Основные особенности теории Ройса и Пауэлла:
1) общей чертой всех свойств, входящих в многофакторную систему является то, что они связаны с обработкой информации; 2) многофакторная система представляет собой иерархию систем, каждая из которых обладает своей спецификой в процессе обработки информации; 3) каждая система, входящая в многофакторную систему, сама имеет иерархическое строение; 4) каждый уровень многофакторной системы имеет разное адаптивное значение в эволюционном смысле (чем ниже уровень, тем в большей степени обусловлены генотипом свойства, входящие в системы этого уровня); 5) между психологическими свойствами, входящими в многофакторную систему существуют динамические отношения: могут изменяться сами свойства, может изменяться соотношение свойств, может изменяться адаптивное значение свойств, компенсируя недостатки профиля индивидуальности и способствуя его приспособлению к требованиям ситуации.
Билет 19. Психометрические и когнитивные теории интеллекта. Психометрический интеллект -именно он измеряется тестами интеллекта. Психометрический интеллект - это психическое свойство, измеряемое с помощью некоторой системы тестовых заданий. Соответственно уровень психометрического интеллекта соотносится с успешностью выполнения интеллектуальных тестов типа Прогрессивных матриц Равена, шкалы Векслера, DAT (Дифференциального теста способностей) и т.п. Психометрический интеллект зависит от культуральных влияний, воспитания в семье, образования и социоэкономического статуса, но в большей мере детерминирован генетически. Психометрические теории – первые теории И. В целом основаны на выделении отдельных способностей, общая оценка интеллекта получается суммарной (она коммулятивна).
Чарльз Спирмен – основатель. Создает теорию на основе мат. анализа. Собирает множество тестов, затем коррелирует и получает факторы G, S: G – общий интеллект S – специф. способности
Спирмен говорит, что фактор G определяет умственную энергию – это ресурсы, активность, сила/слабость, много/мало. Связан с 3 осн. характеристиками: 1) с усвоением опыта и информации 2) понимание отношений между объектами 3) способность переносить опыт в новые ситуации.
Кроме фактора G Спирменом был выделен фактор S, характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания, либо того или иного вида интеллектуальной активности. Таким образом, можно охарактеризовать модель Спирмена как двухфакторную модель интеллекта. В дальнейшем двухфакторная модель интеллекта была дополнена факторами, отвечающими за механические, арифметические и лингвистические (вербальные) способности, которые оказались расположенными между S и G-факторами, что превратило модель Спирмена в иерархическую. Было обнаружено, что в целом различия между людьми связанны с фактором G. А фактор S – это различия, связанные с опр. условиями и ситуацией.
В 1938 г. появляется «Теория первичных умственных способностей». Автор – Терстоун. Одним из первых применил факторный анализ в психологии. Нашел макс. кол-во тестов на И (56 шт), затем факторизовал, получил 12 факторов, но оставил лишь 7: · словесное понимание · беглость речи (умение быстро оперировать словесным материалом) · операции с числами · пространственные способности · память · скорость восприятия (нахождение сходства/различий) · логическое мышление В результате был сделан вывод о том, что должен использоваться не единственный показатель, а соответствующий профиль умственных способностей, каждая из которых проявляется независимо от других и отвечает за строго определенную группу интеллектуальных операций. Однако дальнейшие исследования показали, что выделенные факторы не являются полностью независимыми. Они коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого G-фактора.
Гилфорд. Подход Л. Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей был развит в работах американского психолога Дж. Гилфорда. Решил пойти не от способностей, а от тех операция, которые составляют результаты. Говорит, что любая И задача связана с 3 компонентами: 1. Содержание инфо (звуковое, зрительное, семантическое и т.д.) Также он выделяет поведенческое содержание. 2. Операции (понимание, конверг/диверг мышление, память, оценивание). 3. Решение операций м.б. представлено 6 вариантами (однозначный ответ, классификация, отношение, выделение системы, преобразование, понимание значения). Получилось 150 И факторов. Столкнулся с проблемой, что все тесты коррелировали с друг другом. В исследованиях Гилфорда достижения по одной группе не обязательно были связаны с достижениями по другой, из чего был сделан вывод, что интеллект нельзя рассматривать как одну способность.
Вернон Дальнейшим развитием стали иерархические теории интеллекта, например, теория Д.Вернона (модель 1950г.)
Сирил Берт проводил исследование И на близнецах. В течении 3 лет выходили публикации, где корреляции становились все лучше и лучше (поэтому его обвинили в подделке результатов). Модель Берта (1949) – 5 уровней:
Кеттелл (1971). Фактор G разделяется на: а) «кристаллизованный интеллект» - связан с теми знаниями и навыками, которые приобретены человеком – «кристаллизованы» в процессе обучения; б) «текучий интеллект» - меньше связан с обучением и больше - со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям. Чем выше флюидный интеллект, тем легче человек справляется с новыми, непривычными для него проблемными ситуациями.
Это определение «кристаллизованного» интеллекта в точности соответствует описанию свойств ДВП. С другой стороны, текучий интеллект, по Р. Кеттеллу, характеризует биологические возможности нервной системы и его основная функция – быстро и точно обрабатывать текущую информацию. Следовательно, текучий интеллект это эффективность взаимодействия КВП и ДВП. 1. КВП – кратковременная память 2. ДВП –долговременная память
Фактор Г
Кристаллизованный Флюидный
Первичные умственные способности
Кеттелл приходит к следующим выводам: • Наследственность влияет на кристаллизованный И в большей степени, нежели на флюидный. Флюидный интеллект представляет собой биологическую способность, зависимую от воздействий биологической среды, таких ее переменных, как питание, особенности пренатального развития, наконец от того, что унаследовано индивидом. Тем не менее генетические факторы оказывают на кристалл И непосредственное воздействие, а на флюидный — косвенное, через влияние. • Изменения окружающей среды, воздействующие на биологическое развитие, окажут большее влияние на кристалл И, чем на флюидный.
• Изменения окружающей среды, связанные с образованием и культурой, повлияют на кристалл И, но не окажут никакого воздействия на флюидный.
• Возраст не оказывает равного воздействия на кристалл И и флюидный.
ОБЩИЙ ВЫВОД: психометрические теории позволяют быстро оценить И, дать надежную оценку.
Когнитивные теории. Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации.
Основным показателем И явл. любые физиологические реакции, но прежде всего ВРЕМЯ РЕАКЦИИ. Сопоставление времени реакции и уровнем психометрического И – основа исследования.
3 основных теста:
Результаты исследования: Время простой реакции интеллект коррелирует слабо (наиболее высокие корреляции редко превышают -0,2, а во многих работах вообще оказываются близкими к 0).
Со временем реакции выбора корреляции несколько выше (в среднем, до -0,4), причем, чем больше количество стимулов, из которых необходимо выбрать один, тем выше оказывается связь времени реакции с интеллектом. Однако и в этом случае в ряде экспериментов связей между интеллектом и временем реакции вообще не было обнаружено.
Связи интеллекта со временем опознания часто оказываются высокими (до -0,9). Однако данные о связи времени опознания с интеллектом получены на небольших по численности выборках.
В работах И. Ханта проверялось предположение о том, что уровень вербального интеллекта определяется скоростью извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Хант фиксировал время опознания простых вербальных стимулов, например, скорости отнесения букв А и а к одному классу, поскольку это одна и та же буква, а букв А и Б - к разным классам. Корреляции времени опознания с вербальным интеллектом, диагностированным психометрическими методами оказались равны -0,30 - чем меньше время опознания, тем выше интеллект. Иначе говоря, скоростные параметры никак не могут быть использованы для диагностики интеллекта, и только небольшая часть индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности может быть объяснена влиянием скорости обработки информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|