Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и важнейшие области прикладной психологии (последняя четверть XIX - начало XXвв.).




Выделение психологии в самостоятельную науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во всех странах во 2-ой половине ХХ века начинают активно создаваться психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных исследований.Здесь и проблемы изучения ВПФ (память Эббингауза, мышление Вюрцбуржцев), и интерес к индивидуальным различиям (Гальтон со своими расистскими идеями в совокупности с остальными товарищами по метрическому оружию типа Спирмена и Бине). Дифференциальная психология, которая в начале ХХ века оформилась в самостоятельную область (привет, Штерн!), играет особую роль в становлении прикладной психологии. Диф психология изучает причины индивидуальных различий, роль среды и наследственности, проявления в области интеллекта, характера, темперамента в зависимости от общественного положения, национальной и половой принадлежности и т.п. Штерн в своем творении «Дифференциальная психология и ее методические основы» (1900) рассмотрел дифференциальную психологию как теоретическую и как практическую прикладную науку → 2 раздела:§ Диф психология как теретическая наука → определение предмета диф психологии, ее основные проблемы и понятия.§ Диф психология как прикладная наука → 2 цели:1. познание индивидуальных свойств человека – психогностика;2. обращение с человеком, то есть практическое влияние на человека с учетом его индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания, лечения, в судопроизводстве и т.д. – психотехника.

 

Основателем прикладной психологии и психотехники считается Г.Мюнстерберг (1863-1916), исследования которого главным образом были связаны с областью промышленного производства и транспорта и существенно отличались от лабораторных экспериментов Вундта: в них произошел переход от искусственных лабораторных условий к моделированию естественных условий деятельности. Мюнстерберг первым предложил методы для исследования личностных качеств и последующего отбора персонала.

В психотехнике по-новому выступил принцип практики. Если раньше практика была «потребителем» данных, полученных психологией, то теперь она сама стала ставить перед психологической наукой определенные задачи. В них включалось решение таких вопросов, как профессиональный отбор и профессиональная консультация, профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психическая гигиена, психотерапия, психология искусства.

 

Зарубежные представители психотехники (помимо Мюнстерберга):

§ Тейлор – американский инженер, «классик управления»; разрабатывал системы интенсификации труда путем использования психологических факторов в целях рационализации производства (например, для 120 работниц на производстве был сокращен рабочий день, введены перерывы → продуктивность возросла – работу 120-ти человек стали делать 35). Разрабатывал также проблемы профориентации, профотбора, психологического воздействия.

§ Парсонс в Бостоне организовал бюро, в котором давали консультации подросткам, выбирающим профессию. Профориентация опиралась на наблюдение за индивидуальными особенностями подростков и собственную интуицию наблюдателя.

Отечественные представители психотехники: *списано из какого-то словаря по истории психологии*

§ Шпильрейн ставил задачу развития диф психологии объективными методами естественных наук («Психотехника в реконструктивный период», 1930). Опираясь на марксистскую методологию, выдвинул положение о социальной природе труда и психики человека, о необходимости перестройки теории психотехники как социальной научной дисциплины (учитывающей данные биологии, но не биологической в своей основе). Разработал «трудовой метод» психологического изучения профессий («Трудовой метод изучения профессий»; «Основные вопросы профессиографии», 1928). Совместно с Геллерштейном эмпирически установил обусловленность свойств и способностей профессионала особенностями выполняемых задач и ситуаций деятельности, что нашло выражение в разработанной ими программе изучения профессий трудовым методом. Предложил вариант психологической классификации профессий («Руководство по психотехническому профессиональному подбору, 1929). Наметил подходы к изучению профессионального своеобразия психических функций на основе «метода искусственной и естественной деавтоматизации», суть которого в исследовании особенностей психики в условиях овладения профессиональным мастерством (генетический подход); в ситуации естественного обратимого «распада» сложившихся способов функционирования психики при профессиональном утомлении; и наконец, под влиянием экспериментально, искусственно спровоцированных нарушений в психической регуляции поведения человека. Исследования процесса формирования автоматизированных форм поведения и проявлений деавтоматизации, дезориентации и пр., по замыслу Шпильрейна, открывали путь для изучения сложных форм психики у взрослых нормальных людей — представителей различных профессий («Метод искусственной деавтоматизации в психологическом исследовании», 1930).

§ Геллерштейн (ученик Шпильрейна) в своих трудах выполнил психологический анализ многих профессий; сформулировал теоретические и методологические проблемы психологии профессий; обосновал необходимость изучения объективного содержания труда, его условий как основы для психологической интерпретации своеобразия психических функций профессионала. Разработал систему восстановительной трудотерапии — пример управления процессом восстановления высших психических функций через проектирование и организацию содержания трудовых действий, орудий труда, рабочего пространства («Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей», 1942, 1943; «Принципы и методы трудовой терапии психически больных», 1964)

 

В этот вопрос при желании еще можно пихнуть всех представителей психологии индивидуальных различий, о которых я писала в предыдущем вопросе. И еще про педологию, наверно, можно сюда (из каких-то ответов):

Педология стремилась изучать ребенка целостно, комплексно. С 1928 по 1932 год выходил журнал “Педология”. Отменена постановлением ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” от 4 июля 1936 года.Педология – новая наука. Разработчики давали ей описательное определение. Стороны педологии: теоретическая проблема педологии как науки, практическое педологическое движение. Теор. (Выготский) – это целостная наука о развивабщемся чаде. Центральные категории: развитие, рост, конституция, среда, возраст и его разные виды.Представление о законах психического развития: Закон специфичности детства; Принцип конвергенции внутренних данных и внешних условий; Закон динамогенеза: всякое влечение имеет свою логику развития; Периодичность (ритмизация) развития ребенка, его неравномерность; Биогенетический закон; Закон оптимальной продолжительности подготовки. Более продолжительные стадии способствуют дальнейшему продвижению. П. встречает трудности, т.к. туманно определение ее предмета. Непонятно так же, где границы между психологией, педагогикой и педологией. Наука не создала собственныз методов. Активно использовались тесты. П. развернула очень широкое практическое твижение. Тестовые методы, тестология. На их основании часто педагогическая запущенность принималась за слабоумие и т.п. ® Спецшколы для тупых. 1928 год – первый съеед. Начало 30-х – критика педологии. 1934 г. 4 июля – статья “О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСа” ® запрет педологии и тестовых методов.

Педология за весь период своего существования так и не смогла точно определить предмет своего исследования (простая калька “наука о детях” не тянет на научное определение). Однако она строила свою деятельность на 4-х важных принципах: 1. отказ от изучения ребенка по частям, когда что-то выясняет физиология, что-то невропатология и т.п. Цель педологов - синтез разносторонних знаний о ребенке. 2. генетический принцип состоит в том, что ребенок есть существо развивющееся, поэтому понять его можно только в динамике. 3. Принятие в расчет социального контекста (vs. традиционные науки). 4. Практическое применение полученных в педологии знаний для изменения ребенка. Положительные стороны педологии: попытка видеть детей комплексно и в развитии; стремление найти применение полученных знаний в школе (т.о. создается прообраз школьного психолога). Отрицательные: механическое соединение разных наук; нередкое использование недостастаточно надежных диагностических методов.

Еще вариант о чем говорить:

1879 год – создание Вундтом первой психологической лаборатории в Лейпциге. Эта дата считается началом психологии как самостоятельной науки.

Методом Вундта был эксперимент. Практически все исследования этого периода шли под знамёнами этого метода. Такая ситуация сложилась из-за сильного влияния естествознания на психологию (да и на все науки вообще). Человек – индивид (объект), испытывающий воздействия со стороны окружающего мира. Такое методологическое основание психологии критиковали Брентано и Дильтей. Раскол психологии на две части: 1) естественнонаучную (материалистическая основа) и 2) понимающую (идеалистическая основа).

1. Эббингауз (Германия) занимался памятью. Разработал собственный эксперимент (вышел за пределы физиологического эксперимента Вундта © Ждан). Память – механический процесс образования следов. Материал для запоминания – бессмысленные слоги (так как они не знакомы для испытуемого, таких следов в памяти быть не могло до эксперимента). Ввёл два метода исследования памяти

A. Метод заучивания: ряд бессмысленных слогов повторяется до безошибочного воспроизведения. Критерий эффективности – число повторений.

B. Метод сбережения: после того, как материал полностью забывался, его снова предъявляли испытуемому. На повторное заучивание уходило меньше времени. Значит, заучивание оставляет следы в памяти, но к нему теряется доступ.

Эббингауз установил:

ü объём непосредственного запоминания – 6-8 бессмысленных слогов;

ü закон Йоста: более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшаяся;

ü кривая забывания (сначала забывание идёт быстро, потом – медленнее, а дальше – вовсе останавливается);

ü эффект края (первые и последние элементы ряда запоминаются лучше);

ü память заполнена элементами, а не единицами (можно запомнить, например, три буквы, три слова, три предложения… - это смысловые элементы)

Ещё памятью занимался Мюллер. Он установил, что в памяти действует установка на запоминание. Установил, что осмысленный материал лучше запоминается. В его лаборатории женщина-психолог Калкинс предложила метод парных ассоциаций.

2. Мышление. Вюрцбургская школа. Предмет и задача – экспериментальная разработка мышления. Кюльпе (ученик Вундта), Майер, Мессер, Уатт, Бюлер, Ах, Марбе. Метод исследования – самонаблюдение. Это систематическая интроспекция: испытуемый описывает процесс умственной деятельности во время и после опыта, полученное описание понималось как достоверное и адекватное описание хода мышления в процессе решения задачи.

Марбе интересовался пониманием суждения. Испытуемые говорили о неясных переживаниях – положениях сознания: сомнения, неуверенность, ожидание, удивление, согласие, узнавание, чувства напряжения и расслабления.

Мессер: процесс мышления протекает в форме мыслей:

X отсутствие чувственно-наглядного содержания;

X связь с речью.

Виды мыслей по Мессеру:

1) сознание правил;

2) сознание отношений;

3) мысли-интенции.

Главный вывод Вюрцбургской школы: мышление безóбразно!

Уатт. Анализ деятельной стороны мышления. Испытуемым давалась задача на направленные ассоциации. Инструкция превращалась в самоинструкцию, становилась задачей в терминологии Уатта. Таким образом, мышление определялось как специфический процесс решения задачи.

Ах. Решение задачи – активный процесс, в основе которого лежит особый психологический механизм:

1) установка;

2) детерминирующая тенденция

Отто Зельц. На первых этапах процесса мышления складывается проблемный комплекс (антиципирующая схема), в которой есть разрыв между тем, что есть и тем, что нужно. Функции антиципирующей схемы – контроль и направление хода мыслительных операций. Мышление целостно.

3. Психиатрия. Крепелин (Германия) – внёс в психиатрию психологический эксперимент. Ассоциативный эксперимент: есть различия при шизофрении и МДП (маниакально-депрессивный психоз). Построил кривую утомления (умственное утомление). Во Франции – Шарко. Описал истерию, выделил её симптоматику – физиологические причины: амнезии, параличи, припадки. Гипноз выступал как диагностическое средство, позволяющее отделить истериков от других пациентов. Рибо (ассоционистом был): важно изучить анатомо-физиологические особенности психический явлений, патопсихология – естественный эксперимент природы. Пьер Жане: основной метод психологии – клиническое наблюдение (важны действия, речь субъекта, его манера говорить…). Память, согласно Жане, имеет социальную природу: это рассказ о некотором событии прошлого, случившемся в отсутствии того, кому этот рассказ адресован.

Блейлер выделил аутистическое мышление.

4. США. Холл. Создатель педологии. Кеттел («Интеллектуальные тесты и измерения») изучал интеллект. Мюнстерберг – создатель психотехники. Тейлор – основатель психологии менеджмента. Парсонс – профотбор.

5. Психология индивидуальных различий

6. В России также всё начиналось с врачей-психиатров: Бехтерев, Корсаков, Сикорский. Первая психологическая лаборатория в России – 1896 год, Новороссийский университет, открыл Н.Н. Ланге. Основатели нашей экспериментальной психологии критиковали интроспекцию. Лазурский разработал метод естественного эксперимента: наблюдение по специальной программе за испытуемым. Россолимо разработал метод психологических профилей. Выделил 11 психических процессов, каждый их которых оценивался по 10-ти балльной шкале. 1912 год – открытие Психологического института при историко-философском факультете Московского университета (Челпанов открыл), но Челпанов был идеалистом и стоял на интроспективном методе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...