Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление эмпирического подхода в философии Ф.Бэкона.




Ф.Бэкон (1561 - 1626) наметил новую лин. исслед-я души (переход от н. о душе к н. о сознании); род-к эмпирич. н. Он призвал отказаться от изучения общих вопросов, кас-хся природы д., и исключить органич. функ-ии из ее состава, перейти к эмпирич. опис-ю ее проц-в. Б. развивал идею о единой н. о человеке: 1-я часть н. рассм-т чел. как такового (фил-я человека), 2-я - в его отнош-и к общ-ву (гражданс. фил-я). К человеку Б. подходит натурал-ки, он выд-т науки о теле и науки о душе. Выд-л уч-е о лич-ти и уч -е о связи души и тела – материал-й подход. Уч-е о душе включает науки о рациональной божественной душе (духе) и о чувствующей нерациональной, общей чел-у и жив-м. В каждой душе Б. выд-л свои способности (фун-и): для чувствующей - способность ощ-я и спос-ть выбора (стремление к благопр-м и от неблагопр-х обст-тв, произвольн. движ-я; имеют все тила эти спос-ти). Эти способности имеют все тела (e.g.: тела влекутся к земле). От ощ-я следует отличать восп-е как функ-ю души, однако критериев такого различения Б. не дает. Способности рац. души - память, разум, рассудок, воображение, желание (влечение), воля. Н-ки о душе должны иссл-ть их происх-е, спос-бы разв-я и укрепл-я.

Проблемы позн-я: Приз-л объек-ть сущ-го мира. Чув-ва считал исход-м элементом позн-я, но не исчерп-м. Данные чувств должны обраб-ся разумом. Глав. орудием позн-я явл-ся метод. Н. сос-т в прим-ии рац-го метода к чувс-м данным. Адекватным методом явл. науч. индукция. Разр-л ее как научную теорию. Заложил основы эмпирич. изуч-я явл-й созн-я. Б. своим творчеством завершает этап “психологии как н. о душе” и открывает новый этап - “пс-я как н. о сознании”. 1-м раз-л душу и жизнь (“жизненность” и “Душевность”), хотя и не дал критерия их разл-я. Призывал отк-ся от пустых изучений метаф.?в о сущности, бессмертии, частях и т.п. души, и перейти к непоср-у изуч-ю психич. явл-й и процессов. “О достоинстве и приумножении наук” (1632). Роль орудий и вспомогательных средств (“умственных орудий”) для позн-я и дея-и. Анал-т состояние н. в разных областях знания на дан. момент, дает их класс-цию. Предлагает единую н. о человеке, частью кот. является псих-я: фил-я чел. рассм-т чел-ка как такового, гражд. фил-я изуч-т чел-ка во взаимодействии с друг. людьми. Чел. обладает душой и телом. Тело - жилище души. ® Науки: о душе; теле (медицина, косметика, атлетика и н. о наслажд-ях); теле и душе (учение о лич-ти, союзе души и тела, физиогномика, толкование снов, взаимовлияние тела и души - психосоматика.

Уч-е о душе. Д. разделяется на рацион-ю. и чувс-щую (см. выше) -> теологич. Непоследоват-ть Б. по мнению Маркса. Б. верит в возможность знания и позн-я (причем эмпирич.), но признает его огран-я. Эти огран-я (ошибки, фундам. труд-ти) - призраки или идолы -> уч-е о заблуждениях (идолах), обман. чел. в силу его общей человеч. или индивид-й природы: 1) идолы рода - в самой природе чел., поскольку все воспр-я как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира. 2) идолы пещеры – забл-я отд-го чел-ка. В ч.н., люди любят теории, которые они счит. своими или те, к кот. они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен. 3) идолы площади - возн-т в силу взаимной связанности и сообщества людей. Напр., громкие и торжественные диспуты ученых часто превращ. в споры о словах. 4) идолы театра - вселились в души людей из разных догматов фил-и, а так же из превратных зак-в док-в. Преп-я к поз-ю или приобр-е или врожд-е; поз-е объект-й истины воз-но -> необ-ть «умст-х орудий»: логика; экспер-т; метод - науч. индук-я (от част-го к общ-му). Для того чтобы преодол-я возд-я идолов: 1) Обр-ся к опыту и эксп-ту: усилит позн-е, сделает доступным то, что недоступно органам чувств; 2) Прим-ть орудия и ср-ва позн-я. “Новый Органон” - правила, свод новой логики (на смену Аристотеля), индуктивной: вывод из мн-ва отд-х посылок, правила индукт-го вывода).

 

Еще вариант:

Френсис Бэкон (1561 – 1626). Дружил с Эссексом, который попал в опалу. «Знание - сила» - его максима. Был осведомлен во всех областях науки, написал «Новую Атлантиду». Главной задачей считал проблему разработки метода. Создал «Новый органон» - ум не может быть предоставлен самому себе, но он должен быть механистическим. Поэтому Бэкон много занимался переходом от посылок к выводу. Занимался классификацией наук. Науки о человеке он разделил на две части: общие и наука о душе. Общие должны заниматься человеком в целом: наука о личности, научное знание о связи души и тела, о том, как действие души отражается в теле. Считал тело зеркалом души, особенно лицо. Занимался физиогномикой.

Учение о душе – «О достоинстве и преумножении науки» - учение о человеке, критика и отказ от Аристотеля, душа – только психические процессы, но у нас нет критерия души. Его надо выделять. Душа – от ощущения до высших проявлений характера и воли. Душа – не изучаемое явление, надо изучать явления, описывать (эмпирика) их, чтобы составить инвентарь наших возможностей. Тогда мы сможем развивать способ укрепления наших способностей.

Наибольшего внимания достойны познавательные способности: Бэкон первым выделил метод сомнения в возможности нашего знания, описал ошибки познания.

Работы по анализу научного знания (на основе глубокого сомнения в значимости научного знания), на этой основе произвели особую классификацию. Душа: критика Аристотелевского понимания души как чрезмерно широкого (все живые проявления, а не только психические). Ограничивает философию души только психическими (не дает точного критерия психического. Задается вопросом: зачем нужно «психическое»? Дает ответ: описание психического нужно для знания особенностей, чтобы уметь их развить, чтобы подчинить силы природы, останавливается на принципиальных особенностях всех людей.

Познание: ограничено, поэтому эти ошибки-ограничения – «идолы». Классифицирует ошибки, ставя перед собой задачу избежать главных ошибок. Типы «идолов»:

- идолы рода – обусловлены особенностями человеческого рода

- идолы пещеры – обусловлены особенностями слов

- идолы площади – обусловлены результатом и процессом общения

- идолы театра – результат неверных теорий, философских учений и ложных законов доказательства (только от этого типа идолов можно отказаться, остальные господствуют над человеком всецело)

Агностицизм – это не для Бэкона, он не сомневался в возможностях познания, ошибки нужно анализировать, чтобы уметь оценить их влияние на познание. Наше познание должно быть чем-то вооружено, т.к. от природы существует 4 ограничения. Природные возможности надо усилить. Для работы ума нужны орудия (например, мнемотехника, письменность – орудия для познания). Проблема вывода: сводит душу к психическому, говорит о необходимости дать эмпирическое описание, большую роль уделяет вспомогательным средствам.

Резюме:

  1. сводит изучение души к изучению психических функций
  2. указывает на необходимость дать описание психических функций
  3. средства, орудия, метод – путь к развитию. Метод – главное орудие познания. Предложил научную индукцию в качестве метода.

® отмирание науки о душе и предпосылки возникновения науки о сознании.

 

Наука о человеке
Философия человека – человек как таковой Гражданская философия – человек в отношении к обществу
О теле О душе  
медицина косметика атлетика наука о наслаждениях Рациональная (дух) Способности: разум, рассудок, воображение, память, влечения (желания), воля Животная, телесная. Способности: ощущения, выбор (стремление к приятному, избегание неприятного)  
Наука о личности (рассмотрение личностей великих деятелей, их способностей, как образцов высших проявлений человеческих возможностей). Наука о связи тела и души (определение душевного состояния по внешним проявлениям, толкование снов, влияние болезненных состояний на душу и наоборот)    
       

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...