Развитие отечественной психологии в XXв.. Научные школы советской психологии.
В целом 1) досоветсткий 2) советский 3) постсоветсткий Но можно поподробнее рассмотреть 1)С начала ХХ века до 20-х годов. (см. Вопрос про русскую психологию в XIX-XX веках) 2)20-30гг. Послеоктябрьский – предвоенный период. Создание Советского государства со всеми вытекающими отсюда идеологическими последствиями. В том числе высланы из страны известные ученые идеалистического направления, занимавшиеся психологической проблематикой
1923 – доклад Корнилова «Психология и марксизм» - провозглашение задачи создания «марксистской психологии»
В этот период были разработаны крупнейшие концепции совествой писхологии: -культурно-историческая теория Выготского -субъектно-деятельностная психология Рубинштейна -психология деятельности Леонтьева -психология установки Узнадзе Активное развитие психотехники. Бернштейн: биомеханическая программа исследования движений в процессе труда – фундамент концепции построения движений (1947) и физиологии активности (1966). В разработке задач и методов советская писхотехника развивалась в пусле мировой прикладной писхологии. Однако уже появдяется тенденция к отделению от зарубежных буржуазных исследований. Требование проведения классового подхода (Шпильрейн «О повороте в психотехнике» 1931). С начала 30-х годов начинается сворачивание работ по писхотехнике и в середине 30-х – разгром. Советская педология, задача – собрать, систематизировать и изучать все. Что касается жизни детей в разных возрастах и во всех отнощениях, охватывая все стороны развития ребенка, и телесную и духовную. Выготский Басов Блонский. (а началось все с 1904 Нечаев – лаборатория экспериментальной педагогической психологии). Решение практических задач, стоящих перед психологией. Конец – «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» - 4 июля 1936.
Теоретическая работа направлена на обновление психологии в духе марксизма. Бехтерев: переход от объективной психологии к рефлексологии. Вагнер – основы сравнительной психологии в России. «Этюды по сравнительной психологии» Павлов – развитие рефлекторной теории. 1923 – «Двадцатилетний опыт» Ухтомский – учение о доминанте (господствующий очаг возбуждения, предопределяющий в значительной степен характер текущих реакций центров в данный момент) В первые годы – пристальное внимание к достижениям мировой психологической науки. Развитие психоанализа в России (см. Соответствующий вопрос) Теоретическая работа направлена на обновление психологии в духе марксизма. Программные выступления Блонского, Корнилова, Выготского, Басова, Рубинштейна, Геллерштейна. Идеологическое давление, оказываемое на науку сверху. Наметился процесс противопоставления советских исследований мировым. Распространение поведенческих концепций, которые в целом не выходили за рамки естественно-научного материализма (Басов, Блонский, Корнилов, Бехтерев). Их особенности: 1.Объективный способ изучения всех проявлений человека; 2.Антропологическая ориентация: точкой отсчета является человек как целое в его взаимодействии с окружающей его действительностью; 3. Материалистическая трактовка психики как производной от деятельности организма и осуществляющихся в нем энергетических преобразований, при умалении отражательной природы психики; 4. Антипсихологизм или игнорирование психики как предмета исследования. В целом не справились с задачей создания новой райки о поведении на основе марксизма (Выготский: из-за «отрицания сознания и стремления построить психологическую систему без этого понятия»)
методологические проблемы стали центральными во время дискуссий по рефлексологии (1929) и по реактологии (1930-31 гг.).если рефлексологическая дискуссия представляла собой преимущественно научное обсуждение, то реактологическая уже несла в себе все признаки идеологической кампании: выдвижение в центр обсуждения идеологических, а не содержательно-научных идей; острота идеологический характер оценок и суждений; подмена свободного обсуждения априорно заданными сентенциями; применение идеологических и административных санкций по отношению к «провинившимся» направлениям (свертывание разработок в области рефлексологии и реактологии, переориентация научных центров, смена их руководителей).
Начинает складываться грузинская школа. Узнадзе Установка как способ преодоления постулата непосредственности. Анализируя концепции интроспекционизма, бихевиоризма, психоанализа и т.д., рассматривает их общую особенность – объяснение психики как совокупности связанных между собой явлений и отличающиеся только способом объяснения. Истоки постулата непосредственности – ложная ориентация на естествознание и признание факта непосредственной связи между физическими явлениями. Последствия постулата непосредственности – идеализм и механицизм –игнорирование субъекта деятельности и личности Постановка проблемы установки. В экспериментальных исследований рассматриваются феномены: иллюзия объема, иллюзия силы давления, иллюзия слуха, иллюзия слуха, иллюзия освещенности, иллюзия количества. Критика теории Мюллера (не являются специфическими только для иллюзия веса) и теории обманутого ожидания для объяснения (обнаруживается и поз влиянием предварительных опытов в состоянии гипнотического сна). Общий момент для всех опытов – характер отношения внутри задачи. Внесознательный психический процесс, оказывающий влияние на содержание и течение сознательной психики. – состояние установки – 1) не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание, а некоторое целостное состояние субъекта 2) не просто какое-нибудь из содержаний психической жизни, а момент ее динамической определенности 3) не определенное содержание, а целостная направленность его в определенную сторону на определенную активность. Это основная изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Вывод: наличие в нашей психике не только сознательных, но и досознательных процессов, которые мы можем характеризовать как установки.
Возникновению сознательных психических процессов предшествует состояние, которое является психическим, а не физиологическим – установка – готовность к определенной активности, возникает при наличии двух условий (необходимых и достаточных): актуальная потребность и объективная ситуация удовлетворения этой потребности. Это первичное, целостное, недифференцированное состояние, для которого свойственны иррадиация и генерализация. На начальной фазе является диффузной, но при повторном действии ситуации становится фиксированной. С точки зрения полноты ликвидации установки: статическая и динамическая, с т.зр. постепенности – пластическая и грубая, с т.зр. постоянства – стабильная или лабильная, с т.зр. типологической устойчивости – константные и вариабельные. Все поведение определяется воздействием окружающей действительнотси и не непосредственно, а через целостное отражение ее в субъекте деятельности – через установку. Отдельные акты поведения, в том числе психическая деятельность, представляют собой явления вторичного происхождения. В сложных условиях жизни человека, при возникновении затруднений и задержке в его деятельности у него активируется способность объективации – специфически человеческая способность, на базе которой возникают далее идентификация, наименование (речь), мышление, акты воли. В настоящее время в исследованиях грузинской школы рассматривается третий фактор - психофизиологические условия. Активные разработки теории деятельности в Харьковской школе (Леонтьев, Гальперин, Зинченко, Запорожец, Божович) Борис Михайлович Теплов (1986-1965) – основоположник советской дифференциальной психофизиолгии. Разрабатывал теоретичсекие вопросы индивидуальных различий.
Благодаря таланту и творческой инициативе советских ученых, им удалось серьезно продвинуться в осмыслении психологии: в исследовании материального субстрата психики и сенсорных процессов (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, Б.Г.Ананьев и др.), анализе процессуально-содержательных характеристик психики на основе рассмотрения единства сознания и деятельности (школа С.Л.Рубинштейна), изучении процесса формирования высших психических функций в русле культурно-исторической концепции (Л.С.Выготский и его последователи), психологическом исследовании деятельности и генезиса психического (А.Н.Леонтьева), разработке проблемы установки (школа Д.Н.Узнадзе) и психологии отношений (В.Н.Мясищев), изучении психологии памяти (А.А.Смирнов, П.И.Зинченко), рассмотрении проблем индивидуальности (Б.Г.Ананьев, Б.М. Теплов), формировании концепции целостности личности (М.Я. Басов, П.П.Блонский) и т. д. Основные теоретические достижения советской психологии в 20-30 гг.: 1)Психика как функция, свойство высоорганизованной материи — человеческого мозга. 2)Эволюционно-стадиальный характер развития психики. 3)Признание человека в качестве активного деятеля в окружающей его среде. 4)Признание культурно-исторической обусловленности процесса развития психики.
!!творческое освоение и развитие советскими психологами диалектико-материалистической философии. Наиболее глубокий теоретико-методологический анализ философии Маркса в понимании человека и конструктивное, творческое его использование и развитие для построения системы психологического знания представлено в трудах С.Л.Рубинштейна. Определяя пути выхода психологии из кризиса Рубинштейн указывает на необходимость нового понимания ключевых категорий психологии — сознания и деятельности. Новую трактовку их как раз помогает, по его мнению, найти марксизм и, прежде всего, содержащаяся в этом учении концепция деятельности, раскрывающаяся через диалектику связи субъекта с предметной действительностью. Диалектическая связь указанных процессов в концепции С.Л.Рубинштейна приобретает вид принципа единства сознания и деятельности, ставшего одной из главных методологических основ советской психологии. Идеи Маркса об историческом характере сознания, его общественной природе учитывались Рубинштейном при осмыслении и обосновании принципа развития и историзма, как базисных, опорных точек рассмотрения психики. Опора на марксистские идеи помогла ученому в 30-40-е годы сформулировать и другие принципиальные положения методологии:-по-новому определить предмет психологии, дать диалектико-материалистическую трактовку принципов детерминизма и личностного опосредования, обосновать понимание человека как биосоциального существа, выявить специфику психического как процесса и деятельности т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|