Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эктоморфный тип – церебротония: склонный к сдержанности, к интроверсии, к уединению и одиночеству, подавленности.




КРИТИКА:

· Не учитывал костно-мышечный и жировой фактор.

· В основном исследовал только мужчин.

· Не выделял промежуточные варианты.

 

ПРОГРЕСС:

· Исследования на здоровых людях

· Выделял не типы, а компоненты.

 


Билет 13. Представления о конституции как основе индивидуальности человека, подходы, критика, современное состояние (В.М. Русалов, А.А. Рогинский, Я.Я. Малиновский, Р. Экман)


Теория конституции Русалова.

В структуре индивидуальности есть жесткие элементы, которые характеризуют человека как организм – биологические подсистемы. Они обеспечивают постоянство. Есть гибкие элементы, которые обеспечивают взаимодействие индивидуальности с миром, соотносятся с понятием психологический облик.

Необходимо разделять понятия конституция и телосложение.

Частная конституция – совокупность отдельных физиологических, морфологических свойств.

Общая конституция – совокупность морфологических, физиологических, психологических особенностей организма, которые в своем развитии обусловлены действием общих генетических факторов.

Общая конституция делится на:

1. Морфологическая – совокупность признаков, присущих всем клеткам организма

• Хромосомная – ненаблюдаемая непосредственно – микроконституция

• Телесная – макроконституция

2. функциональная – свойства организации жизнедеятельности организма

• биохимическая – кровь

• физиологическая – функционирующие органы

• нейродинамическая – свойства нервной системы и их функций

 

Малиновский: рассматривает не типы, а систему координат.

2 переменные: уровень питания тканей (астеник - пикник); рост костной ткани (астеник - атлетик). Русалов сопоставил схему Малиновского с 7 антропометрическими признаками и выделил 2 фактора:

1. жировой (жироотложение, форма живота, форма грудной клетки)

2. костно-мышечный (размер эпифизов, длина тела, мускулатура, рельеф лобной кости)

Билет 14. Основные принципы, уровни и соотношение свойств в теории индивидуальности Б.Г. Ананьева.

Б.Г. Ананьев - комплексный подход.

Принципиальным при таком подходе Ананьев считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека.

 

в системе индивидуальности как минимум 3 уровня свойств:

Биологические (индивид)

· пол, возраст, конституция, нейродинамика

· психофизиологические функции

· задатки, темперамент

Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки (на основе которых формируются различные склонности и способности) и темперамент.

2) социально детерминированные (субъект деятельности)

· когнитивные характеристики, коммуникативные свойства

· способности

3) личность

· статус, социальные роли, структура ценностей

· мотивация поведения

· характер, склонности

Индивидуальность является открытой системой, т.е. доступна для объективного познания и подвержена значительным внешним влияниям. С другой стороны, индивидуальность относительно закрытая система – между свойствами устанавливаются уникальные взаимосвязи, которые создают целостность системы. Свойства личности являются системообразующими, связывают воедино всю индивидуальность.

 

Принципы комплексного подхода:

  • развитие, структурно-генетическое единство – свойства необходимо изучать в динамике, при помощи лонгитюда, необходимо изучать отдельные структуры, из которых развиваются отдельные группы свойств
  • брать характеристики, описывающие каждый уровень
  • использовать различные критерии для анализа взаимосвязи свойств: анализ направления связей (дедуктивный, индуктивный), функциональный критерий, изучение причинно-следственных связей
  • использование идеографического подхода (интервью, анализ продуктов деятельности, качественный анализ)
    комплексный подход позволяет изучить роль содержательно различных свойств в целостной структуре индивидуальности.

 

Билет 15. Теория индивидуальности Э.А.Голубевой, основные положения, структура.

 

Голубева => исследование способностей:

Ø изучение соотношения задатков и способностей

Ø выяснение взаимосвязей способностей с психоло­гическими свойствами, входящими в другие подструктуры индивиду­альности

Голубева основывалась на исследованиях Теплова, т. е. понимала способности как индивидуально-психологи­ческие особенности.

 

Теплов разделял:

· способности (определяют успешность деятельности)

· анатомо-физиологические задатки способностей (лежат в основе развития способностей и могут быть врожденными)

Способности – динамические характеристики, находящиеся в процессе развития и осу­ществляющиеся в процессе деятельности.

ð целостный подход к изучению способностей требует:

1) анализа их природных предпосылок (задатков) и

2) иссле­дования того, как они проявляются в реальной деятельности, т.е. в со­циальной ситуации.

Уровни (взаимосвязанные):

1. уровень природных предпосылок способностей

2. личностный уровень (на котором способности осуществля­ются и реализуются)

 

Подструктуры индивидуальности:

1) мотивация

2) темперамент

3) способности

4) характер

Способнос­ти занимают более высокий уровень в иерархии психологических свойств по отношению к мотивации и темпераменту и более низкий, по сравнению с характером.

Такое понимание структуры психол. св-в близко к предложенному Ананьевым (способности как интег­рация свойств субъектного уровня, т. е. человека как субъекта деятельности). При этом спо­собности представляют более высокий уровень, по сравнению со св-ми темп-та, и испытывают организующее воздействие свойств личности (характера).

 

Взаимосвязи между психол. св-ми разных уровней определяются психол. особенностями, общими для пар под­структур.

Осн. признаки темперамента:

· эмоциональность (является св-м темп-та и опр-т динамику мотивац. сферы)

· активность (явл-ся значимым формально-динамичес­ким компонентом способностей)

ð обусловливают связь между разными под­структурами психол. св-в

ð (+саморегуляция) обеспечивают целостность всей структуры психол. св-в.

 

Положение способностей в структуре инд-ти предполагает две координаты их рассмотрения:

Ø горизонтальная – рассмотрение способностей в системе организм-личность

Ø вертикальная – рассмотрение способностей в системе различных подструктур психол. св-в.

ð При экспериментальном изучении способностей должны реализовываться три направления:

1) психофизиологич. иссл-ия (прежде всего, анализ нейродинамич. св-в),

2) психологич. (анализ когнит. процессов св-в темп-та и характера),

3) социально-психологич.(анализ успешности деятельности).

Билет 16. Основные принципы, понятия, уровни и подсистемы в теории интегральной

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...