Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Декарт: психофизическая проблема, учение о душе, учение о теле, психофизиология страстей души.




Психофизическая проблема и ее решение в философии Р.Декарта. Дуализм Декарта.

Декарт развивал собственное учение о сознании в контексте психофизической проблемы, которую сам же поставил. Ввел критерий для выделения психики из существовавшего ранее аристотелевского учения о душе → Психика – внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое бытие (духовное), в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Главный пункт учения Декарта – их абсолютная разнородность.

Тело Декарт отождествил с материей, сознание – с духом. Материя обладает качеством протяженности. Она создана богом. Телу он также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. Дух, напротив, неделим. Каждая из этих субстанций не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Душа может существовать отдельно от тела. Но в действительности существует только в связи с ним. Для различения функций души и тела Декарт использовал субъективный критерий: если то, что мы испытываем, можно объяснить в терминах неодушевленных, то это должно приписываться телу, а что нельзя – душе.

Психика понималась Декартом как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода для достижения истины он использовал систематическое сомнение. Отвергал представления о “Я” как о состоящем из души и тела, так как нет теоретических доказательств обладания ими. От сущности “Я”, по мнению Декарта, неотделима лишь особая субстанция сомневающаяся, которой он приписывает акт мышления. Так он отказывается от объективного описания “Я” и вводит метод рассмотрения своих субъективных состояний. Под мышлением он понимал “все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить”. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на “нематериальные предметы”, например, интеллектуальная радость познания.

Продуктами соединения души и тела, по мнению Декарта, являются страсти («Страсти души», 1649): например, голод и жажда. Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Дословно, страсти – это «восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, с помощью которого эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться. Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции – шишковидную (эпифиз). Природа страстей двойственна: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причина страстей – движение животных духов, приводящее к физиологическим изменениям в организме. Источники страстей разнообразны, но главные – воздействие внешних предметов. Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первые появляются в душе при ее соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Они сигнализируют телу, что полезно, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни (например, уважение и пренебрежение – род удивления, а ревность – вид страха). Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. Поэтому страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Среди таких средств – размышление и искусство. Единственное средство против крайностей: следует сдержаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу. Когда склонность склоняет к тому, что требует немедленно выполнения, следует воздержаться от того, чтобы сейчас же принимать решение; надо думать о другом, пока не укоротятся волнения. В других случаях воля должна быть направлена на то, чтобы внимать противоположным страсти доводам.

Итог: дуализм Декарта сводится к тому, что человек совмещает в себе две субстанции – душу и тело. С этой точки зрения Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично – материя или сознание, является бессмысленным. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

 

Учение Декарта о душе. Определение мышления.

Душе, по мнению Декарта, предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъекта, знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому. Она определяется единственным признаком – непосредственной осознаваемостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяженности.Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание. Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке. Психика в декартовском учении отождествляется с сознанием – психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание обозначается Декартом через термин «мышление»: «Под словом «мышление» я разумею все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь тоже самое, что мыслить». Мышление – это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывал особой нематериальной мыслящей субстанции – душе. Таким образом, мышление – единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует.Позже это «внутреннее зрение» стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических объектов-образов, умственных действий, волевых актов и др.), а декартову концепцию сознания – интроспективной.Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей:§ идеи, порожденные самим человеком → связаны с его чувственным опытом, являются обобщением данных его органов чувств; дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира;§ идеи приобретенные → знания об отдельных сторонах окружающей действительности; основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей; также, как и порожденные человеком, не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира;§ идеи врожденные → дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных законах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств. Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией. Декарт писал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что он не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим».Освобождение живого тела от души было поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых системах, в том числе возникающих в них психических эффектов (ощущений, восприятий, эмоций). При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от лат. «обращение назад»). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.

 

Учение Декарта о теле. Идея рефлекса.

Именно Декарт впервые ввел понятие рефлекса (сам термин «рефлекс» был предложен позже) и положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Тело описывал в терминах физики. Тепло и движения принадлежат только телу и не зависят от души. Смерть наступает по вине тела, когда разрушается одна из его главных частей. Работу тела описывал механистически и материалистически. Использовал для объяснения влияния нервов на движения мышц категорию «животных духов» – маленьких и быстрых частиц. Сокращения и растяжения мышц происходят из-за перераспределения в них духов через маленькие отверстия. Нервы – трубочки с сердцевиной в виде ниточек, соединяющих мозг с органами движения (мышцами), снабженные оболочкой – продолжением мозговой оболочки. Натяжение нитей приводит к открыванию клапанов отверстий, ведущих из мозга к нервам. Направленность духов обуславливается внешним воздействием, а также неодинаковой подвижностью и разнообразием духов. Таким механизмом объясняются все движения, происходящие без участия воли. Непроизвольные движения объяснял рефлекторным механизмом. Животные не имеют души и мышления, все их движения суть автоматизмы.Реакция мышц – неотъемлемый компонент по ведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе.Она действует по своим законам и «механическим» причинам; их знание позволяет людям властвовать над собой. «Так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли приобрести исключительно неограниченную власть над своими страстями», – писал Декарт. Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его механики обеспечит человеку власть над собственной природой, подобно тому, как эти законы могут сделать его властелином природы внешней.

 

Психофизиология страстей души в философско-психологической системе Р.Декарта.

 

Декарт (1596 - 1650) cфера интересов: оптика, механика, математика (алгебра, аналитич геометрия), философия.

разработал учение о страстях в своей последней работе “Страсти души”, 1649 г.

Два рода мыслей:

- действия души – желания. Они исходят непосредственно от души и кажутся зависящими только от нее.

- страсти души – страдательные состояния – все виды встречающихся восприятий или знаний; душа получает их от вещей, представляемых ими.

Страсти – продукты соединения души и тела: голод, жажда, восприятие. Дословно, это “восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением “духов””. Страсти души – восприятия, или ощущения, или душевные движения, которые относят в особенности к ней, и которые вызываются, поддерживаются и усиливаются некоторым движением духов. Страсти - страдательные состояния, выз-ся движениями животных духов под влиянием внешних сил. Возникают вследствии возд-ий из внешн мира, из собств тела и из души. То, что из души- страсти в собств смысле слова (узкое понимание).

Природа страстей двойственна: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причина страстей – движение животных духов, приводящие к физиологическим изменениям в организме. “животные духu” - маленькиеe и быстрыe частиц. Источники страстей разнообразны, но главные – воздействие внешних предметов. Душа связана со всем телом, нельзя сказать что она находиться в какой-то определенной его части, она покидает его когда теряется связь между кого органами. Однако, в мозгу существует небольшая железа, в которой душа более чем в прочих частях тела осуществляет свою деятельность. Движения этой железы тесно связаны с движениями духов. Железа приводит в движение части тела и наоборот. Всякое действие души заключается в том, что она желая чего-либо заставляет маленькую железа двигаться так как это необходимо чтобы вызвать действие, соответствующее этому желанию.

Страсти зависят исключительно от действий их порождающих, и только косвенно могут быть изменены душой. Ярошевский: Тело влияет на душу побуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий и эмоций. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тел, побуждая эту машину работать и изменять свой ход.

Каждое движение естественно связано с каким-нибудь движением железы, но при старании или по привычке его моно соединить с другими движениями.

Чтобы усилием воли вызвать наши страсти или избавиться от низ необходимо представлять вещи обычно связанные со страстями которые желательны, и исключающими нежелательные страсти.

Чувства по Декарту предметны, в этом их главная особенность. Выделил 6 первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль, - и вторичные страсти. Первые появляются в душе при ее соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Они сигнализируют телу, что полезно, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни (напр. уважение и пренебрежение - род удивления, а ревность - вид страха).

Главное действие страстей: побуждать и настраивать душу человека желать того, к чему эти страсти подготовляют его тело.

Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. Поэтому страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Среди таких средств - размышление и искусство. Единственное средство против крайностей: следует сдержаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу. Когда склонность склоняет к тому, что требует немедленно выполнения, следует воздержаться от того, чтобы сейчас же принимать решение; надо думать о другом пока не укоротятся волнения. В других случаях воля должна быть направлена на то, чтобы внимать противоположным страсти доводам.

Страсти сопровождаются душевным волнением. Когда душевное волнение в полной силе, воля может лишь не допустить его следствий (сдерживая движения). Части движения, которые стремятся вызвать в железе тело посредством духов и душа посредством воли, несовместимы.

Признак сильной души: воля может легко победить страсти и задержать сопровождающие их движения тела. Оружие воли: твердые и определенные суждения о добре которым она решила следовать в свой жизни. Силы души без познания истины недостаточно.

Назначение страстей: настраивать душу желать того, что природа преподносит нам как полезное и не менять своего желания.

Первичные страсти: удивление, любовь, ненависть, радость и печаль, желание. Остальные либо составлены этими 6тью либо являются их разновидностью.

Недостатки страстей:

-не всегда приносят пользу поскольку существуют вещи, которые вредны для тела но поначалу не вызывают печали или радуют и те которые полезны но сначала неприятны.

-Побуждают нас действовать с большим рвением чем это необходимо.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...