Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика родительской семьи.




Средний доход, уровень жизни, жилищные условия, уровень образования членов семьи.

Психологическая атмосфера, взаимоотношения в семье. Основные события семенной жизни.

2. Общение.

Характеристика друзей, значимых других.

Организации и группы.

Участие в различных организациях, общностях. События из жизни города, страны, мира, которые запомнились.

4. Характеристика учебной деятельности.

Любимые и нелюбимые предметы. Уровень успеваемости. Отношение к учебным заданиям. Знакомство с научной, научно-популярной и справочной литературой.

Интересы и увлечения.

Характеристика чтения (объём и репертуар) в разные периоды жизни. Любимые произведения и персонажи, переживания по поводу прочитанного. Памятные фильмы, спектакли, выставки. Участие в различных кружках. Интересы и чтение в области профессиональных занятий.

История выбора специальности.

Были ли пробы до окончательного выбора? Каналы и источники информации о профессии. Что определило окончательный выбор?

7.Ход физического развития.

Перенесённые заболевания, общее состояние здоровья в разные периоды жизни.

В моем опыте на одного изучаемого уходило 5 часов в среднем и давало в среднем 1127 предложений.

 

в) Биографические анкеты, опросники

Психологи, изучающие современников, не ограничиваются традиционными видами автобиографических источников. Они также используют биографические опросники-"инвентари", особенно для массовых обследований, автобиографические анкеты, в которых хорошо отражены объективные факты жизненного пути, особенно по линии социализации. Осо6енностью биографической анкеты является ее развёртка во времени, требование датировки событий и других фактов.

 

В разработанной нами биографической анкете содержались такие разделы:

1. Ступени социализации: детский сад - школа - вуз - работа;

2. Общественная деятельность и членство в организациях;

3. Среда развития: места жительства, учёбы, путешествия;

4. Интересы и любимые занятия;

Болезни, перенесённые в разные возрастные периоды.

В среднем на нашу анкету изучаемые тратили по 70 минут.

 

Отдельные аспекты жизненного пути могут быть выявлены с помощью парциальных методик - разных по форме биографических высказываний, а также графических способов отображения структур жизненного пути во времени. Эти методики изобретают исследователи применительно к конкретным задачам, исходя из собственного понимания природы жизненного пути и его субъективной картины. О них пойдёт речь в следующей главе.

Объективную проверку самоописаний можно проводить на основе знакомства с продуктами, результатами деятельности человека. Для этого необходимы праксиметрические методы.

 

Продукты деятельности как источники биографической информации

Анализ произведений - главный элемент научной биографии писателя или учёного. В психологии имеется опыт изучения произведений с целью реконструкции по ним личности автора. Психоаналитики надеялись найти прямые аналогии между сюжетом, фабулой, системой образов литературных произведений и биографией писателя.

Например. Х.Г. Мак-Гарди провел анализ всех 13 романов английского писателя Д.Х.Лоуренса и показал соответствие жизненного пути писателя и преобразований типов его литературных персонажей. Автор этого исследования предложил и провел следующую процедуру анализа литературных произведений: чтение всех романов писателя, выделение основных типов персонажей, кодирование их личностных свойств так, чтобы каждый из них мог быть описан своей формулой, размещение формул персонажей в хронологической таблице в соответствии с датами создания романов, определение связей между количеством определённых типов персонажей и переменами в личной биографии писателя Лоуренса (2).

Письменные произведения современного человека — самые распространённые продукты его деятельности. Они демонстрируют уровень развития интеллекта, эрудицию, характер, отношение к делу, интересы и некоторые другие особенности личности. Важно также узнать о фактах общественного признания творчества данного человека (награды, участие в конкурсах, выставках), что также повышает объективность оценки его уровня развитии и свидетельствует о событиях его жизни.

В старом исследовании Ф.Олпорта и других соавторов (4) студенты писали сочинения на заданные темы. Эксперты по стилю анонимных сочинений угадывали принадлежность их авторам. В 50% случаев им это удалось. Таким образом было доказано, что простое студенческое сочинение достаточно индивидуально, чтобы выразить личность автора.

Свидетельские показания

Воспоминания современников сходны с автобиогра­фическими источниками (да они и есть таковые по происхождению), но они относятся к описанию другого человека, а не автора. Восприятие и понимание другого зависит от личности свидетеля. Личность одного и того же человека выглядит по-разному в мемуарах современников. Тем не менее, в них содержатся объективные факты и характеристики, которые повторяются в воспоминаниях разных людей. Инвариантное содержание более объективно и его можно извлечь из системы показаний. В нашем биографическом исследовании выяснилось, что свидетелям труднее было вспомнить конкретные факты из жизни изучаемых, но легче изложить свое обобщенное мнение о них.

При использовании свидетельств современников как источника биографической информации следует знать, что чем меньше промежуток времени между событиями и его письменной фиксацией, тем выше достоверность фактов; чем реже автор воспоминаний встречался с "персонажем", тем точнее он запомнил встречи и разговоры с ним; менее значительные по содержанию беседы передаются точнее, чем выдающиеся высказывания; к свидетельским показаниям профессиональных рассказчиков надо относиться более осторожно, чем к '"наивным" свидетельствам (4)).

В нашем исследовании была разработана методика для целенаправленного сбора устных и письменных свидетельств от родителей изучаемых лиц – “Опросник для матери". В нем в частности, задавались вопросы:

- Какие были жилищные условия в семье?

- Случалось ли кому-нибудь из членов семьи тяжело болеть?

- Часто ли вы, родители, наказывали вашу дочь?

- Приходилось ли вам всей семьёй проводить летний отпуск? Где и когда?

- Были ли общие любимые занятия в семье? Если да, то какие?

- Какое участие в воспитании дочери принимал отец? Любил ли он заниматься с ней или предпочитал не вмешиваться в её воспитание?

- Заведено ли в вашей семье рассказывать друг другу о своих делах?

- Любите ли вы рассказывать детям случаи из собственной жизни?

- Часто ли к вам приходили гости? Кто эти люди?

- Много ли было у дочери подруг и товарищей — до школы, в младших классах, в другие периоды жизни?

- Дружили ли между собой ваши дети?

- Довольны ли вы были школой, где училась дочь? Нравились ли вам её школьные учителя?

- Ходили ли вы, родители, в школу по собственной инициативе узнать о делах в учёбе дочери?

- Вспомните случаи, когда ваша дочь самостоятельно принимала решения, даже вопреки вашему пожеланию и совету

- Можете ли вы сказать, какие неудачи были в жизни дочери? Какие у дочери были любимые занятия в детстве?

- Сколько примерно времени она тратила на выполнение домашних заданий учителей?

- Какие у неё были домашние обязанности, охотно ли она их выполняла?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...