно для
предприятия, а убеждения - понять, как предприятие долж­но функционировать и как им следует управлять (рис. 1).

2) к организационной культуре относят сумму убеждений,
ценностей, правил, которые делают предприятие единс­твенным в своем роде.

 

 

           
   
 
 
 
   

 


Рис. 1 Становление культуры предпринимательства

 

Наиболее полное и развернутое определение таково: «Культура предпринимательства - это совокупность образ­цов поведения, ценностей системы, социальных норм, фундамен­тальных принципов и общественных институтов, ориентирую­щих субъектов на те или иные формы экономической активности в сфере предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующие устойчивости предпринимательства во времени.

Существуют три принципиально различных инструмента воздействия на людей, т.е. управления:

1.Иерархия (организация), когда основным средством воздействия на человека является принуждение;

2.Рынок, на котором по горизонтали складываются равноценные отношения;

3.Культура – выработанные и признаваемые обществом ценности, особенности поведения, социальные нормы.

Культура проявляется в различных формах деятельности и на различных уровнях социальных систем. Выделяют две стороны культуры: духовную и материальную. В состав материальной культуры входят различные по формам и типам материально-производственная база, в том числе сырьевые и энергетические ресурсы, средства труда и другие продукты материального производства; материально-предметная практическая деятельность людей; ма­териально-предметные отношения в ходе производства, обмена и потребления; материальные ценности прошлого, в том числе па­мятники, археологические объекты и т.п.

Частью материальной культуры является и культура предпринимательства, которая включает культуру управления и органи­зации, обмена и распределения, технологии, условий труда и т.д. Таким образом, она связана с воспроизводством отношений между субъектами в процессе их предпринимательской деятельности.

Выделяют десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:

1) культура социальна, так как на ее формирование влияют
все или большинство работников фирмы;

2) регулирует поведение членов коллектива;

3) создается людьми;

4) осознанно или неосознанно принимается всеми работни­ками;

5) основана на соблюдении традиций;

6) познаваема;

7) способна изменяться;

8) многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного ка­кого-либо подхода;

9) осознаваема и не осознаваема;

10)находится в постоянном развитии.

Формирование и развитие культуры предпринимательской деятельности:

во-первых, осуществляется естественным путем, когда
предприятия на основе изучения наилучшего прошлого и
настоящего опыта поддерживают те культурные традиции,
которые наиболее результативны в обеспечении постав­
ленных целей;

во-вторых, может целенаправленно формироваться путем
силового внедрения определенных комплексов поведения.

Культура предпринимательства выполняет следующие ос­новные функции:

• коммуншативно-интегративную, обеспечивающую ус­тойчивость и стабильность, выживаемость в данной соци­ально-экономической среде;

• консервативную, которая создает силы внутренней устой­чивости и сопротивляемости внешним воздействиям за счет репрезентации традиционных образцов предпринима­тельского труда;

· инновационную — продуцирует новые образцы, более при­способленные к изменившимся обстоятельствам;

· трансляционную - передает информацию;

· целеполагания - формирует эталоны, ценности и т.п.;

· оценочную - создает методы и критерии оценки действий.

Главная функция культуры предпринимательства — сохранять и воспроизводить ценности различных типов и форм и передавать их будущим поколениям.

На развитие культуры предпринимательства влияют:

■ общечеловеческие ценности (долг, стремление к справед­ливости и т.п.), общие представления о смысле жизни, предназначении

человека;

■ национально-культурные и религиозно-культурные сте­реотипы образа жизни в стране;

■ нормы и правила поведения, эталоны взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности;

■ ценностно-мотивационное е отношение к труду, богатс­тву, положению (трудовая этика);

■ культурные образцы хозяйственного поведения;

■ особенности ландшафта, климата, месторасположения страны, ее размеры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...