Этап развитие советской психологии в годы ВОВ и в послевоенный период.
ВОВ: одно из основных требований к психологическим разработкам — их прикладная ориентированность, направленность на решение актуальных практических задач.Другим важным требованием к научным разработкам являлось существенное сокращение сроков исследований. + еще одна важная особенность научных исследований военных лет — их открытость и доступность полученных в них результатов для широкого круга ученых и практических работников. большинство работ выполнялось психологами в тесном взаимодействии со специалистами других профилей, что позволяло комплексно рассматривать все аспекты проблемы, привлекая данные других областей знания. Одним из основных направлений деятельности психологов военных лет, как отмечалось, являлось их участие в работе по восстановлению утраченных или нарушенных психических функций в результате поражения мозга и периферической нервной системы как следствия военных травм. -àЛурия и нейропсихология Проблемы сознания, мышления, речи составляли ядро общепсихологических и психолого — педагогических исследований военных лет. В научном творчестве С.Л.Рубинштейна, как и в предвоенный период, по-прежнему, основное место занимали проблемы строения сознания, его философско-психологическо-го анализа. Изучение сознания и вообще психики человека на основе деятельностного подхода проводилась также в работах Б.Г. Ананьева, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, Б.М. Теплова и других ученых. В работах А.Н.Леонтьева военных лет особое внимание уделялось исследованию генетического аспекта сознания, его развития в процессе фило-онтогенеза. Он продолжает углублять то направление исследований, которое осуществлялось им и работающей под его руководством группой сотрудников (Бо-жович, Гальперин, Запорожец) в предвоенные годы. В частности, в ряде статей, посвященных проблемам сознательности учения [66; 70], автор выдвигает и рассматривает вопросы, касающиеся структуры деятельности, значения и личностного смысла отражаемой человеком действительности, места и роли мотивов как побудителей деятельности и т. д. Раскрывая психологическую структуру деятельности, Леонтьев соотносит такие понятия, как «деятельность», «действие», «цель», «мотив» и т. д.
Через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны в научной жизни страны происходит ряд событий, свидетельствующих о новой волне борьбы за чистоту ленинс-ко-сталинских идей в различных сферах научного познания. 4 июля 1950 г. – «Павловская сессия» Формально, главная задача сессии заключалась в том, чтобы «вскрыть недостатки, мешающие дальнейшему плодотворному развитию идей Павлова» Психология была поставлена перед необходимостью совершить поворот к павловской физиологии, восстановить преемственность с сеченовскими идеями. Психологи должны были оценить роль и значение учения И.П. Павлова для психологических исследований, а психологическая теория — найти точки своего роста в учении о рефлекторной природе психического. В качестве ближайшей основной теоретической задачи психологии определялось «ее фило-софско-теоретическое перевооружение на базе диалектического и исторического материализма и павловского учения» Дискуссии по проблеме взаимосвязи психического и физиологического проходили не только в Москве, но и во всех крупных научных центрах. В мае 1962 г. Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии в.н.д. и психологии, в котором приняло участие более тысячи специалистов. В ходе дискуссий на совещании обсуждалось прежде всего значение павловского учения для психологии.
В целом, итогом совещания явилось признание возможности дополнения павловского учения новыми идеями и теориями в области физиологии и психофизиологии. Принципиально по-новому решены вопросы о предмете психологии и физиологии в.н.д. Было признано, что эти две науки имеют дело с одним и тем же объектом — высшей нервной деятельностью как функцией мозга. Различаются же предметы данных наук — психологический или физиологический аспекты этой деятельности. Подводя итоги данному периоду развития психологии в СССР, необходимо подчеркнуть, что перестройка психологии на основе павловского учения способствовала более четкой разработке методологических оснований психологии, появлению новых психофизиологических подходов и теорий, определениюспецифических методов изучения психических явлений. В конечном итоге психологии удалось отстоять свою независимость от претензий физиологии высшей нервной деятельности. 4 этап. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х и до конца 80-х годов относительно спокойный, с точки зрения политического и идеологического воздействия на психологию, период ее развития. Этот период в истории советской психологии характеризуется активным влючением психологии в решение практических задач, расширением исследовательского проблемного поля и ростом прикладной ориентированности проводимых исследований, формированием новых научных направлений и усилением связи с другими науками, развитием комплексного подхода в познании психической реальности и разработкой системной методологии психологических исследований, укреплением организационной и материально-технической базы психологии, постановкой новых теоретических проблем и разработкой категориально-понятийного аппарата психологии. Это все, в конечном итоге, способствовало существенному укреплению статуса психологии в обществе, возрастанию роли психологических исследований при принятии ответственных управленческих, кадровых и даже политических решений. была решена задача создания системы методологических принципов психологии. Она включает:
-принцип диалектико — материалистического детерминизма (причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром), -принцип единства личности, сознания и деятельности (сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна), -принцип отражения (все психические явления суть результаты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром), -принцип развития (постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и содержательном аспектах),
-принцип иерархичности психики (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординирован-ны, т. е. подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся), -личностный принцип (индивидуальный подход к человеку как личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления), -принцип единства теории, эксперимента и практики (эксперимент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю, и, вместе с ней, подтверждается практикой как высшим критерием истины).
разрешение вопроса о предмете психологии как самостоятельной научной дисциплине. предметом психологии является психика, понимаемая как свойство высокоорганизованной материи, в многообразии механизмов формирования и развития психических явлений, а также в совокупности ее закономерных связей, взаимодействий и опосредовании, выявляющихся в отражающей и регулирующей функциях. систематизация и уточнение категориально — понятийного аппарата психологической науки. особенности развития психологии в СССР в 60-80-е гг, можно выделить ряд тенденций: 1. расширение проблемного поля исследований; 2. углубление междисциплинарных связей и формирование «стыковых» проблем, возникающих на пересечении проблематики разных психологических дисциплин;
3. усиление связи с практикой и ее ориентирующей и направляющей роли в развитии научно-исследовательской деятельности; 4. изменение проблематики психологических исследований под влиянием научно-технического прогресса: теории информации и кибернетики, освоения космоса, интенсификации инженерных разработок, появления новых технологий, автоматизированных систем управления и т. д.; 5. развитие комплексных исследований в психологии. !!!системный подход 5 этап – с начала 90-х годов – постсоветский период 1885 – Бехтерев создает первую в России психофизиологическую лабораторию для научных изысканий в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии. Центральная идея – объединение различных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии, физиологии и психологии в целях исследования человеческой личности в ее здоровых и болезненных проявлениях.
ПИТЕРСКАЯ ШКОЛА. Началась с Бехтерева. В контексте физиологии и нейропсихологии. Основоположник объективного подхода изучения психики. Главный ученик Бехтерева – Лазурский, родился в 1884 г. Умер в 1917 г. в возрасте 43 лет. Его теория личности конкретная и развернутая. Спорил с Бехтеревым, что не надо только ограничиваться объективным путем. Его работа распадается на два этапа (сам не делил): до 1912 г. центральным понятием было характер и характерология. ДО 1917 г стал говорить про личность, что это не только характерология, но психосоциальный аспект. Строит целостную классификацию личности. 1909 г. – «Очерк науки о характерах», Лазурский. 2 часть – описание конкретных параметров свойств. Индивидуальная психология или характерология – изучает наклонности, конечная цель составление классификации характеров. Характер – совокупность наклонностей присущих данному лицу. Понятие темперамента вливается в характер, и вообще считает его отжившим. В характере могут быть совмещены наклонности, это называется гибкостью характера. 1912 г. – вторая программа, в соавторстве с Франком. «Программа исследования личности в ее отношении к среде». Соотношение личности внешним объектом (Франк), они называют экзо и эндопсихическими. Соотношение между собой экзо и эндопсихических сторон личности описывает в следующей своей программе. Личность – устойчивое единство, которое лежит в основе всего, что совершается в мире. Характер связан с волей и управляемыми процессами. Он говорит, что в жизни человека важное значение имеют элементы приобретенные в среде, а не врожденные. Вводит эндо и экзопсихические понятия. Ядро психики – эндопсихические процессы, но реально основное внимание уделяет экзопсихики, отношением с окружающем миром
За 10-летие с небольшим Лазурский проделал большую эволюцию, путь от индивидуальности к личности, от генетически обусловлены внутренних особенностей под влиянием нервной системы к сфере взаимоотношений личности с миром и др. Динамика его взглядов основывалась в том, что экзопсихическая сторона личности приобретает большое значение. Вектор динамики от изолированного индивида направлен к миру. Мясищев В.Н. (1893-1974) – психология отношений. Для него главная проблематика – проблема психотерапии, клинической психологии, Центр клинической психологии и клинической диагностики (50-е гг.). Ананьев Б.Г. Занимался вопросами восприятия. Напрямую вопросами личности не занимался. Последние работы были посвящены комплексному изучению человека. Пытался интегрировать его разные свойства и качества. Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) защищал комплексный характер исследований в психологии, предполагающий широкие междисциплинарные связи. Деятельность как одна их детерминант развития психики. Проблема интеграции знания. Развил лучшие традиции Бехтерева, руководствуясь марксистской методологией. Общая методологическая основа его исследований – принцип отражения и принцип развития. Индивидуальное развитие рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности (в том числе деятельности общения) индивида.
ПЕРМСКАЯ ШКОЛА Мерлин (1898 -). Ученик Басова, работал с ним в Петрограде. В 50-е гг. окончательно осел в Перми. Создал за 30 лет там серьезную научную школу – бренд интегральной индивидуальности. Понятие личность у него вторична. Ключевое – интегральная индивидуальность. С 1972 – системное изучение индивидуальности.
Интегральная индивидуальность – особый характер связи между всеми свойствами человека.. Как эти элементы между собой связаны. Он констатирует, что свойства относятся к разным уровням, и как связаны свойства на одном уровне и на разных. Свойства и связи интегральной индивидуальности складываются с индивидуальных свойств и характера связей между индивидуальными свойствами. Выделяются 3 уровня интегральной индивидуальности: 1. низший – система интегральных свойств организма · биохимические свойства · общие соматические свойства · нейродинамические свойства нервной системы 2. средний – система индивидуальных психических свойств · психодинамические свойства темперамента · психические свойства личности 3. высший – уровень социально-психологических индивидуальных свойств · подсистема социальных ролей в группах · социальных роли в больших исторических общностях Мерлин говорит о личности как о субъекте активно вмешивающемся в свою жизнь, поэтому система интегральности – саморегулирующаяся система. Личность – саморазвивающаяся система. Понятие индивидуального стиля деятельности. Это понятие кроме Мерлина связано с одним из ведущих учеников Мерлина Е.А. Климова. Климов в своей диссертации разрабатывал понятие индивидуального стиля деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|