Вехи научной биографии и основные положения психологической теории С.Л.Рубинштейна.
С.Л. Рубинштейн (1889-1960) учился в Германии на философском факультете у Наторпа, Когена (неокантианцы). Уже тогда увлекся учением Маркса и диалектико-материалистическим способом познания реальности. Изучает методологию философии и конкретных научных дисциплин. Итоги анализа значения идей Маркса для психологии были обобщены в статье «Проблемы психологии в трудах К.Маркса» (1934) Излагается трактовка Марксом понятий человеческой деятельности и его представлений о формировании человеческой психики в процессе деятельности, о сознании и его связи с бытием, исторической природе сознания, трактовка проблем личности, потребностей и способностей. 1922 статья «Принцип творческой самодеятельности». Дана первая формулировка принципа единства сознания и деятельности. Процесс объективного познания не является восприятием или созерцанием истины, как непосредственной данности. Познание должно быть процессом активной творческой самодеятельности преодоления данного до исследования и получения новых результатов. Возможно только через преобразование исследуемых объектов в практической деятельности. Субъект при этом проявляется и формируется в актах творческой самодеятельности. Деятельностью субъекта определяется его сознание. Только в созидании этического и социального формируется нравственная личность. В это время работает заведующим библиотекой Одесского университета. 1930-1942 «ленинградский период» Басов приглашает на должность заведующего кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Разрабатывает проблему построения новой психологии (разрешение открытого кризиса) на основе философии Маркса.
1935 «Основы психологии», где сделана попытка обобщения имеющихся в психологии фактов (разных направлений и школ) на основе принципа единства сознания и деятельности. Проводится цикл экспериментальных исследований по психологии когнитивных процессов (восприятие, память, речь, мышление). Результаты обобщены в «Основах общей психологии» (1940). 1942 эвакуация в Москву. Организует факультет психологии при Московском университете, сектор психологии в институте философии при академии наук. Разрабатывает проблему детерминации психических явлений. В 50-е гг. отстранен от всех должностей (борьба с космополитизмом). Разрабатывает проблему личности и нравственных аспектов ее жизни («Человек и мир» незавершенная работа опубликованная в 1973) Основные положения психологической теории. Принцип единства сознания и деятельности Сознание рассматривается как высший уровень организации психической деятельности, который предполагает включенность личности в контексте связей с объективным миром. Деятельность определяется как целенаправленная активность субъекта, продуктивная, общественная по характеру, включающая «психологические компоненты» в виде целей, языковых и других значений, смыслов и т.д. Это есть «переход субъекта и объекта». В объектах деятельности человека раскрываются его «сущностные силы» (чувства, сознания, способности). В то же время при объективировании происходит формирование самого субъекта. 1. Деятельность и сознание образуют органическое единство (но не тождество) За каждым действием стоит субъективное переживание и выражение отношения к объекту и самому себе. Общение субъекта с миром не является непосредственным, а опосредуется реальными действиями с объектами мира 2. Психика формируется в деятельности. Благодаря предметно развернутой деятельности порождается богатство субъективной человеческой чувствительности (музыкальный слух, эстетическое восприятие).
От структуры деятельности зависит степень ее осознанности. Так, цели в структуре деятельности всегда являются осознанными. Разные компоненты деятельности обладают разной степенью осознанности. Рубинштейн выделяет следующие компоненты: Движение - минимальная степень осознанности
Операция Поступок – уровень самосознания 3. Психика и сознание познаются через деятельность и ее продукты. В бытии психика объективно опосредствована ими. Объективность психологии при этом определяется не выключением психики из предмета изучения, а преобразованием концепции человеческой деятельности. Предмет психологии. Психология изучает психическую деятельность, а также внешнюю практическую деятельность в ее психологическом содержании: мотивы, смыслы, цели, структура деятельности, ценности. При этом подчеркивается процессуальность психического, которая является его характерной особенностью, т.к. связь любого субъекта с объектом непрерывна. Главная задача психологии – изучение закономерностей психического процесса. «Клеточкой», «единицей» психологии Рубинштейн считал «действие», т.к. в нем раскрывается вся психологическая проблематика в целом. Деятельность необходимо отличать от поведения. Преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает ее в поведение. Единицей поведения является поступок, а единицей деятельности – действие. Виды деятельности: · Трудовая · Игра · Учение Специфика каждой определяется мотивацией, и связью с развитием личности. Принцип детерминизма. Внешние причины, влияния действуют только через внутренние условия (аналитико-синтетические акты по соотнесению элементов условий и требований задачи). Совокупностью всех внутренних условий является личность с ее потребностями и способностями. Формы психического. - как процесс - как образ - как деятельность На примере мышления: процесс – анализ, синтез и т.д.; продукт – понятие; деятельность – решение задач, постановка новых целей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|