Эктоморфный тип – церебротония: склонный к сдержанности, к интроверсии, к уединению и одиночеству, подавленности.
КРИТИКА: · Не учитывал костно-мышечный и жировой фактор. · В основном исследовал только мужчин. · Не выделял промежуточные варианты.
ПРОГРЕСС: · Исследования на здоровых людях · Выделял не типы, а компоненты.
В структуре индивидуальности есть жесткие элементы, которые характеризуют человека как организм – биологические подсистемы. Они обеспечивают постоянство. Есть гибкие элементы, которые обеспечивают взаимодействие индивидуальности с миром, соотносятся с понятием психологический облик. Необходимо разделять понятия конституция и телосложение. Частная конституция – совокупность отдельных физиологических, морфологических свойств. Общая конституция – совокупность морфологических, физиологических, психологических особенностей организма, которые в своем развитии обусловлены действием общих генетических факторов. Общая конституция делится на: 1. Морфологическая – совокупность признаков, присущих всем клеткам организма • Хромосомная – ненаблюдаемая непосредственно – микроконституция • Телесная – макроконституция 2. функциональная – свойства организации жизнедеятельности организма • биохимическая – кровь • физиологическая – функционирующие органы • нейродинамическая – свойства нервной системы и их функций
Малиновский: рассматривает не типы, а систему координат. 2 переменные: уровень питания тканей (астеник - пикник); рост костной ткани (астеник - атлетик). Русалов сопоставил схему Малиновского с 7 антропометрическими признаками и выделил 2 фактора:
1. жировой (жироотложение, форма живота, форма грудной клетки) 2. костно-мышечный (размер эпифизов, длина тела, мускулатура, рельеф лобной кости) Билет 14. Основные принципы, уровни и соотношение свойств в теории индивидуальности Б.Г. Ананьева. Б.Г. Ананьев - комплексный подход. Принципиальным при таком подходе Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека.
в системе индивидуальности как минимум 3 уровня свойств: Биологические (индивид) · пол, возраст, конституция, нейродинамика · психофизиологические функции · задатки, темперамент Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки (на основе которых формируются различные склонности и способности) и темперамент. 2) социально детерминированные (субъект деятельности) · когнитивные характеристики, коммуникативные свойства · способности 3) личность · статус, социальные роли, структура ценностей · мотивация поведения · характер, склонности Индивидуальность является открытой системой, т.е. доступна для объективного познания и подвержена значительным внешним влияниям. С другой стороны, индивидуальность относительно закрытая система – между свойствами устанавливаются уникальные взаимосвязи, которые создают целостность системы. Свойства личности являются системообразующими, связывают воедино всю индивидуальность.
Принципы комплексного подхода:
Билет 15. Теория индивидуальности Э.А.Голубевой, основные положения, структура.
Голубева => исследование способностей: Ø изучение соотношения задатков и способностей Ø выяснение взаимосвязей способностей с психологическими свойствами, входящими в другие подструктуры индивидуальности Голубева основывалась на исследованиях Теплова, т. е. понимала способности как индивидуально-психологические особенности.
Теплов разделял: · способности (определяют успешность деятельности) · анатомо-физиологические задатки способностей (лежат в основе развития способностей и могут быть врожденными) Способности – динамические характеристики, находящиеся в процессе развития и осуществляющиеся в процессе деятельности. ð целостный подход к изучению способностей требует: 1) анализа их природных предпосылок (задатков) и 2) исследования того, как они проявляются в реальной деятельности, т.е. в социальной ситуации. Уровни (взаимосвязанные): 1. уровень природных предпосылок способностей 2. личностный уровень (на котором способности осуществляются и реализуются)
Подструктуры индивидуальности: 1) мотивация 2) темперамент 3) способности 4) характер Способности занимают более высокий уровень в иерархии психологических свойств по отношению к мотивации и темпераменту и более низкий, по сравнению с характером. Такое понимание структуры психол. св-в близко к предложенному Ананьевым (способности как интеграция свойств субъектного уровня, т. е. человека как субъекта деятельности). При этом способности представляют более высокий уровень, по сравнению со св-ми темп-та, и испытывают организующее воздействие свойств личности (характера).
Взаимосвязи между психол. св-ми разных уровней определяются психол. особенностями, общими для пар подструктур. Осн. признаки темперамента:
· эмоциональность (является св-м темп-та и опр-т динамику мотивац. сферы) · активность (явл-ся значимым формально-динамическим компонентом способностей) ð обусловливают связь между разными подструктурами психол. св-в ð (+саморегуляция) обеспечивают целостность всей структуры психол. св-в.
Положение способностей в структуре инд-ти предполагает две координаты их рассмотрения: Ø горизонтальная – рассмотрение способностей в системе организм-личность Ø вертикальная – рассмотрение способностей в системе различных подструктур психол. св-в. ð При экспериментальном изучении способностей должны реализовываться три направления: 1) психофизиологич. иссл-ия (прежде всего, анализ нейродинамич. св-в), 2) психологич. (анализ когнит. процессов св-в темп-та и характера), 3) социально-психологич.(анализ успешности деятельности). Билет 16. Основные принципы, понятия, уровни и подсистемы в теории интегральной
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|