Основные правила построения ораторской речи.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Страх перед выступлением. Часто перед публичным выступлением люди испытывают волнение, боязнь перед слушателями. Существует даже такое понятие, как "ораторская лихорадка". Универсального рецепта избавления не существует. Хотя в литературе можно найти много полезных советов. Причинами возникновения неуверенности могут быть:
Повседневная подготовка к выступлению. Повседневная подготовка - это прежде всего самообразование в широком смысле слова, т.е. накопление знаний из самых разных источников информации. Ораторское искусство неотделимо от общей культуры человека. Владение техникой речи. Основные элементы речевой техники:
Существуют специальные упражнения, которые помогают овладеть навыками правильной речи. Повседневная подготовка - это постоянная работа над повышением культуры устной и письменной речи. Рекомндуется активно учавствовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, чаще выступать на семинарах и практических занятиях.Также регулярная переписка может стать хорошей школой для начинающего оратора, так как поможет оттачивать слог, выработать свой стиль. При этом важно, что бы в письмах сообщались не только бытовые новости, но и обсуждались социально значимые проблемы. Критический анализ выступлений. Важно не только слушать оратора, но и уметь анализировать выступления того или иного оратора.
Попытаться сформулировать, что нравится в выступлении, что вызывает отрицательную реакцию, какие действия, приёмы, слова, речевые обороты способствовали успеху, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Научившись оценивать чужие выступления оратор сможет анализировать и собственные, определять свои сильные и слабые стороны, выработать свой стиль, максимально использовать собственные возможности. Подготовка к конкретному выступлению. Основные этапы разработки ораторской речи.
Основные источники это:
Вопрос 66 Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй ‒ дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей ‒ военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой ‒ юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (доклад на съезде), информационно-пропагандистскую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие черты.
В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: · социально-политическое · академическое · судебное · социально-бытовое · духовное (церковно-богословское). Род красноречия ‒ это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков, являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления. К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи. Политика (от греч. «искусство управлять государством») – весьма широкое понятие, но если говорить о политических речах, то они бывают информационные, осведомительные – это пропаганда, политпросвещение, наука; убеждающие и призывные, побуждающие к действию, - это агитация, например, предвыборная; дискуссионные, полемические, даже разоблачительные – это обсуждение спорных вопросов, споры внутри – и межпартийные.
В политике широко используются средства массовой информации – масс – медиа, радио- и телепередачи, но в моменты обострения политической борьбы возрастает роль живого слова, импровизации – это выступление на митингах, демонстрациях. Диапазон тематики социально-политических речей широк: борьба за власть, международный и межнациональный вопросы; экономические, нравственно-воспитательные, правовые, научно-образовательные и религиозно-конфессиональные проблемы; сложнейшие вопросы жизни, быта, обеспечения людей. Выступления на собрании, диспуте, митинге, отчетный доклад, научное сообщение, вузовская лекция – все это разновидности социально-политического красноречия, которое носит характер размышлений, сопоставлений; в ней рассматриваются, анализируются и оцениваются различные точки зрения, имеющиеся по данному вопросу, формулируется позиция оратора. Каждая публичная речь имеет целью дать слушателям определенную информацию, объяснить, помочь осмыслить ее и оказать воздействие на слушателей, на формирование их мировоззрения или точки зрения. Некоторые жанры социально-политического красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируются положение в стране, события в мире. Основная их цель ‒ дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера и т.п., оцениваются текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывный, разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки выступления. Кроме того, отдельным видам политических речей свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная окраска, функционально окрашенная лексика, политическая лексика, политические, экономические термины. В других политических речах используются самые разнообразные изобразительные и эмоциональные средства для достижения нужного оратору эффекта. Скажем, в митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.
Академическое красноречие ‒ род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. Это из древнейших полей языкового поиска – высокое мастерство общение с учениками. Это Сократ, Платон, Аристотель, а в России – С. Соловьев, В. Ключевский, Н. Бердяев, В. Виноградов, К. Тимерязев, А. Лосев, Д. Лихачев и многие другие. Как педагоги эти признанные мыслители и ученные формировали и оттачивали мастерство учебных диалогов, дискуссий, эвристических бесед на лекциях в университетах, на публичных выступлениях. К этому роду относятся – вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Основные принципы этого рода красноречия – научная глубина излагаемого материала, точность, логика (обоснованность, доказательность, поиск истины), знание и учет адресата, умение устанавливать контакт с аудиторией, находить уровень доступности, интереса, мотивации, достигать ответного развивающего эффекта. Университетский профессор дает образцы культуры мышления, он ведет за собой студентов. Суть университетского образования не только в новизне излагаемого, но и в реализации методов исследования. Профессор будит мысль студентов, стимулирует их способности и одаренность, зажигает стремление. Разновидностью академического мастерства является педагогическое общение в вузе, в семье. Главное в таком общении - создание атмосферы близости, доверия, благоприятного эмоционального климата, артистизма преподавателя, устранения психологических барьеров. Преподавателю необходимо безупречно владеть собой и языком, механизмами речи, оперативно ориентироваться в меняющихся условиях, не упускать основную цель, видеть перед собой не объект воздействия, а живую, более того, - животрепещущую личность. Не подавить ее, а помочь! Судебное красноречие ‒ это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь. В силу ситуативно-тематических факторов судебно-монологическая речь стоит несколько обособленно: по тематике, а тем более по цели, смысловой направленности она отличается от других жанров публичной речи.
Прежде всего, судебная речь ограничена сферой применения: это узкопрофессиональная речь, произносимая только в суде; ее отправителями могут быть только прокурор и адвокат, позиция которых определяется их процессуальным положением. Судебная речь – это речь полемическая убеждающая. Полемика – это борьба принципиально-противоположных мнений, которая ведется с целью опровергнуть точку зрения противной стороны и доказать правильность своей позиции. Судебной речи присущ оценочно-правовой характер. В языковом аспекте судебная речь характеризуется сочетанием стандартных и эмоционально-экспрессивных средств выражения, так как ее тематика предполагает употребление четких стандартных юридических формул и терминов; убеждающий же характер делает необходимым использование речевых средств воздействия, что создает экспрессивность. Аргументированная, убедительная, эмоциональная речь помогает присутствующим в зале судебного заседания понять важность соблюдения требований закона и норм морали. К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни. Платон, Аристотель уделили существенное внимание дружеской беседе как предмету риторики. Аристотель считал наличие хорошего друга главным компонентом счастья: беседа облагораживает людей, обогащает их, приносит радость. Но житейское общение далеко не исчерпывайся беседами друзей. Это деловые переговоры, застольные речи, праздничное веселье, нравственно-назидательные советы и требования в семье, шутки, остроумные рассказы и парадоксы, литературные, научные, политические споры, светские этикетные турниры в антракте. Все это – элементы культуры. И каждый человек должен владеть ими и для самоутверждения, и для удовольствия. Вопрос 67 Рассмотрим основные этапы разработки ораторской речи. Подготовка к любому выступлению начинается сопределения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т. е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей. Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Как-то по центральному телевидению показывали трехсерийный фильм «Месяц длинных дней». Один из героев фильма, Павел Степанович, на вопрос, почему он не на лекции, ответил: «А меня название отпугнуло». Лекция называлась «Аутогенная тренировка». В названии темы использован научный термин иностранного происхождения, который не всем известен, поэтому не каждый поймет, что речь идет о тренировке самовнушением. Следует избегать и слишком общих названий. Например, формулировка темы лекции «Забота о здоровье» может вызвать ряд вопросов. Прежде всего непонятно, о чьей заботе пойдет речь – о заботе государства, лечебных учреждений, здравоохранения, семьи или каждого человека. Возникает и второй вопрос, о чьем здоровье будет рассказывать лектор – о здоровье дошкольников, школьников, студентов, рабочих, служащих, пенсионеров и т. п. Целесообразно дать более конкретные формулировки данной темы: «Группы здоровья для людей пожилого возраста», «Работа скорой помощи в нашем районе», «Профилактика заболеваний гриппом», «О вреде самолечения» и др. Общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда будут недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы. Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), (для вас, будущие мужья) и др. Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, но и руководителям учреждений, президентам акционерных обществ, управляющим фирмами, директорам коммерческих структур, менеджерам, служащим и т. д. Особое внимание следует обращать на названия при разработке повестки дня совещаний, заседаний, программ семинаров, конференций, симпозиумов. Формулировки пунктов повестки дня, темы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Довольно распространенным в повестке дня является пункт «О разном», «Разное». Представляется целесообразным расшифровывать и этот пункт. Ведь порой вопрос, включенный в «Разное», бывает очень важным для кого-либо из присутствующих, и человек должен иметь возможность заранее продумать и подготовить свое выступление. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|