Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие отечественной психологии в XXв.. Научные школы советской психологии.




В целом 1) досоветсткий 2) советский 3) постсоветсткий

Но можно поподробнее рассмотреть

1)С начала ХХ века до 20-х годов. (см. Вопрос про русскую психологию в XIX-XX веках)

2)20-30гг. Послеоктябрьский – предвоенный период.

Создание Советского государства со всеми вытекающими отсюда идеологическими последствиями. В том числе высланы из страны изве­стные ученые идеалистического направления, занимавшиеся психологической проблематикой

 

1923 – доклад Корнилова «Психология и марксизм» - провозглашение задачи создания «марксистской психологии»

 

В этот период были разработаны крупнейшие концепции совествой писхологии:

-культурно-историческая теория Выготского

-субъектно-деятельностная психология Рубинштейна

-психология деятельности Леонтьева

-психология установки Узнадзе

Активное развитие психотехники.

Бернштейн: биомеханическая программа исследования движений в процессе труда – фундамент концепции построения движений (1947) и физиологии активности (1966).

В разработке задач и методов советская писхотехника развивалась в пусле мировой прикладной писхологии. Однако уже появдяется тенденция к отделению от зарубежных буржуазных исследований. Требование проведения классового подхода (Шпильрейн «О повороте в психотехнике» 1931). С начала 30-х годов начинается сворачивание работ по писхотехнике и в середине 30-х – разгром.

Советская педология, задача – собрать, систематизировать и изучать все. Что касается жизни детей в разных возрастах и во всех отнощениях, охватывая все стороны развития ребенка, и телесную и духовную. Выготский Басов Блонский. (а началось все с 1904 Нечаев – лаборатория экспериментальной педагогической психологии). Решение практических задач, стоящих перед психологией. Конец – «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» - 4 июля 1936.

Теоретическая работа направлена на обновление психологии в духе марксизма.

Бехтерев: переход от объективной психологии к рефлексологии.

Вагнер – основы сравнительной психологии в России. «Этюды по сравнительной психологии»

Павлов – развитие рефлекторной теории. 1923 – «Двадцатилетний опыт»

Ухтомский – учение о доминанте (господствующий очаг возбуждения, предопределяющий в значительной степен характер текущих реакций центров в данный момент)

В первые годы – пристальное внимание к достижениям мировой психологической науки.

Развитие психоанализа в России (см. Соответствующий вопрос)

Теоретическая работа направлена на обновление психологии в духе марксизма.

Программные выступления Блонского, Корнилова, Выготского, Басова, Рубинштейна, Геллерштейна. Идеологическое давление, оказываемое на науку сверху. Наметился процесс противопоставления советских исследований мировым.

Распространение поведенческих концепций, которые в целом не выходили за рамки естественно-научного материализма (Басов, Блонский, Корнилов, Бехтерев). Их особенности:

1.Объективный способ изучения всех проявлений человека;

2.Антропологическая ориентация: точкой отсчета является человек как целое в его взаимодействии с окружающей его дей­ствительностью;

3. Материалистическая трактовка психики как производной от деятельности организма и осуществляющихся в нем энер­гетических преобразований, при умалении отражательной при­роды психики;

4. Антипсихологизм или игнорирование психики как пред­мета исследования.

В целом не справились с задачей создания новой райки о поведении на основе марксизма (Выготский: из-за «отрицания сознания и стремления построить психологическую систему без этого понятия»)

методологические проблемы стали центральными во время дискуссий по рефлексологии (1929) и по реактологии (1930-31 гг.).если рефлексологическая дискуссия пред­ставляла собой преимущественно научное обсуждение, то ре­актологическая уже несла в себе все признаки идеологичес­кой кампании: выдвижение в центр обсуждения идеологичес­ких, а не содержательно-научных идей; острота идеологический характер оценок и суждений; подмена свобод­ного обсуждения априорно заданными сентенциями; приме­нение идеологических и административных санкций по отно­шению к «провинившимся» направлениям (свертывание раз­работок в области рефлексологии и реактологии, переориентация научных центров, смена их руководителей).

 

Начинает складываться грузинская школа.

Узнадзе

Установка как способ преодоления постулата непосредственности. Анализируя концепции интроспекционизма, бихевиоризма, психоанализа и т.д., рассматривает их общую особенность – объяснение психики как совокупности связанных между собой явлений и отличающиеся только способом объяснения. Истоки постулата непосредственности – ложная ориентация на естествознание и признание факта непосредственной связи между физическими явлениями. Последствия постулата непосредственности – идеализм и механицизм –игнорирование субъекта деятельности и личности

Постановка проблемы установки.

В экспериментальных исследований рассматриваются феномены: иллюзия объема, иллюзия силы давления, иллюзия слуха, иллюзия слуха, иллюзия освещенности, иллюзия количества. Критика теории Мюллера (не являются специфическими только для иллюзия веса) и теории обманутого ожидания для объяснения (обнаруживается и поз влиянием предварительных опытов в состоянии гипнотического сна). Общий момент для всех опытов – характер отношения внутри задачи. Внесознательный психический процесс, оказывающий влияние на содержание и течение сознательной психики. – состояние установки – 1) не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание, а некоторое целостное состояние субъекта 2) не просто какое-нибудь из содержаний психической жизни, а момент ее динамической определенности 3) не определенное содержание, а целостная направленность его в определенную сторону на определенную активность. Это основная изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Вывод: наличие в нашей психике не только сознательных, но и досознательных процессов, которые мы можем характеризовать как установки.

Возникновению сознательных психических процессов предшествует состояние, которое является психическим, а не физиологическим – установка – готовность к определенной активности, возникает при наличии двух условий (необходимых и достаточных): актуальная потребность и объективная ситуация удовлетворения этой потребности. Это первичное, целостное, недифференцированное состояние, для которого свойственны иррадиация и генерализация. На начальной фазе является диффузной, но при повторном действии ситуации становится фиксированной. С точки зрения полноты ликвидации установки: статическая и динамическая, с т.зр. постепенности – пластическая и грубая, с т.зр. постоянства – стабильная или лабильная, с т.зр. типологической устойчивости – константные и вариабельные.

Все поведение определяется воздействием окружающей действительнотси и не непосредственно, а через целостное отражение ее в субъекте деятельности – через установку. Отдельные акты поведения, в том числе психическая деятельность, представляют собой явления вторичного происхождения.

В сложных условиях жизни человека, при возникновении затруднений и задержке в его деятельности у него активируется способность объективации – специфически человеческая способность, на базе которой возникают далее идентификация, наименование (речь), мышление, акты воли.

В настоящее время в исследованиях грузинской школы рассматривается третий фактор - психофизиологические условия.

Активные разработки теории деятельности в Харьковской школе (Леонтьев, Гальперин, Зинченко, Запорожец, Божович)

Борис Михайлович Теплов (1986-1965) – основоположник советской дифференциальной психофизиолгии. Разрабатывал теоретичсекие вопросы индивидуальных различий.

Благодаря таланту и творческой инициативе со­ветских ученых, им удалось серьезно продвинуться в осмыс­лении психологии: в исследовании материального субстрата психики и сенсорных процессов (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, Б.Г.Ананьев и др.), анализе процессуально-содержательных характеристик психики на основе рассмотрения единства со­знания и деятельности (школа С.Л.Рубинштейна), изучении процесса формирования высших психических функций в русле культурно-исторической концепции (Л.С.Выготский и его последователи), психологическом исследовании деятельности и генезиса психического (А.Н.Леонтьева), разработке пробле­мы установки (школа Д.Н.Узнадзе) и психологии отношений (В.Н.Мясищев), изучении психологии памяти (А.А.Смирнов, П.И.Зинченко), рассмотрении проблем индивидуальности (Б.Г.Ананьев, Б.М. Теплов), формировании концепции целос­тности личности (М.Я. Басов, П.П.Блонский) и т. д.

Основные теоретические достижения советской психологии в 20-30 гг.:

1)Психика как функция, свойство высоорганизованной ма­терии — человеческого мозга.

2)Эволюционно-стадиальный характер развития психики.

3)Признание человека в качестве активного деятеля в ок­ружающей его среде.

4)Признание культурно-исторической обусловленности про­цесса развития психики.

 

!!творческое освоение и развитие советскими пси­хологами диалектико-материалистической философии. Наиболее глубокий теоретико-методологический анализ фи­лософии Маркса в понимании человека и конструктивное, твор­ческое его использование и развитие для построения системы психологического знания представлено в трудах С.Л.Рубинш­тейна. Определяя пути выхода психологии из кризиса Рубинштейн указывает на необходимость нового понимания ключевых кате­горий психологии — сознания и деятельности. Новую трактов­ку их как раз помогает, по его мнению, найти марксизм и, преж­де всего, содержащаяся в этом учении концепция деятельнос­ти, раскрывающаяся через диалектику связи субъекта с предметной действительностью. Диалектическая связь указан­ных процессов в концепции С.Л.Рубинштейна приобретает вид принципа единства сознания и деятельности, ставшего одной из главных методологических основ советской психологии.

Идеи Маркса об историческом характере сознания, его об­щественной природе учитывались Рубинштейном при осмыс­лении и обосновании принципа развития и историзма, как базисных, опорных точек рассмотрения психики. Опора на марксистские идеи помогла ученому в 30-40-е годы сформу­лировать и другие принципиальные положения методологии:-по-новому определить предмет психологии, дать диалектико-материалистическую трактовку принципов детерминизма и личностного опосредования, обосновать понимание человека как биосоциального существа, выявить специфику психического как процесса и деятельности т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...