Характеристика родительской семьи.
Средний доход, уровень жизни, жилищные условия, уровень образования членов семьи. Психологическая атмосфера, взаимоотношения в семье. Основные события семенной жизни. 2. Общение. Характеристика друзей, значимых других. Организации и группы. Участие в различных организациях, общностях. События из жизни города, страны, мира, которые запомнились. 4. Характеристика учебной деятельности. Любимые и нелюбимые предметы. Уровень успеваемости. Отношение к учебным заданиям. Знакомство с научной, научно-популярной и справочной литературой. Интересы и увлечения. Характеристика чтения (объём и репертуар) в разные периоды жизни. Любимые произведения и персонажи, переживания по поводу прочитанного. Памятные фильмы, спектакли, выставки. Участие в различных кружках. Интересы и чтение в области профессиональных занятий. История выбора специальности. Были ли пробы до окончательного выбора? Каналы и источники информации о профессии. Что определило окончательный выбор? 7.Ход физического развития. Перенесённые заболевания, общее состояние здоровья в разные периоды жизни. В моем опыте на одного изучаемого уходило 5 часов в среднем и давало в среднем 1127 предложений.
в) Биографические анкеты, опросники Психологи, изучающие современников, не ограничиваются традиционными видами автобиографических источников. Они также используют биографические опросники-"инвентари", особенно для массовых обследований, автобиографические анкеты, в которых хорошо отражены объективные факты жизненного пути, особенно по линии социализации. Осо6енностью биографической анкеты является ее развёртка во времени, требование датировки событий и других фактов.
В разработанной нами биографической анкете содержались такие разделы: 1. Ступени социализации: детский сад - школа - вуз - работа; 2. Общественная деятельность и членство в организациях; 3. Среда развития: места жительства, учёбы, путешествия; 4. Интересы и любимые занятия; Болезни, перенесённые в разные возрастные периоды. В среднем на нашу анкету изучаемые тратили по 70 минут.
Отдельные аспекты жизненного пути могут быть выявлены с помощью парциальных методик - разных по форме биографических высказываний, а также графических способов отображения структур жизненного пути во времени. Эти методики изобретают исследователи применительно к конкретным задачам, исходя из собственного понимания природы жизненного пути и его субъективной картины. О них пойдёт речь в следующей главе. Объективную проверку самоописаний можно проводить на основе знакомства с продуктами, результатами деятельности человека. Для этого необходимы праксиметрические методы.
Продукты деятельности как источники биографической информации Анализ произведений - главный элемент научной биографии писателя или учёного. В психологии имеется опыт изучения произведений с целью реконструкции по ним личности автора. Психоаналитики надеялись найти прямые аналогии между сюжетом, фабулой, системой образов литературных произведений и биографией писателя. Например. Х.Г. Мак-Гарди провел анализ всех 13 романов английского писателя Д.Х.Лоуренса и показал соответствие жизненного пути писателя и преобразований типов его литературных персонажей. Автор этого исследования предложил и провел следующую процедуру анализа литературных произведений: чтение всех романов писателя, выделение основных типов персонажей, кодирование их личностных свойств так, чтобы каждый из них мог быть описан своей формулой, размещение формул персонажей в хронологической таблице в соответствии с датами создания романов, определение связей между количеством определённых типов персонажей и переменами в личной биографии писателя Лоуренса (2).
Письменные произведения современного человека — самые распространённые продукты его деятельности. Они демонстрируют уровень развития интеллекта, эрудицию, характер, отношение к делу, интересы и некоторые другие особенности личности. Важно также узнать о фактах общественного признания творчества данного человека (награды, участие в конкурсах, выставках), что также повышает объективность оценки его уровня развитии и свидетельствует о событиях его жизни. В старом исследовании Ф.Олпорта и других соавторов (4) студенты писали сочинения на заданные темы. Эксперты по стилю анонимных сочинений угадывали принадлежность их авторам. В 50% случаев им это удалось. Таким образом было доказано, что простое студенческое сочинение достаточно индивидуально, чтобы выразить личность автора. Свидетельские показания Воспоминания современников сходны с автобиографическими источниками (да они и есть таковые по происхождению), но они относятся к описанию другого человека, а не автора. Восприятие и понимание другого зависит от личности свидетеля. Личность одного и того же человека выглядит по-разному в мемуарах современников. Тем не менее, в них содержатся объективные факты и характеристики, которые повторяются в воспоминаниях разных людей. Инвариантное содержание более объективно и его можно извлечь из системы показаний. В нашем биографическом исследовании выяснилось, что свидетелям труднее было вспомнить конкретные факты из жизни изучаемых, но легче изложить свое обобщенное мнение о них. При использовании свидетельств современников как источника биографической информации следует знать, что чем меньше промежуток времени между событиями и его письменной фиксацией, тем выше достоверность фактов; чем реже автор воспоминаний встречался с "персонажем", тем точнее он запомнил встречи и разговоры с ним; менее значительные по содержанию беседы передаются точнее, чем выдающиеся высказывания; к свидетельским показаниям профессиональных рассказчиков надо относиться более осторожно, чем к '"наивным" свидетельствам (4)).
В нашем исследовании была разработана методика для целенаправленного сбора устных и письменных свидетельств от родителей изучаемых лиц – “Опросник для матери". В нем в частности, задавались вопросы: - Какие были жилищные условия в семье? - Случалось ли кому-нибудь из членов семьи тяжело болеть? - Часто ли вы, родители, наказывали вашу дочь? - Приходилось ли вам всей семьёй проводить летний отпуск? Где и когда? - Были ли общие любимые занятия в семье? Если да, то какие? - Какое участие в воспитании дочери принимал отец? Любил ли он заниматься с ней или предпочитал не вмешиваться в её воспитание? - Заведено ли в вашей семье рассказывать друг другу о своих делах? - Любите ли вы рассказывать детям случаи из собственной жизни? - Часто ли к вам приходили гости? Кто эти люди? - Много ли было у дочери подруг и товарищей — до школы, в младших классах, в другие периоды жизни? - Дружили ли между собой ваши дети? - Довольны ли вы были школой, где училась дочь? Нравились ли вам её школьные учителя? - Ходили ли вы, родители, в школу по собственной инициативе узнать о делах в учёбе дочери? - Вспомните случаи, когда ваша дочь самостоятельно принимала решения, даже вопреки вашему пожеланию и совету - Можете ли вы сказать, какие неудачи были в жизни дочери? Какие у дочери были любимые занятия в детстве? - Сколько примерно времени она тратила на выполнение домашних заданий учителей? - Какие у неё были домашние обязанности, охотно ли она их выполняла?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|