Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние наркотиков на девиантное поведение подростков




 

Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков (или отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и этического контроля за собственным поведением (В.Д. Менделевич) [1, c.136].

Подростковый возраст и ранняя юность в собенностипредставляют собой группу повышенного ристка.

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я - концепции. Во-вторых, пограничнеость и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм я послушании взрослым, уже не действуют а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль. Еще не сложились или не окрепли.

Среди факторов влияющих на возникновение отклоняющегося поведения, психологи выделяют следующие: биологические, семейное воспитание, культурные условия, обстановка в классе, школе. Все эти факторы тесно взаимосвязаны между собой, и ни один из них не является единственной причиной отклоняющегося поведения.

Заслуживают внимания взгляды, касающиеся роли биологических факторов в объяснении причин отклоняющегося поведения. Некоторые ученые считают, что дети наследуют от своих родителей не только физические характеристики, но и предрасположенность к определенным особенностям поведения. В качестве примера, иллюстрирующего влияние генетического фактора на поведение ребенка, можно назвать поведение детей шизофреников. Сторонники такого подхода отмечают также различные травмы и повреждения мозга, которые могут возникать до рождения (из-за употребления беременной матерью наркотиков и лекарств), во время рождения (как родовые травмы) и после рождения (результате несчастных случаев). Такие травмы могут вызвать дисфункцию мозга, котрая может привести к отклонениям в поведении. Однако ошибочно предполагать, чтоь все отклонения в поведении имеют биологическое происхождение. Биологические факторы не действуют изолировано, независимо от факторов окружающей среды.

Традиционно ответственность за поведение и поступки, совершаемые детьми, несут родители. И если школьники совершают проступки, то естественно первой причиной этого видится отсутствие должного воспитания в семье.

Неполные семьи, ссоры родителей, разводы увеличивают риск возникновения отклоняюшего поведения ребенка [2, c.13].

Факторы семьи неодинаково действуют на различных детей. Ряд авторов подчеркивает роль школы в развитии отклонений в поведении. Существует несколько причин, которые могут проводить отклоняющее поведение равнодушие к личности ученика, неопрадание ожиданий от учеников, отсутствие последовательности в руководстве поведением и т.д. Обиду, враждебность может вызвать отсутствие индивидуального подхода со стороны учителя. Причем у суровых авторитарно учителей часто появляются дети с проблемами в поведении. Школьное и семейное влияние очень важно в формировании поведения ребенка. Однако, ни семья, ни школа не включает в себя всех социальных факторов, влияющих на поведение ребенка [13, c.53].

Возникновение отклоняющегося поведения детей могут вызвать культурные факторы, включающие СМИ, сверстников. Молодые люди как бы подражают тому, что они видят, особенно те из них, кто уже находится в зоне ристка социальных и школьных проблем.

Похожие отношения со сверствниками, низкий статус или отверженность также являются весомыми факторами полного отхода школьника от норм социального поведения.

В настоящее время, говоря о школьниках с отклоняющимся поведением, подразумевают таких, которые, в том числе, склонны к наркомании алкоголизму.

Подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюденииям врачей - наркоголов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что "там”, за гранью запретного. Иноггда первую дозу называют обманом, под видом сигареты или напитка.

Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать серьезные правонарушения.

Некоторые молодежные субкультуры включают наркотики как неотъемлемый. Обязательный элемент, например, стиль "рэйв” (сумасшествие) предполагает прием наркотиков "экстазе”, а стиль хиппи предполагает употребление конопли и т.д.

Среди факторов, способствующих росту наркомании, можно назвать следующие:

советское общество, много занимаясь пьянством и алкоголизмом, на проблему наркомании и токсикомании закрыло глаза, делая вид, что ее нет. Были засекречены статистические данные о распространении прпеступности, частоте самоубийств, уроне потребления алкоголя и наркотиков. Скрывая от людей подобного рода сведения, нельзя ожидать их активизации в вопросах противодействия этим общественным болезням;

утверждение идеологии обывательской жизни, резкое обнищает населения с невозможностью удовлетворять естественные потребности привели значительное число подростков в субкультуры, увеличили число дезадаптированных детей, которые стали решать свои проблемы с помощью, наркотиков;

доступность наркотиков, когда несмотря на уголовно-правовые запреты, выращивание, изготавливание и сбыт наркотиков приобретает и все еще остается значительным [9, c.256].

Можно назвать три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и, непосредственно нас интересующую - криминальную.

К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угосания влечения, биологических потребностей (еда, сон, половое вличение и др.), снижение сопротивляемости прогрессирущее истощение детского организма.

В самом общем виде социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно - этическую деградацию личности ребенка. Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков. Наркотическое влечение меняет сложившиеся межличностные отношения формирующейся личности, ее социальные ориентации, а, следовательно, и всю жизнь. Окружающая социальная среда воспринимается, оценивается наркоманом только с точки зрения возможностей, облегчающих или затрудняющих поиск и употребление наркотиков. Происходит разрыв социально полезных связей с обществом, (наркоман теряет друзей, не хочет и не может учиться и работать, паразитирует). Психический комфорт возможен только при условии приема необходимой дозы наркотика.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег, наркоман не остановиться ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством.

Другую группу составляет преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, перевозке, хранению или сбыту, а также хищению наркотических средств; склонение детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов потребления наркотиков.

По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочетается с алкоголизмом. Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремиться компенсировать алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет лечение.

Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются безработными или нигде не учатся.

Приобщение к приему наркотиков происходит чаще всего в возрасте до 20 лет именно в этот период 7,8% учащейся молодежи Беларуси впервые попробовали те или иные наркотические вещества. Самый опасный период (с точки зрения вероятности приобщения к наркотикам) начинается в 14 и длится примерно до 19 лет, достигая своего пика в 15-16 лет. Так около трети опрошенных (32%) впервые попробовали наркотики в возрасте 14-16 лет и 28% - от 17 до 20 лет. Эти цифры составляют абсолютное большинство ответов, поскольку 30% от числа тех, кто попробовал наркотики, отказались отвечать на этот вопрос [7, c.121].


Практическое исследование

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...