Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап развитие советской психологии в годы ВОВ и в послевоенный период.




ВОВ: одно из основных требований к пси­хологическим разработкам — их прикладная ориентирован­ность, направленность на решение актуальных практических задач.Другим важным требованием к научным разработкам явля­лось существенное сокращение сроков исследований. + еще одна важная особенность научных исследований военных лет — их открытость и доступность по­лученных в них результатов для широкого круга ученых и практических работников.

большинство работ выполнялось психологами в тесном взаимодействии со специалистами дру­гих профилей, что позволяло комплексно рассматривать все аспекты проблемы, привлекая данные других областей знания.

Одним из основных направлений деятельности психологов военных лет, как отмечалось, являлось их участие в работе по восстановлению утраченных или нарушенных психических функций в результате поражения мозга и периферической не­рвной системы как следствия военных травм. -àЛурия и нейропсихология

Проблемы сознания, мышления, речи составляли ядро обще­психологических и психолого — педагогических исследова­ний военных лет.

В научном творчестве С.Л.Рубинштейна, как и в предвоенный период, по-прежнему, основное место занимали проблемы строения сознания, его философско-психологическо-го анализа.

Изучение сознания и вообще психики человека на основе деятельностного подхода проводилась также в работах Б.Г. Ананьева, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, Б.М. Теплова и других ученых.

В работах А.Н.Леонтьева военных лет особое внимание уде­лялось исследованию генетического аспекта сознания, его развития в процессе фило-онтогенеза. Он продолжает углуб­лять то направление исследований, которое осуществлялось им и работающей под его руководством группой сотрудников (Бо-жович, Гальперин, Запорожец) в предвоенные годы. В частно­сти, в ряде статей, посвященных проблемам сознательности учения [66; 70], автор выдвигает и рассматривает вопросы, ка­сающиеся структуры деятельности, значения и личностного смысла отражаемой человеком действительности, места и роли мотивов как побудителей деятельности и т. д. Раскрывая пси­хологическую структуру деятельности, Леонтьев соотносит такие понятия, как «деятельность», «действие», «цель», «мотив» и т. д.

Через несколько лет после окончания Великой Отечествен­ной войны в научной жизни страны происходит ряд событий, свидетельствующих о новой волне борьбы за чистоту ленинс-ко-сталинских идей в различных сферах научного познания.

4 июля 1950 г. – «Павловская сессия» Формально, главная задача сессии заключалась в том, чтобы «вскрыть недостатки, мешающие дальнейшему плодо­творному развитию идей Павлова» Психология была поставлена пе­ред необходимостью совершить поворот к павловской физио­логии, восстановить преемственность с сеченовскими идеями. Психологи должны были оценить роль и значение учения И.П. Павлова для психологических исследований, а психологичес­кая теория — найти точки своего роста в учении о рефлек­торной природе психического. В качестве ближайшей основ­ной теоретической задачи психологии определялось «ее фило-софско-теоретическое перевооружение на базе диалектического и исторического материализма и павловского учения»

Дискуссии по проблеме взаимосвязи психического и физи­ологического проходили не только в Москве, но и во всех круп­ных научных центрах.

В мае 1962 г. Всесоюзное совещание по философским вопросам фи­зиологии в.н.д. и психологии, в котором приняло участие бо­лее тысячи специалистов. В ходе дискуссий на совещании обсуждалось прежде всего значение павловского учения для психологии.

В целом, итогом совещания явилось признание возможности дополнения пав­ловского учения новыми идеями и теориями в области физио­логии и психофизиологии.

Принципиально по-новому решены вопросы о предмете пси­хологии и физиологии в.н.д. Было признано, что эти две на­уки имеют дело с одним и тем же объектом — высшей не­рвной деятельностью как функцией мозга. Различаются же предметы данных наук — психологический или физиологи­ческий аспекты этой деятельности.

Подводя итоги данному периоду развития психологии в СССР, необходимо подчеркнуть, что перестройка психологии на основе павловского учения способствовала более четкой разра­ботке методологических оснований психологии, появлению новых психофизиологических подходов и теорий, определениюспецифических методов изучения психических явлений. В ко­нечном итоге психологии удалось отстоять свою независимость от претензий физиологии высшей нервной деятельности.

4 этап. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х и до конца 80-х годов

относительно спокойный, с точки зрения по­литического и идеологического воздействия на психологию, пе­риод ее развития.

Этот период в истории советской психологии характери­зуется активным влючением психологии в решение практичес­ких задач, расширением исследовательского проблемного поля и ростом прикладной ориентированности проводимых иссле­дований, формированием новых научных направлений и уси­лением связи с другими науками, развитием комплексного подхода в познании психической реальности и разработкой системной методологии психологических исследований, укреп­лением организационной и материально-технической базы психологии, постановкой новых теоретических проблем и раз­работкой категориально-понятийного аппарата психологии. Это все, в конечном итоге, способствовало существенному укрепле­нию статуса психологии в обществе, возрастанию роли психо­логических исследований при принятии ответственных управ­ленческих, кадровых и даже политических решений.

была решена задача создания системы методологических принци­пов психологии. Она включает:

-принцип диалектико — ма­териалистического детерминизма (причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром),

-принцип единства личности, сознания и деятельности (сознание — личностно и деятельно, личность — сознатель­на и деятельна, деятельность — сознательна и личностна),

-принцип отражения (все психические явления суть результа­ты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром),

-принцип развития (постепенное и скачкообразное ус­ложнение психики как в процессуальном, так и содержатель­ном аспектах),

 

-принцип иерархичности психики (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординирован-ны, т. е. подчинены и управляются высшими, а высшие, вклю­чая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся),

-личностный принцип (индивидуальный подход к человеку как личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления),

-принцип единства теории, эксперимента и практики (экспе­римент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю, и, вместе с ней, подтверждается практикой как высшим кри­терием истины).

 

разрешение вопроса о предмете психологии как самостоятельной научной дисциплине. предметом психологии является психика, пони­маемая как свойство высокоорганизованной материи, в много­образии механизмов формирования и развития психических явлений, а также в совокупности ее закономерных связей, вза­имодействий и опосредовании, выявляющихся в отражающей и регулирующей функциях.

систематизация и уточнение категориально — понятийного аппарата психологической науки.

особенности развития психологии в СССР в 60-80-е гг, можно выде­лить ряд тенденций:

1. расширение проблемного поля исследований;

2. углубление междисциплинарных связей и формирование «стыковых» проблем, возникающих на пересечении проблема­тики разных психологических дисциплин;

3. усиление связи с практикой и ее ориентирующей и направ­ляющей роли в развитии научно-исследовательской деятельности;

4. изменение проблематики психологических исследований под влиянием научно-технического прогресса: теории инфор­мации и кибернетики, освоения космоса, интенсификации ин­женерных разработок, появления новых технологий, автомати­зированных систем управления и т. д.;

5. развитие комплексных исследований в психологии.

!!!системный подход

5 этап – с начала 90-х годов – постсоветский период

1885 – Бехтерев создает первую в России психофизиологическую лабораторию для научных изысканий в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии.

Центральная идея – объединение различных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии, физиологии и психологии в целях исследования человеческой личности в ее здоровых и болезненных проявлениях.

 

ПИТЕРСКАЯ ШКОЛА.

Началась с Бехтерева. В контексте физиологии и нейропсихологии. Основоположник объективного подхода изучения психики.

Главный ученик Бехтерева – Лазурский, родился в 1884 г. Умер в 1917 г. в возрасте 43 лет. Его теория личности конкретная и развернутая.

Спорил с Бехтеревым, что не надо только ограничиваться объективным путем. Его работа распадается на два этапа (сам не делил): до 1912 г. центральным понятием было характер и характерология. ДО 1917 г стал говорить про личность, что это не только характерология, но психосоциальный аспект.

Строит целостную классификацию личности.

1909 г. – «Очерк науки о характерах», Лазурский. 2 часть – описание конкретных параметров свойств.

Индивидуальная психология или характерология – изучает наклонности, конечная цель составление классификации характеров.

Характер – совокупность наклонностей присущих данному лицу. Понятие темперамента вливается в характер, и вообще считает его отжившим. В характере могут быть совмещены наклонности, это называется гибкостью характера.

1912 г. – вторая программа, в соавторстве с Франком. «Программа исследования личности в ее отношении к среде». Соотношение личности внешним объектом (Франк), они называют экзо и эндопсихическими.

Соотношение между собой экзо и эндопсихических сторон личности описывает в следующей своей программе. Личность – устойчивое единство, которое лежит в основе всего, что совершается в мире. Характер связан с волей и управляемыми процессами. Он говорит, что в жизни человека важное значение имеют элементы приобретенные в среде, а не врожденные. Вводит эндо и экзопсихические понятия. Ядро психики – эндопсихические процессы, но реально основное внимание уделяет экзопсихики, отношением с окружающем миром

За 10-летие с небольшим Лазурский проделал большую эволюцию, путь от индивидуальности к личности, от генетически обусловлены внутренних особенностей под влиянием нервной системы к сфере взаимоотношений личности с миром и др. Динамика его взглядов основывалась в том, что экзопсихическая сторона личности приобретает большое значение. Вектор динамики от изолированного индивида направлен к миру.

Мясищев В.Н. (1893-1974) – психология отношений.

Для него главная проблематика – проблема психотерапии, клинической психологии, Центр клинической психологии и клинической диагностики (50-е гг.).

Ананьев Б.Г. Занимался вопросами восприятия. Напрямую вопросами личности не занимался. Последние работы были посвящены комплексному изучению человека. Пытался интегрировать его разные свойства и качества.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) защищал комплексный характер исследований в психологии, предполагающий широкие междисциплинарные связи. Деятельность как одна их детерминант развития психики. Проблема интеграции знания. Развил лучшие традиции Бехтерева, руководствуясь марксистской методологией. Общая методологическая основа его исследований – принцип отражения и принцип развития. Индивидуальное развитие рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности (в том числе деятельности общения) индивида.

 

 

ПЕРМСКАЯ ШКОЛА

Мерлин (1898 -). Ученик Басова, работал с ним в Петрограде. В 50-е гг. окончательно осел в Перми. Создал за 30 лет там серьезную научную школу – бренд интегральной индивидуальности. Понятие личность у него вторична. Ключевое – интегральная индивидуальность. С 1972 – системное изучение индивидуальности.

 

Интегральная индивидуальность – особый характер связи между всеми свойствами человека.. Как эти элементы между собой связаны. Он констатирует, что свойства относятся к разным уровням, и как связаны свойства на одном уровне и на разных. Свойства и связи интегральной индивидуальности складываются с индивидуальных свойств и характера связей между индивидуальными свойствами.

Выделяются 3 уровня интегральной индивидуальности:

1. низший – система интегральных свойств организма

· биохимические свойства

· общие соматические свойства

· нейродинамические свойства нервной системы

2. средний – система индивидуальных психических свойств

· психодинамические свойства темперамента

· психические свойства личности

3. высший – уровень социально-психологических индивидуальных свойств

· подсистема социальных ролей в группах

· социальных роли в больших исторических общностях

Мерлин говорит о личности как о субъекте активно вмешивающемся в свою жизнь, поэтому система интегральности – саморегулирующаяся система. Личность – саморазвивающаяся система.

Понятие индивидуального стиля деятельности. Это понятие кроме Мерлина связано с одним из ведущих учеников Мерлина Е.А. Климова. Климов в своей диссертации разрабатывал понятие индивидуального стиля деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...