Введено новое учение о методе исследования
Адекватным методом исследования психики как ориентировочной деятельности становится формирующий эксперимент. Он является развитием экспериментально-генетического метода Выготского. В связи с тем, что в своих сложившихся и автоматизированных формах ориентировочная деят-ть недоступна психологическому анализу, поэтому нельзя просто ограничиться наблюдением. Для того чтобы процесс формирования ориентировочной деят-ти стал процессом ее познания, он должен быть управляемым. Контроль за ходом развития действия предполагает наличие условий, «которые обеспечивали бы, — именно обеспечивали бы! — формирование новых знаний и умений с заданными показателями». К числу таких условий П.Я. Гальперин относит создание адекватной мотивации, обеспечение правильного выполнения нового действия, воспитание его желаемых свойств и превращение его в действие заданной формы. Совокупность этих условий получила название «поэтапное формирование». В данном случае речь идет о формировании как психологическом методе, являющемся одновременно и методом обучения, и методом исследования. В эксперименте подлежит организации вся система условий, которые обеспечивали бы формирование новых знаний и умений с заданными показателями. Она включает в себя следующие моменты: 1. Необходимо создать схему ориентировочной основы действия, причем, не только в форме «устных указаний и объяснений», но и во внешней материализованной форме. Ребенок должен научиться правильно выполнять нужное действие по этому алгоритму. Активная роль учителя, который следит за правильностью выполнения каждого отдельного действия. Действие на этом этапе максимально развернуто и выполняется фактически с опорой на внешние вспомогательные средства.
2. ребенок заучил последовательность своих действий, причем, не просто в словесных формулировках, а на уровне понимания смысла каждого из них. На этом этапе учитель требует предварительного проговаривания вслух каждого шага решения (этап громкой речи) 3. этап внешней речи про себя Ребенок проговаривает про себя всю последовательность необходимых действий. 4. этап действия в скрытой речи (собственно умственное действие)
Получаемый практический результат выступает в качестве способа проверки правильности исходных представлений о составе условий, необходимых для их формирования с желаемыми характеристиками, и средством анализа уже сложившихся форм психической деятельности. Еще вариант: Отмечал неразработанность процессуального, операционального содержания деятельности в теории деятельности. Сделал это предметом своих исследований и изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действие – ориентировки, исполнения и контроля – главную роль играет ориентировка. Именно правильно заданная ориентировка позволяет выполнить новое действие правильно с первого раза. Теория Гальперина получила название теория поэтапного формирования умственных действий. Психика – ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Предмет психологии – ориентировочная деятельность субъекта. Наиболее адекватный метод исследования психики как ориентировочной деятельности – формирующий эксперимент. П.Я. Гальперин рассматривал ориентировочную основу деятельности (ООД) в связи с умственной и учебной деятельностью. Гальперин выделил различные типы ориентировок, в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. Типы:
I. Ориентировка на признаки. Обучение идет медленно, путем проб и ошибок и дает низкие результаты. II. Ориентировка на признаки и отношения. Признаки и отношения подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет быстрее, но результаты получаются ограниченными. III. Ориентировка на существенные свойства и отношения. Они специально выделяются путем анализа внутренней структуры объекта и его положения среди др. объектов того же рода. Усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия. П.Я. Гальперин отмечает, что система ориентиров может быть полной и неполной. Только построение полной системы ориентиров способно обеспечить действие качественной обратной связью. Формирование новых действий на неполной ориентировочной основе является неэффективным путем, так как оно требует больших временных затрат, но при том, что качество самих действий оставляет желать лучшего. Прежде всего, он рассматривает ориентировочную деятельность во взаимосвязи с психическим отражением. Основные задачи ориентировочной деятельности: ü Уяснение наличия проблемной ситуации; ü Выделения предмета актуальной потребности; ü Выбор пути или способа действия; ü Регуляции его исполнения. Ориентировка всегда предваряет исполнение П.Я. Гальперин рассматривает ориентировочную деятельность в её собственном психологическом понимании. Он выделяет три важных момента: 1. П.Я. Гальперин разделяет два близких понятия – ориентировочный рефлекс и ориентировочную деятельность. Он отмечает, что ориентировочный рефлекс – система физиологических компонентов ориентировки: поворот на новый раздражитель и настройка органов чувств на лучшее его восприятие. Ориентировочный рефлекс – чисто физиологический процесс. Ориентировочный рефлекс можно назвать поведенческим проявлением ориентировочной деятельности, которая уже не относится к физиологическим процессам. Ориентировка – это не только исследование, а чаще обследование. 2. Ориентировочная деятельность не может ограничиваться одними интеллектуальными функциями. С психологической стороны, потребности, воля, эмоции, представляют собой разные формы ориентировочной деятельности.
3. Исходя из того что, все формы душевной жизни могут представлять собой разные формы ориентировочной деятельности, П.Я. Гальперин говорит о том, что в таком случае психология во всех психических процессах изучает именно эту их сторону. Гальперин выделил и описал основные эволюционные уровни действия: 1) Уровень физического действия (неорганические формы материи) 2) Уровень физиологического действия (организмы, действия которых регулируются физиологическими механизмами) 3) Уровень действия субъекта (животные, действия которых регулируются в плане образа) 4) Уровень действия личности (человек, действия регулируются как индивидуальным, так и социальным опытом) Другое важное понятие в теории Петра Яковлевича - Умственные Действия. УД – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства (включая внешнюю речь), что отличает УД от других видов человеческих действия (физических, перцептивных, речевых). УД могут быть направлены на решение познавательных и практических задач. Виды УД: 1. Развернутая речь про себя 2. Действие по формуле (наивысшая форма внутреннего речевого действия) 3. Внутренняя речь (сокращенная речевая формула) Характеристики УД: § Мера обобщения. Выделение существенных свойств, необходимых для выполнения данного действия § Полнота фактического выполнения операций § Мера освоения действия Гальпериным разработана теория поэтапного формирования умственных действий – учение о процессах и условиях, определяющих формирование УД, а на их основе – представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории: ü Выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия. ü Среди условий действия особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (знаки, эталоны, меры). ü Образование действий (мышления, восприятия и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в умственный план (т.е. путем интериоризации). Этапы: 1) Создание ориентиров 2) Материальная форма – очень развернуто. Оно осваивается, потом сокращается. 3) Опора на громкую речь 4) Внешняя речь про себя → действие по формуле 5) Внутренняя речь
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|