Краткий теоретический материал к задаче 3
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Образец решения задач и их оформления
Краткий теоретический материал к задаче 1 СКАЛЯРНОЕ ПОЛЕ В ПРОСТРАНСТВЕ Пусть – произвольная область пространства. Будем говорить, что в области задано скалярное поле, если в этой области задана скалярная функция , . Функция , определяющая скалярное поле, называется функцией поля в пространстве.
ПРОИЗВОДНАЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ Пусть – заданное скалярное поле в области , – заданная точка, а – заданный единичный вектор. Производная скалярного поля в точке по направлению единичного вектора , обозначаемая , вычисляется по формуле (1) . Пусть – произвольный ненулевой вектор. Если не является единичным вектором, то для вычисления производной скалярного поля в точке по направлению вектора , необходимо найти единичный вектор , сонаправленный с вектором : , а затем, полагая, , используют формулу (1).
ГРАДИЕНТ СКАЛЯРНОГО ПОЛЯ Пусть – заданное скалярное поле в области . Градиентом скалярного поля , обозначаемым символом , называется вектор, проекциями которого являются частные производные функции по соответствующим переменным: , Градиент скалярного поля в точке вычисляется по формуле .
Задача 1 Даны скалярное поле и точки и . Вычислить: 1) производную функции в точке по направлению вектора ; 2) градиент функции в точке .
Решение 1) Производная от функции в точке по направлению вектора находится по формуле , где , , – направляющие косинусы вектора , то есть проекции единичного вектора на координатные оси. Имеем , , , , . Найдем частные производные функции : , , и вычислим их значения в точке
, , . Таким образом, . 2) Градиент функции в точке вычисляется по формуле . Используя вычисленные ранее значения частных производных, имеем . Ответ: 1) , 2) .
Краткий теоретический материал к задаче 2 ВЕКТОРНОЕ ПОЛЕ В ПРОСТРАНСТВЕ Пусть – произвольная область пространства. Будем говорить, что в области задано векторное поле, если в этой области задана векторная функция (1) , где (2) – заданные функции. Векторная функция , определяющая векторное поле, называется функцией поля в пространстве.
ПОТОК ВЕКТОРНОГО ПОЛЯ Потоком векторного поля через поверхность в направлении единичного нормального вектора называется поверхностный интеграл (3) , где – скалярное произведение векторов и , а – дифференциал площади поверхности .
ВЫЧИСЛЕНИЕ ПОТОКА ЧЕРЕЗ ЧАСТИ ПОВЕРХНОСТИ Рассмотрим задачу вычисления потока векторного поля через заданную поверхность в направлении единичного нормального вектора . Если поверхность в пространстве задана уравнением (4) , то единичный нормальный вектор в точке определяется равенством (5) . Знак или берется в зависимости от выбранной стороны двусторонней поверхности . Если поверхность является плоскостью, заданной уравнением (6) , то единичный нормальный вектор во всех точках имеет одно и то же значение, и равное (7) . Рассмотрим задачу вычисления потока векторного поля через заданную поверхность в направлении единичного нормального вектора . Если поверхность однозначно проектируется на плоскость в область , то дифференциал площади поверхности равен (9) и вычисление потока сводится к вычислению двойного интеграла по области : (10) , где получается из уравнения поверхности (4).
Задача 2 Даны векторное поле и плоскость , которая совместно с координатными плоскостями образует пирамиду с вершиной в начале координат. Пусть – основание пирамиды. Вычислить поток векторного поля через поверхность в направлении внешней нормали .
Решение
Рассматриваемая пирамида и ее проекция на плоскость изображены на рисунке.
Поток векторного поля через поверхность в направлении внешней нормали найдем с помощью поверхностного интеграла . Нормальным вектором плоскости является вектор . Так как единичный нормальный вектор поверхности образует с осью острый угол, то . Поэтому, направляющими косинусами нормального вектора являются . Отсюда , . Из уравнения плоскости и области находим: , . Далее, имеем, и, следовательно, . Ответ:
Краткий теоретический материал к задаче 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|