Стилеобразующие черты научного стиля и языковые средства их воплощения
Стилеобразующими чертами называются такие свойства того или иного функционального стиля, которые отражают его своеобразие (отличают от других функциональных стилей) и определяют композиционно-языковую специфику текста. Применительно к научному тексту стилеобразующими чертами можно считать обобщённость, точность, логичность и аргументированность, нейтральную тональность и соответствие стандарту. Обобщённость свойственна научному стилю, так как предметом речи в нём являются не отдельные явления, а понятия. Кроме того, в научном тексте нередко обобщаются результаты научных исследований, а во вторичных жанрах (например, в обзорном реферате) обобщаются данные, полученные из других текстов. Обобщённость воплощается с помощью следующих языковых средств: ►Абстрактная лексика, в т. ч. отглагольные существительные: появление, упорядочение, запрос, унификация, задание, выпуск, шероховатость и т. д. ►Составные наименования типа населённый пункт, технические средства защиты, средство передвижения, продовольственные товары и т. д. ► Формы ед. числа существительного в обобщённом значении: волк относится к хищным млекопитающимся. ►Формы глагола настоящего времени с абстрактным (обобщённым) значением: Сборка статера производится в порядке, обратном разборке. ►Паралингвистические (невербальные) средства: формулы, схемы, графики и др. Для научной речи характерна точность, поскольку в нём верно должна быть отражена сущность предметов и явлений, раскрыты не только их отличительные признаки, но и связи, отношения, существующие между ними. На достижение точности такого рода и «работают» разнообразные языковые средства:
► Термины, употреблённые в соответствии с их дефинитивным значением. ► Лексические повторы при ограниченной замене слов/выражений синонимичными. ► Предложения с полной структурой (полные). ► Вставные конструкции, обозначающиеся на письме скобками: Арифметические и логические операции выполняются с восьмиразрядными числами, а также числами двойной длины (16 разрядов). ► Отымённые предлоги типа в следствие, по мере, в сфере, на предмет, в целях и т. д. ► «Расщеплённые» сказуемые, синонимичные глаголам: оказывает влияние = влияет; происходит возгорание = загорается и т. д. ► Цитирование чужого текста: По мнению Н.И. Колесниковой, «аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования». ► Ссылки на работы других исследователей: В сжатом виде основные положения алгебры логики изложены в [3] и [4]. Логичность как коммуникативное качество речи именно в научной речи проявляется в полной мере. Дело в том, что важными составляющими логичности являются обоснованность (или аргументированность) и доказательность. Действительно, в любой работе академического подстиля важное место занимает обоснование актуальности темы исследования, новизны подхода к предмету изучения, а также формулирование доказательств, выводов и практической значимости полученных результатов. Наряду со словесными способами аргументации в научном тексте используются и несловесные (невербальные): формулы, уравнения, графики, чертежи, схемы, диаграммы, фотографии, рисунки и т. д. Вопрос 43 Разновидности научного стиля речи Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов. Ученые-филологи, специалисты по культуре речи выделяют разное количество подстилей внутри научного стиля и дают им несовпадающие определения-наименования. Например, Д.Э. Розенталь утверждал, что научный стиль имеет свои разновидности (подстили) (Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высш. шк., 1987, с.33):
научно-популярный, научно-деловой, научно-технический (производственно-технический), научно-публицистический, учебно-научный. В учебнике для вузов "Культура русской речи" (М.: Издательство НОРМА, 2001, с.195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный, научно-популярный. Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.
Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий. Вопрос 44
Аннотация Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части: 1. Содержательная характеристика первоисточника, цель автора. 2. Адресат аннотируемого текста. Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части: 1. Композиция, структура первичного текста. 2. Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике. Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише. 1. Характеристика содержания текста: o В статье (книге) рассматривается… o В книге изложены… o Статья посвящена… o В статье даются… o В основу работы положено… o Автор останавливается на следующих вопросах… o Автор затрагивает проблемы… o Цель статьи - показать… o Цель автора - объяснить (раскрыть)… o Целью статьи является изучение… o Автор ставит своей целью проанализировать… 2. Композиция работы: o Книга состоит из… глав (…частей)… o Статья делится на … части o В книге выделяются … главы 3. Назначение текста: o Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)… o Сборник рассчитан… o Предназначается широкому кругу читателей… o Для студентов, аспирантов… o Книга заинтересует… Приведем пример аннотации.
Тезисы Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы. 1. Преамбула. 2. Основное тезисное положение. 3. Заключительный тезис. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически. · Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами: o использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых); o с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины); o использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения). · Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости. В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов: · Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание; · Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации. Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами: o Известно, что… o Следует отметить, что… o Однако… o При этом важно, что… o Предполагается, что… o Специалисты ставят своей задачей… Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:
o Ставит вопрос… o Считает… o Сравнивает… o Приводит пример… o Перечисляет… o Характеризует… o Подчеркивает… Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей. Приведем пример тезисов. 1. Любой текст - это языковое выражение замысла автора. 2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста. 3. Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. 4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма. 5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. 4.Заключительная часть. 5. Подведение итогов. Вопрос 46 Структура дипломной работы определяется логикой проведенного в работе исследования и должна соответствовать последовательному логическому решению практической или научной задачи. Схема решения таких задач должна быть приблизительно такой: · обоснование актуальности исследования; · определение объекта и предмета исследования; · постановка целей и задач; · определение методов проведения исследования; · выявление рекомендаций и предложений, обобщение результатов; · выводы. Дипломы преимущественно теоретического характера могут соответствовать такой логической схеме: · определение конкретной узкой задачи (проблемы или гипотезы); · обоснование выбранной методики решения задачи; · аргументация теоретических положений, предложенных автором проекта; · проверка их истинности, а также выводы исследования. В содержательном выражении структура дипломной работы выглядит так: титульный лист, содержание (план), введение, основная часть, заключение, список сокращений, библиографический список, приложения. Вопрос 47 Официально-деловой (деловой) стиль обслуживает сугубо официальные человеческие взаимоотношения: отношения между государственной властью и населением; между странами; между предприятиями, организациями, учреждениями; между личностью и обществом; между человеком и различными организациями. Официально-деловой стиль речи можно подразделить на две разновидности – два подстиля: а) официально-документный, то есть язык дипломатии, законов: международный договор, нота (дипломатическое обращение одного правительства к другому), коммюнике (официальное сообщение, преимущественно по вопросам международного характера), меморандум (дипломатический документ с детальным изложением взглядов правительства на какой-нибудь вопрос), закон, устав, гражданский акт, официальное сообщение и др.; б) обиходно-деловой, то есть канцелярский (распоряжение, приказ, служебная переписка, деловые бумаги: заявление, характеристика, автобиография, доверенность, расписка, справка, отчёт, протокол, докладная записка и др.). Основным, определяющим признаком такого текста, доминантой официально-делового стиля в целом является предельная точность, не допускающая инотолкований. Это определяет такие признаки стиля, как строгая тональность, стандартность средств выражения. В целом официально-деловому стилю присущи стилистическая однородность и строгость, объективность и отчасти безличность изложения. Ему противопоказаны эмоциональность, субъективная оценочность и разговорность. Для деловых текстов характерна содержательная полнота, точность, ясность, громоздкость конструкций (из-за стремления к точности). В этом отношении деловой стиль приближается к научному. Однако тождества между этими стилями нет. Для деловых текстов эти требования, в отличие от научных, являются жизненно важными. Без них деловой текст не может стать документом. Собственно, документ тогда становится документом, когда он составлен и заверен по определённой, стандартной форме. Не случайно в деловом общении так широко используются специальные формы, бланки и т.д. Вопрос 48
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|