Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуализация (Лазурский, Бине) – 1874-1917.




Этапы (выделил Лазурский): 1. сбор фактического материала, кот. включает в себя поведенческие способности (методы: наблюдение, самонаблюдение и эксперимент) à 2. выбор из выделенных свойств на основе критериев: частота встречаемости, простота свойств, частные свойства, свойства имеющие вариативность, свойства которые наиболее взаимосвязанные с другими.

 

Способ концептуализации лежал и в основе создания интеллекту­альных тестов. Концептуализация хорошая основа для начала исследования.

 

2) Семантическое сходство – каждое свойство/слово имеет значение в языке.

Выделение черт на основа­нии этого подхода предполагает:

· отбор слов, обозначающих различные психологические характеристики

· их группировку на основании того сходства, которое существует между словами в языке.

Разработан целый арсенал процедур, позволяющих оценить семанти­ческую близость между разными чертами и сочетающих в себе метод ассоциаций и метод шкалирования - семантический дифференциал, созданный Осгудом, тест личностных конструктов Келли.

Например, человека спрашивают: «Если человек до­брый, какими еще свойствами он, скорей всего, обладает?» - и предла­гается список свойств. Такой способ позволяет выделить сцепленные пары психологи­ческих черт, а также найти психологические черты, сцепленные с на­ибольшим числом других черт, и являющиеся, таким образом, наибо­лее существенными психологическими образованиями.

НЕДОСТАТОК: семантическое сходство не всегда оказывается синонимичным психологическому

(Н-р - прилагательные «веселый» и «счастливый» оказываются близкими в семантическом пространстве, но отнюдь не всегда совпадают в реаль­ном поведении).

 

3) Факторный анализ – позволяет убрать огромное кол-во показателей.

 


Фактор А

Черты

Фак.анализ позволяет:

- группировать черты

- группировать на основании связей между переменными

- отражать связи между переменными

Есть 2 классических примера, описывающих эмпирический смысл факторного анализа:

· Коробка Терстона – брал разные коробки, сравнивал их и выделил 26 показателей. Проведя факторный анализ, получил 3 фактора: длина, ширина, высота.

· Шар Кеттелла – измерял разные шары + параметры их движения. Получил тоже 3 фактора: вес, размер и эластичность.

Роль теории черт:

1) Возможности для сравнения индивидов или групп.

2) Выделение наиболее существенных черт создало основу для исследования природы психологических черт.

3) Методы исследования черт базируются на индивидуальных различиях.

Билет 5. Изучение свойств НС в школе Павлова, перспективное значение и критика. Соотношение теории Павлова и Теплова, Небылицына.

Павлов

Динамические особенности– сила, подвижность, уравновешенность

Методы:

· кожно-гальванические реакции (внутренние параметры).

· Соотношение сигнальных систем (1ая – сенсорные стимулы (склонность к образности); 2ая – речь, мышления).

· Соотношение сигнальных типов и свойств НС: сила – 2 сигнальная система, и наоборот.

Прогрессивное значение

· Опора на единичные случаи.

· Лабораторные методы.

· Первый.

· Соотношение процессов и свойств.

· Идея адаптации.

· Идея нижних и более высоких уровней организации.

Критика:

· Выведено на животных: проблема перенесения на человека

· Типологии (переходные типы).

· Идея неадаптивности слабых. (Оценочный подход)

· Не рассматривал у слабых типов: уравновешенность и подвижность

· Описывал типы, а не изучал свойства

· Описывал отдельные случаи

· Описывал различные поведенческие, «жизненные» проявления этих свойств

· Использовал в исследованиях свойств нервной системы непроизвольные показатели деятельности

· Слабость нервной системы, инертность нервных процессов рассматривались как неполноценность и неспособность эффективно справляться с требованиями реальности

 

Теплов и Небылицын:

Пересмотрение концепции Павлова - новая концепция свойств НС

Принципы изучения свойств НС по Теплову и Небылицину (в отличии от Павловских):

· Изучали свойства, а не описывали типы

· Предполагали количественный анализ данных, а не описание отдельных случаев

· Использование лабораторных методов изучения свойств нервной системы

· Исследовали индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках

· Использовали в исследованиях свойств нервной системы непроизвольные показатели деятельности

· Отказ от оценочного подхода к индивидуальным различиям в психофизиологических характеристиках.

· первые описания понятия об общих и парциальных свойствах нервной системы.

 

Небылицын

Целостная характеристика любого свойства включает минимум три показателя (возбуждение, торможение, уравновешенность). Возбуждение и торможение, и баланс по возб. И торм.

Показатели свойств НС:

сила НС -Работоспособность и выносливость н.с

· угашение с подкреплением при многократном предъявлении

· «закон силы» Небылицина

Сильная НС обладет высокой скоростью реакции на сильные раздражители, слабая – на слабые. Чем сильнее НС, тем пороги ощущения выше. И та и другая НС имеют равные адаптационные возможности.

· Латентный период простой двигательной реакции при многократном раздражителе.

· Критическая частота световых мельканий

· Реакция навязывания ритма

подвижность НС -скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением

· скорость образования новых условных связей

· скорость переделки

динамичность НС -скорость образования условных реакций

· формирование + условной реакции

· легкость выработки тормозных реакции

· фиксирование динамики мозговых ритмов

лабильность НС - скорость возникновения и прекращения нервных процессов

· показатели ЭЭГ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...