Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в период поздней античности.
Вступление (можно удалить): В поздней Античности психологические знания развивались в рамках различных течений идеалистической философии (гностицизма, иудейско-александрийской фил-ии, неоплатонизма, патристики и др.), социальной базой которых был кризис рабовладельческого способа производства. Постепенно становится преобладающей проповедь слабости, ничтожности человека; вместо разума человек обращается к мистицизму, экстазу и т. п. На смену языческой религии приходит христианство с его новой концепцией человека. В этих условиях в психологии появляются новые тенденции: повышение интереса к внутреннему миру, к самосознанию; возникают новые представления о соотношении душевных способностей - воля и чувство получают примат над разумом; рождаются новые представления о путях душевного совершенствования. В психологических системах Античности душа отождествлялась с жизненным началом: в сферу душевных феноменов включались все процессы, обеспечивающие слаженную работу всех систем организма, в том числе пищеварение, дыхание и т. п. Внутренний мир еще не выделялся в качестве самостоятельного предмета исследования. Об этом писал Н.Н. Ланге (Ланге Ник. Ник. – русск. псих-г, один из основоположников отечественной экспериментальной психологии. Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим процессам): «В исследовании души те психические состояния, которые теснее связаны с окружающим миром, т. е. явления познания, стали раньше предметом рефлексии, чем те, которые определяются природой самого субъекта. В диалогах Платона описываются особые состояния сознания: сон, одержимость, состояние неистовства (диалог «Федр»). В диалоге «Пир» Платон описывает переживание, которое испытывает душа в процессе познания; мысли Платона о диалогической форме мышления; вопрсо о чувственном познании (диалог «Теэтет»). Аристотель: учение об общем чувстве -> сознаем себя знающими.
Поздняя античность, из учебника: Повышаетсяинтерес к внутреннему миру в идеалистических системах поздней Античности - неоплатонизме и патристике. В неоплатонизме у его основателя Плотина (205 - 270) развивается учение о происхождении индивидуальной души от мировой души в процессе эманации (от лат.- истечение), излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной - нисходящей - лестницей ступеней совершенства. Одной из ступеней на этой лестнице является душа как посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. П. указывает на своеобразную природу души, которая проявляется в знании о себе самой. В этом признак человеческого духа. Из лекций: О неоплатонизме: Основатель - Плотин (204-270). Его учителем был Аммоний. 54 трактата Плотина были изданы его учеником Порфирием и получили название «Эннеада». П. создал систему неоплатонизма; ввел идею самопознания как признака человеч. души. Синтез идей Платона и Аристотеля: идеализм и синтетическое; понятие «единое» - сверхчувственное бытие и чувственная реальность; три ипостаси: 1) Единое – некоторое начало всего, свет, божественная сущность: излучает из себя все то, что обр-т др. сферы бытия -> эманация (истечение) – влияние единого на все нижележащие уровни в форме эманации; это некоторая совокупность важных идей; 2) Ум (у Пла(?)тона – мир идей); 3) Душа (результат истечения эманации + влияние ума). Человеч. душа обнар-т в себе истечения от нижестоящих уровней (предш-т свету, уму и мировой душе). Функции души: Ар-ль: д. – источник психич. процессов; Плотин: душа между сверчувственным и телесным миром; она может обращаться на телесные процессы и на мир, который находится выше (свобода деятельности) + на самое себя. Самосознание - отличит. признак человеч. души; новый шаг к самопознанию. Душа нематериальна; непространственна; сущ-т в теле как свет в воздухе + активность души.
Из нек-х ответов: Плотин, один из наиболее ярких неоплатоников, интерпретирует Платона в духе, близком раннему христианству. Для Плот. логос, демиург, мировая душа - это что-то ежедневно практически достигаемое. Каждый ч. всю жизнь постоянно должен стремиться своей индивидуальной волей к мировой душе как к благу. У Плат. идея блага была высшей идеей, вокруг которой строилась иерархия остальных идей. Понятно, что «благо» уже по своему содержанию явл. не просто абстракцией хорошего, а именно тем, к чему чел. стремится. Но у Плот. это стремление не просто стихийная мотивация действий, а сознательная программа усилий чел. Усиление напряженности в конфликтном земном мире привело к абстрагированию любви и выносу ее в божественный мир, далекий от непосредственного соц. окружения индивида. Из лекций: О патристике: Патристика - философское обозревание христианства. Основоположник христианской философии Аврелий Августин, «Блаженный» (354 -430), вводит положение «Я мыслю, следовательно, я есть», из которого выводится тезис о достоверности нашего существа. Труды: «Исповедь», «Ограды Божии», «О троице». Мать А. - христианка; отец - язычник. А. принял христианство и описывает это как важн. Соб-е в св. ж. Осуществил процесс самопознания в контексте религиозного филос-я. Исповедь – назидательный рассказ о том, как ч. Становится лучшим из худшего, но м.б. и наоборот. Путь духовного разв-я и соверш-я показ-т опыт. А. показал слож-ть человеч. души. Самопоз-е - средство для реш-я вопросов религ-го хар-ра. Побочный эффект – описание своей собств. ж. Описал процесс постеп-й процесс самопознания (в кн. 7-й, гл. 17-й – этапы самоп-я). Дал трезчленное разделение души: память, интеллект, воля. Описал отдельные способности. «Не загадка ли я сам для себя?»: вн. мир ч. Интереснее внешнего. Источник познания – внешние ощущения; телесная основа. Память - хренилище опыта, важное ср-во самоиден-ти личн. Она сох-т данные чувств-го опыта, научные знания, + то, что у нас не было в опыте (знание как припом-е у Платона); сохранение чувств (дух-я основа). А. – родон-к классич. Антич-ти: основа всего - чув-ва, кот. опред-т богат-во в ж. ч. Ввел положение: «Я мыслю, следовательно, я есть».
Из нек-х ответов: А. придал трактовке души особый характер: считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного позже волюнтаризмом. Основанием истинности знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты. Идея о внутреннем опыте, отличном от внешне го, но обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку предполагалось, что эта истинность даруется Богом. В дальнейшем А. доказал принципиальную непознаваемость Бога. Разрыв в иерархической сложности между Богом и человеком приводит А.а к признанию необходимости веры без понимания. Платоновские «идеи» как прообразы вещей теряют у А. свое самостоятельное существование и трактуются как идеи в уме Бога, замысливающего и создающего мир. Учение Платона об Эросе как энергетическом наполнении природы преобразуются у А. в учение о любви к Богу. Платону определяется его историческое место в роли предшественника христианской философии. Очистившимся душам приписывается возможность вечного блаженства в слиянии с Богом. Так Августин толкует платоновский образ контакта душ с идеальным миром. Истинный катарсис, очищение и наслаждение, достигаются душой в ее приобщении к Богу. Из учебника: об Августине: А.погружается во внутреннюю жизнь, говорит о ее глубине и богатстве человеческой души. И у Плотина, и у Августина вывод о своеобразии сознания и о наличии особой внутренней жизни следует из разрешения задач религиозного характера. Отличие «самопознания» Августина от положений Декарта: Ясперс: «…августиновский субъект познания ищет... не оригинальные неповторимые черты и стороны своей личности, но следы объективной истины». А Декарт хочет «показать, что Я, который мыслю, есть нематериальная субстанция…».
Особенно усиливается в поздней Античности интерес к воле. Августин приписывает решающую побудительную силу именно воле, в полемике с монахом Пелагием по проблеме человеческой свободы и инициативы. А. различал две воли: действие плотской воли распространяется лишь на утилитарную деятельность в эмпирическом мире, она -причина греховных морально порочных действий. Духовная воля - устремлена на жизнь в духе. И только бог без всякого усилия со стороны самого человека может превратить его в высокоморальное существо. Пелагий учил о безграничной возможности человеческой воли. У Авг-на «воля становится в конце концов решающим ядром человеческого существа». Этот поворот в истории психологии охарактеризовали так: «Господствовавший раньше примат представлений вытеснен у Августина приматом воли». А. также уделял большое внимание жизни чувств и сердца как в философском познании, так и в нравственно-практической жизни. Проблемы собственно душевной жизни связываются теперь с задачей понять душу человека в ее соотношении с высшим миром. Изменение представлений о путях совершенствования души: не воспитание как это было у Аристотеля и Платона, но покаяние, аскеза, отречение от всего земного. Учение поздней Античности отходит от греческой мудрости; сведения о душе и ее процессах, накопленные античными мыслителями, послужили «отправным пунктом и предпосылкой последующей эмпирической работы» (Ярошевский). Из ответов: Представители поздней античности (1-5 вв. до н.э.): Фион Александрийский (идея логоса - божественного начала, кот. существует м. богом и человеческой душой и определяет существования человека. Душа стремиться к логосу, но отягощена земн. чувствами + представление об зкстазе - единение с богом, отрешение от земных чувств). Платон. Августин (в своей Исповеди указывает на богатство внутреннего мира человека). В поздней античности а) собственно душевная жизнь является объектом познания с помощью самопознания (важн. источник знания о душе); б) отходит на задний план ум, а вместо него на первое место выходит эмоционально-волевая сфера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|