Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Родительское благословение на брак и отношение к родителям




Оглавление

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РОЖДЕНИЕ СЕМЬИ

Семья - это крест

Выбор спутника жизни

Родительское благословение на брак и отношение к родителям

Венчание

Семейная жизнь

Дети и их воспитание

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ

Проблемы неверия в семейной жизни

Добродетель целомудрия и ее необходимость для брака

Искушение монашеством

Христианское осмысление раздоров в семье

Развод и его причины

Второй брак

Причины неверия детей

Грех детоубийства и его нравственные последствия

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА

Дух времени и его соблазны

Спасение - как цель христианской жизни

Несение креста - как необходимое условие спасения

Скорби - как епитимья от Господа        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 


Введение

 

В тропаре Псково-Печерским святым говорится, что обитель пребодобномученика Корнилия даровала миру «пречистых нам пред Господом заступников и молитвенников о душах наших». Достойным продолжателем этой традиции явился наш современник - архимандрит Иоанн (Крестьянкин), претерпевший гонения от богоборческой власти. Этим он уподобился основателю Псковского монастыря - преподобномученику Корнилию, который в свое время также терпел гонения от властьимущих, и в день памяти которого современный подвижник впервые прибыл в обитель с твердым намерением посвятить себя иноческой жизни.

Актуальность данной работы обусловлена недостаточной изученностью письменного наследия архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которое является достойным руководством для православного христианина в условиях проблематики современного мира. Его труды, равно как и рассказы насельников Псковской обители, свидетельствуют об этом известном архимандрите как об одном из духоносных старцев нашего времени. Слова отца Иоанна, живые и действенные, проистекают из глубокого духовного опыта псковского пастыря, посвятившего свою жизнь делу служения Богу и ближним. Этот богатый опыт может служить ориентиром для всех, ищущих спасения. За простотой слога скрываются фундаментальные истины православной веры и нравственности, касающиеся проблем современного человека. Раскрытию этих аспектов и посвящено настоящее исследование.

Целью данного исследования является методология разрешения проблем семьи и общества по советам архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Задачи данной работы:

.   Определить некоторые проблемы семьи и общества, освящаемые в духовном наследии архимандрита Иоанна.

.   Рассмотреть советы старца по их разрешению.

.   Освятить евангельское и святоотеческое основание в духовнической традиции отца Иоанна.

.   Сопоставить его учение о нравственном совершенствовании с поучениями других известных духовников XX века.

Объектом исследования является письменное духовное наследие архимандрита Иоанна.

Предметом исследования является учение старца о духовном делании христианина.

Хронологические рамки исследования охватывают собой период с 5 марта 1967 года по 5 февраля 2006: время пребывания подвижника в Псково-Печерской обители.

Историография темы работы.

Необходимо отметить, что до настоящего времени исследования касались в основном жизни отца Иоанна. Письменное же наследие архимандрита Иоанна мало изучено. Существует серия книг, в большинстве своем посвященных 100-летию со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые представляют собой собрания цитат, состоящие по большей части, из частной переписки старца. Это такие как «Духовная аптека», «Неведомому чаду», «Видевше свет вечерний», «О доброделании и милосердии», «Божий Инок», «Главное - быть с Богом» и прочие.

Описание источников исследования: Основными источниками для раскрытия темы бакалаврской работы являются, прежде всего, следующие сочинения псковского старца: «Письма», «Проповеди», «Опыт построения исповеди». В этих трудах содержится много материала, касающегося как догматических, так и нравственных истин. Также использовалась книга, составленная отцом Иоанном: «Размышления о бессмертной душе», которая представляет собой сборник из высказываний святых отцов и мыслителей православной Церкви о происхождении человеческой души и о ее природе, дополненной выдержками из проповедей архимандрита Иоанна.

Сведения о биографии архимандрита Иоанна (Крестьянкина) были получены из книги его келейницы Смирновой Т. С. - «Память сердца».

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе «Рождение семьи» раскрыта необходимость крестоношения в браке, родительского благословения на создание семьи и таинства венчания; описаны критерии выбора спутника жизни, принципы воспитания детей и взаимоотношений супругов.

Во второй главе «Проблемы семьи» освящены некоторые проблемы современной семьи: неверие, необходимость целомудрия, искушение уходом в монастырь для одного из супругов, осмыслена возможность развода и второго брака, рассмотрен грех детоубийства и его нравственные последствия.

В третьей главе «Проблемы общества» освящены проблемы нашего времени и вопрос спасения человека в современном обществе; подняты вопросы необходимости несения своего жизненного креста, терпения скорбей и, как частного их проявления, - болезней. Осмыслена христианская позиция по отношению к современной медицине.

Общий объём работы - 58 страниц.

 


Глава 1. Рождение семьи

Семья - это крест

 

В Священном Писании мы видим два вида служения ангелов Богу: непосредственное предстояние пред Престолом Божьим: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис.6:2), и служение Богу через помощь людям в деле их спасения: «Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90:11).

Человек, как венец творения, призванный уподобиться ангелам в их ревностном служении Создателю, так или иначе, стоит перед выбором: служение Богу с принятием иноческих обетов или служение в своей "малой церкви" (Рим.16:4) и воспитанием детей в традициях будущих граждан Царства Небесного.

Отец Иоанн (Крестьянкин) пишет: «У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то, и другое - крестоношение, это безусловно. Так что и в самом счастливом браке креста не избежать». Однако ясно, что мы - люди как существа, одаренные Всемогущим Творцом свободной волей, можем освободиться от Креста, но «только совсем отойдя от Бога… Тогда вместо Креста наденем другое ярмо… безнадежное», и «без Креста не увидим и Христа». Как пишет Игумен Никон (Воробьев), известный исповедник христианской веры XXвека: «Нет другого пути в Царствие Божие, кроме крестного». Отец Иоанн, раскрывая эту тему, говорит: «Я должен добровольно взять свой Крест, я должен полюбить его, признать себя вполне достойным его, как бы труден и тяжел он ни был».

Поясняя свою мысль, он перечисляет, что значит взять свой крест. Прежде всего, нужно великодушно переносить насмешки, поношения, гонения и скорби, которыми греховный мир будет одаривать человека, взявшего на себя "иго Христово". Также необходимо без ропота претерпевать тяжкий и никому не видимый труд над собой, невидимое мученичество души ради исполнения евангельских идеалов. Немаловажным является и добровольное и усердное подчинение лишениям и подвигам, обуздываемым плоть, ради жизни для духа. Необходимо также и довольствоваться тем, что по твоим силам, не внимая духу самомнения, который зовет к исполнению непосильного.

Особый акцент псковский старец делает на том, что человек должен взять именно свой крест: «Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией».

Таким образом, из слов отца Иоанна становится очевидной необходимость несения жизненного креста. Духовник псковской обители объясняет, что свой крест - это шествие по жизненному пути, предначертанному человеку самим Промыслом Божьим, а самовольный подвиг - это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим. Также он подчеркивает, что «только два пути благословлены Богом - семейный и одинокий - монашеский. И оба эти пути крестные».

Выбор спутника жизни

брак целомудрие христианский неверие

Любой верующий молодой человек рано или поздно становится перед выбором: создавать семью или принимать иноческие обеты. Выбор для многих сложен. Архимандрит Иоанн советует: «Не планируй сейчас свою жизнь, молись: "Скажи ми, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою"». Конечно, каждый христианин должен любое дело предварять молитвой, о чем говорит и святой апостол Иаков: «Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое"» (Иак.4:14,15). Молясь, христианин должен основной своей целью иметь достижение собственного спасения и спасение своих ближних: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). Комментируя эту мысль Спасителя, псковский духовник говорит: «Если цель в жизни определена - спасение души для вечности, то через все искушения пройдем с благодарением Богу и устоим в Истине».

Если же молодой человек пришел к убеждению, что хочет обрести семью, то одной молитвы может оказаться недостаточно. «Знакомиться с людьми и можно, и надо, - советует старец, - в общении не связывай себя перспективной целью. Пусть еще очень долго для тебя будут все просто друзьями. Береги себя. Богу нужна жертва чистая». Предостерегая от возможных для обоих на этом пути искушений, он говорит: «Помните только оба, чтобы в фундамент создания семьи не заложить грех сближения преждевременного, иначе трудно будет строить то, на что Вы простираетесь в своем желании». Тому, кто учится, духовник рекомендует: «Благоразумнее отдать все свои душевные и физические силы главному делу - учебе… Совместить два дела - учебу и создание семьи - невозможно без ущерба и тому, и другому».

Есть и другие опасности в выборе супруга, о которых предупреждает отец Иоанн. Одной девушке, которая обратилась к нему за советом, он отвечает: «На свое увлечение - любовь следует тебе наложить узду. Причин к тому больше, чем достаточно. Первая и главная - ты запретендовала на роль "спасительницы", а это безнадежно и грешно. Вторая и не менее важная - та, что по возрасту и по внутреннему состоянию вашему вы не должны быть вместе». Что касается "первого", то надеяться на то, что выйдешь за муж за человека неверующего и исправишь его, - это очень наивно и гордо, так как исправиться твой муж или нет - это дело его свободной воли. Рассчитывать на то, что ты его обязательно вымолишь - факт, свидетельствующий о самомнении человека. Прожить жизнь с атеистом, растить с ним детей, воспитываемых в атмосфере разногласия родителей в жизнеопределяющей позиции - перспектива весьма обременительная и духовно опасная как для взаимоотношений супругов, так и для духовного развития их отпрысков. По поводу второй причины отец Иоанн вопрошает: «Кто не хочет считаться с правилами Церкви, которые говорят, что разница в возрасте супругов допустима не больше ± 5 лет?».

Стоит отметить, что согласно указу Святейшего Синода от 20.02.1860 года «препятствие к браку усматривается также в большой разнице в возрасте между женихом и невестой». Однако, по мнению известного канониста протоиерея Владислава Цыпина, это препятствием к вступлению в брак не является абсолютным. Духовник должен объяснять, что такой брак имеет ряд неудобств, но в случае упорства желающих вступить в брак, обязан их обвенчать.

Из вышесказанного видно, что позиция архимандрита Иоанна по вопросу выбора супруга, основанная на его духовническом опыте, заключается в необходимости молитвы и надежды на Промысл Божий. Со вступлением в брак он советует не торопиться, если человек связан такими жизненными обстоятельствами, как учеба. А в выборе супруга настоятельно рекомендует учитывать его религиозные убеждения.

Родительское благословение на брак и отношение к родителям

 

Вопрос послушания своим родителям в наше время актуален как никогда. Современное общество, давно забывшее 5-ю заповедь Богооткровенного Закона, предпочитает опираться на собственный опыт, с необычайной легкостью игнорируя опыт предыдущих поколений. Сам старец до конца своих дней испытывал глубокую любовь по отношению к тем, кому обязан своей жизнью.«Кто же создает семью без благословения родителей?» - спрашивает отец Иоанн и подчеркивает: «Без родительского благословения ни в монастырь идти нельзя, ни семью создавать». Объясняя важность родительского благословения, он пишет: «Первое благословение после твоего выбора должно быть родительское, а второе - духовника твоего».

Очевидно, что не менее важен совет родителей и в любой другой жизненно важной ситуации. Вот что пишет по этому поводу отец Иоанн:

Не уходите от помощи и советов мамы. Ей дано от Господа знать о Вас больше, чем кому-либо другому.

Берегите … крепко заветы мамочки своей, это не пустые слова, но золотое зерно, которое даст всходы в радость вечности.

Очень хорошо, что у тебя доверительные отношения с родителями - их опыт поможет и тебе не сделать в жизни ошибки.

Но не все в наше время готовы внять словам псковского старца. Более того, часто дети не только не слушают своих родителей, но и обижают их, стремятся подчеркнуть свою независимость или, чего хуже, намеренно их оскорбляют. «Если бы мы исполняли эту заповедь Закона Божия (5-ю), тогда с наших уст никогда не срывалось бы ни единого обидного слова в адрес родителей, не говоря уже о грубости. Мы бы всячески старались исполнить волю родителей, их добрые повеления; всячески покоили бы их старость, безропотно, с терпением и любовью, ухаживали бы за ними во время их болезни».

Делая акцент на этой мысли, псковский подвижник утверждает: «Настолько мерзок грех не почитания родителей, что в законе Моисееве… (Господь) повелел избивать камнями таких нечестивцев… А потом удивляемся, почему у нас не ладится все, почему нет счастья в жизни нашей».

Оскорбительное отношение к тем, кому мы обязаны своей жизнью, не редкость и среди нас, мнящих себя христианами. Священное Писание учит нас: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою» (Втор. 27: 16) и «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:17). Продолжая эту тему, архимандрит Иоанн говорит: «Особенно страшно нам, христианам, не чтить родителей: вот нагрубим родителям, нашвыряемся с раздражением всякими дерзкими словами и уйдем в храм». «Зачем пошли в храм? Думаете, наши молитвы и жертвы примет Господь? - вопрошает он. - Нет! Не обольщайтесь! От таковых Бог не принимает ни молитв, ни жертв».

Некоторые христиане, видя неверие своих родителей, начинают воспринимать их как врагов Божьих или, что еще хуже, своих личных, забывая то, что Господь, повелевая почитать родителей, не прилагал к этой заповеди никаких условий: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Втор.5:16)». Протоиерей Олег Стеняев утверждает, что «любые формы нарушение этой заповеди влекут за собой смерть». Известный сербский духовник архимандрит Фаддей (Штрабулович) (1914-2003), как бы поясняя эту мысль, пишет: «Не смеем даже в мыслях оскорблять родителей», «для тебя они должны быть святыней». Продолжая тему почитания родителей, он убеждает, что духовная ситуация на земле очень плоха, потому что люди с самого детства противятся родителям.

Глядя на неверие родителей, не надо отчаиваться. Псковский духовник дает следующий совет в этой ситуации одной женщине: «Умудряйтесь в тайниках своего сердца жить напряженной жизнью христианки, но только в тайниках, пока Ваша любовь к Господу и к маме не приведет и ее на путь спасения…ей надо помочь найти путь к Богу. И это делается только любовью».

Таким образом, основываясь на Священном Писании, архимандрит Иоанн призывает слушаться и почитать родителей, а в случае их неверия молиться за них, окружая их любовью, не выставляя напоказ свою "внешнюю религиозность", но тихо и терпеливо ждать, когда промышляющий о каждой душе Господь просветит их светом христианской истины.

Венчание

 

Семья играет исключительную роль, как в государственной жизни, так и в жизни церковной. Христианская семья называется в Священном Писании «Церковью» (Кол.4,15). Отсюда становится ясно, какое большое внимание должно уделяться семье с духовной точки зрения, чтобы она исполняла свое назначение быть малой Церковью, чему как раз и способствует таинство Брака. Святой апостол Павел, сравнивая таинственный союз Господа и Церкви с брачным союзом мужа и жены, говорит: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». (Еф.5:31,32)

Брак в соответствии с христианским вероучением - Божественное установление, появившееся в Раю, через сотворение жены и преподанное первоначальной чете благословение.Благодаря браку человек не только сохранил способность к биологическому выживанию, но и получил возможность обрести Обетованного Спасителя. Таким образом, появившийся в Раю брак здесь, на земле, является средством, помогающим возвратиться в Рай падшему человечеству.

Пространный христианский Катехизис Святителя Филарета (Дроздова) дает следующее определение браку:«Брак есть Таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестой взаимной верности перед священником и Церковью, благословляетсяих супружеский союз во образ духовного союза Христа и Церкви и подаётся благодать благочестивого единодушия для законного рождения и христианского воспитания детей».

В древней церкви христиане, как римские граждане, вступали в брак либо посредством устного или письменного согласия, либо по факту - переходом невесты в дом жениха, что соответствовало нормам действовавшего на тот момент римского законодательства.«Как и все другие Таинства Православной Церкви, Венчание прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось».Вот что пишет митрополит Антоний Сурожский: «Первые христиане не знали того Таинства венчания, которое практикуется в современной Православной Церкви.

Совместная жизнь христианских супругов начиналась с совместного участия в евхаристии. Вступающие в брак приходили в евхаристическое собрание и, с благословения епископа, вместе причащались Святых Христовых Тайн».Таким образом, все присутствующие узнавали, что эти люди начали новую совместную жизнь у чаши Христовой, принимая ее как благодатный дар единства и любви, который соединит их в вечности.«Именно в залоге вечного единства и любви видится смысл новозаветного учения о браке. В отличие от ветхозаветного учения, где деторождение являлось главной целью брака, брак новозаветный предстает перед человеком как особое духовное единение христианских супругов, продолжаемое в вечности».

Уже в IV веке появляются первые канонические нормы, касающиеся брака. Так, в 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители приводили жениха и невесту для благословения в церковь.

Чин венчания является обязательным для всех вступающих в брак христиан. Если же супруги пришли к вере после того, как создали семью, обвенчаться все равно необходимо. Вот что по этому поводу пишет отец Иоанн (Крестьянкин): «То, что Вы повенчались с супругом, - милость Божия. Ведь Вы живете семьей, и теперь получили на это Божие благословение».И замечает: «Терпеть легче все семейные невзгоды, неся свой Богом благословенный крест. Крест-то нести все равно приходится, но теперь ваше терпение будет во спасение вам и чадам вашим».Подтверждение тому, что это таинство необходимо не только супругам, но и их детям, мы видим в следующих словах старца: «До этого таинства и вы во грехе, и чада ваши - плод греха», и «Венчание ведь - это Божие благословение и на Ваших детях, уже рожденных».

Про необходимость церковного брака писала и прославленная во святых государыня императрица Александра Федоровна: «Без благословения Бога, без освящения им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу». Также она берет во внимание тот факт, что без Божьего благословения вся радость и красота семейной жизни может быть в любой момент разрушена.

Таким образом, необходимость таинства венчания для любого христианина и единодушие в этом вопросе супругов были для псковского духовника очевидны.


Семейная жизнь

 

Говоря о проблемах семьи, псковский старец замечает, что наше время особенно характеризуется отчужденностью людей друг от друга, потерей сердечной связи, взаимного доверия и искреннего, доброжелательного влечения одного к другому. Даже среди членов одной и той же семьи очевидны желания отъединиться от своих родственников, отгородиться перегородками, чтобы иметь свой, особый угол.Он утверждает, что все это происходит из-за отсутствия гармонии у каждого члена семьи внутри себя. Только на основе этого внутреннего мира можно создавать мир и с близкими, и с окружающими людьми.

«Только когда во Иисусе Христе восстанавливается мир внутренний в человеческом сердце, - говорит духовник, - тогда восстанавливается связь этого сердца со своими ближними. Эта связь выражается в единстве слова, дела и мысли». К тому же нас призывает и апостол Павел: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10).

Конечно, прожить всю жизнь "в одном духе и в одних мыслях" - абсолютный гарант мирной супружеской жизни. Говоря о том, какими методами это достижимо, отец Иоанн советует: «Хорошо бы принять благой закон супружеской жизни - к себе быть построже, а к мужу поснисходительнее. Время раздумий и выбора окончилось, когда Вы решили сочетать свою жизнь с жизнью… (супруга) А это значит: из двух людей должен сложиться один гармоничный человек. А это созидание, это творчество… И еще это крест на всю жизнь». Помогут достижению этого духовного состояния и несению семейного креста следующие средства: «молитва»,«живая вера, имеющая на каждый миг себе помощника Бога» и «любовь в Боге». Архимандрит Иоанн заповедует любить даже «жесткого супруга ради Бога как данного Вам свыше помощника на пути спасения»,объясняя это тем, что человек семейный за каждого члена семьи ответственен пред Богом, а значит, за всех должно болеть его сердце. Чтобы проникнуться христианскими принципами взаимоотношений между супругами в семье, старец советует прочитать так называемую "Брачную главу " апостола Павла (1Кор. 7).

Является очевидным тот факт, что отсутствие мира в душе человеческой находит свое выражение и во внешней жизни человека. И только преодолев этот разлад внутри своей души человек может стать достойным семьянином. Отец Иоанн советует быть к себе строгим, а к другим снисходительным, без чего в принципе не возможна никакая духовная жизнь, ориентиром которой является, безусловно, Священное Писание.

Дети и их воспитание

 

Освещая проблемы современности, архимандрит Иоанн пишет, что люди сейчас стали настолько самолюбивы, что даже не хотят иметь детей, чтобы не утруждать себя их воспитанием. Многие матери, даже христианки, предпочитают работать вместо того, чтобы воспитывать детей, забывая апостольские слова о том, что жена спасается «чадородием» (1Тим.2:15) и воспитанием детей. Русская Православная Церковь отношение к этой проблеме выразила в «Основах Социальной Концепции» следующим образом: «Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

Святая императрица Александра, знавшая о проблемах воспитания детей не понаслышке, пишет: для нас их невинность - очищающая сила. Беспомощность детей затрагивает в сердцах родителей самые благородные струнки, и когда в доме появляется новорожденный - брак как бы рождается заново. Перед молодыми родителями встают новые цели, и жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл. Уточняя эту мысль, она утверждает, что «ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде». В свете этих слов становится понятно, почему отец Иоанн писал о том, что «отсутствие детей - это одна из важнейших причин, по которым распадаются браки».

Говоря о том, что жена спасается чадородием, апостол Павел упоминает также и о некоторых условиях ее спасения: «если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:15). То, что мать должна передать эти добродетели своим детям, относится к разряду самоочевидных истин. Императрица Александра Федоровна пишет, что с появлением детей у нас появляется масса забот, поэтому есть люди, которые смотрят на детей, как на обузу. Но так на них смотреть могут лишь холодные эгоисты. «Самолюбие», которое определил псковский духовник как причину нежелания иметь детей, и «эгоизм», о котором пишет царица Александра, - "одного поля ягоды". Как мы видим, и в этом вопросе отец Иоанн с Александрой Федоровной вполне единодушны.

Основой жизни и духовного совершенствования каждого христианина, вне зависимости от возраста, безусловно, является Причастие. «Враг корежится, обжигается святыней», - пишет отец Иоанн. - «Если вы не будете причащать чад ваших, то они при отличном состоянии здоровья будут живыми мертвецами». Профессор Архимандрит Киприан (Керн), преподаватель литургики в Свято-Сергиевской Духовной Академии в Париже и известный богослов XX - XXI вв., ссылаясь на слова Спасителя: «Я есмь хлеб жизни» (Ин.6:48), пишет, что «смысл Евхаристии есть воскрешение и вечная жизнь». Господь в беседе о «Хлебе Жизни» говорит иудям: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). Из этих слов становится очевидной необходимость Причастия как в деле воспитания, так и в деле спасения ребенка.

Кроме причащения и участия в церковных службах, важнейшей составляющей в духовном воспитании ребенка является добрый пример родителей. По этому поводу отец Иоанн пишет, что мы «раздражаем их своим несправедливым отношением к окружающим, а у детей особенно обострено чувство справедливости и правды. А потом удивляемся, почему они выросли не такими, какими хотелось бы их видеть».

Его слова подтверждает и царственная страстотерпица Александра Федоровна: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни». Раскрывая непреложное правило христианской жизни, архимандрит Иоанн как бы поясняет эти мысли: «слова назидают, а примеры влекут»!

Отражая в своих письмах проблемы воспитания молодежи в современном обществе, духовник пишет: «Сын Ваш появился в мир Божий чистой незасеянной землей, разве что терние наследственности незначительно сказывалось в младенце. Но младенец вырос, и Вы, и школа, и общество оставили в нем свои посевы». Поднимая проблематику неверия в среде молодых людей, отец Иоанн замечает: «Одному человеку справиться с плевелами жизни и с собственными страстями невозможно, а о Боге наше молодое поколение услышало совсем недавно, и не все способны воспринять услышанное».

Часто родители по нежеланию обуздать свою непомерную, неразумную родительскую любовь, настолько избаловывают своих детей, что растят настоящих эгоистов - потребителей, не желающих ни работать, чтобы добывать средства к пропитанию, ни учиться, чтобы получить специальность. Родители безрассудно отдают им все, что имеют, а потом сетуют, что под старость они выгоняют их из дома. Старец говорит, обращаясь к родителям, что раз они сами вырастили из своих детей эгоистов, то пусть терпят и просят у Господа прощения за искалеченные души детей.

Таким образом, архимандрит Иоанн утверждает, что дети не только укрепляют молодую семью, делая брак более прочным, но и являются для родителей стимулом для духовного совершенствования, так как добрый пример родителя - лучший воспитательный прием для них. Любовь же к детям должна быть разумной, а не той, которая превращает их в объект религиозного поклонения, травмируя, таким образом, не устоявшуюся детскую психику и превращая подрастающего человека в холодного эгоиста.

Семья - это крест - факт очевидный. И тяжесть этого креста во многом определяется в момент выбора спутника жизни, а родительское благословение вспомоществует в деле его несения. Кроме всего прочего необходимы таинство венчания, освящающее супругов и придающее браку законную силу, и дети как залог прочной семьи. Об этих азбучных истинах пишет отец Иоанн в своих письмах к людям, ищущим духовного совета старца. И сам факт поднятия таких вопросов - показатель нравственного упадка общества: то, что еще вчера относилось к разряду очевидных истин, сегодня нуждается в пояснении. Стремление к добру, к исполнению Заповедей Божьих, к духовному совершенствованию - насущная потребность любой христианской души, заложенная в нее Самим Богом, постепенно изживается в современном обществе. В наше время свободомыслия и, как следствие, развращенности нравственные принципы находятся в забвении. Однако Церковь и угодники Божьи стоят, как и прежде, на страже душ человеческих, ограждая их от влияния чуждого христианству духа, влекущего человека к вечной гибели.

 


Глава 2. Проблемы семьи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...